Внеклассное мероприятие по музыке для учащихся 1–7-х классов, посвященное блокаде Ленинграда, «Искусство блокадного Ленинграда»

Разделы: Музыка, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: познакомить учащихся 1-6 классов с искусством блокадного Ленинграда (музыка, театр, литература, живопись).

Задачи: привлечь учащихся к активному участию в мероприятии; выучить музыкальный и поэтический материал; воспитывать и формировать у детей чувство патриотизма, ответственности и долга, любовь к Родине и ее истории.

Оборудование: музыкальный класс, компьютер, 2 флешки, презентация, музыкальный центр, фортепиано, видео и аудио записи к данному мероприятию, мультимедийный проектор.

Ход мероприятия

Звучит песня “Медаль за оборону Ленинграда” (слайд 1)

27 января – День снятия блокады Ленинграда в 1944 году. Многомиллионный город жил и боролся в течение 900 труднейших блокадных дней и не только выстоял, но и победил!

“Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!” (Л.Панов)

Ведущий читает стихотворение

Эдуард Асадов “Ленинграду” (фрагмент) (слайд 2)

Не ленинградец я по рожденью.
И все же я вправе сказать вполне,
Что я - ленинградец по дымным сраженьям,
По первым окопным стихотвореньям,
По холоду, голоду, по лишеньям,
Короче: по юности, по войне!

В Синявинских топях, в боях подо Мгою,
Где снег был то в пепле, то в бурой крови,
Мы с городом жили одной судьбою,
Словно как родственники, свои.

Было нам всяко: и горько, и сложно.
Мы знали, можно, на кочках скользя,
Сгинуть в болоте, замерзнуть можно,
Свалиться под пулей, отчаяться можно,
Можно и то, и другое можно,
И лишь Ленинграда отдать нельзя!

И я его спас, навсегда, навечно:
Невка, Васильевский, Зимний дворец...
Впрочем, не я, не один, конечно.-
Его заслонил миллион сердец!

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады. 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью “Золотая Звезда”. (слайд 3)

Видео + Стихотворение “Дети блокадного Ленинграда” Н.Я.Соломыкиной (читают учащиеся 1 класса) + “Песня о блокаде” (слова и музыка Н.Я.Соломыкиной)

В городе, несмотря на блокаду, продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь. Продолжали работать театры, библиотеки, городская филармония, музыкальные школы, ленинградское радио. (слайд 4)

Довоенный Ленинград был одним из крупнейших центров культуры. Многие деятели искусства (музыканты, художники, писатели, поэты, артисты) были хорошо известны как в Советском Союзе, так и за его пределами. (слайд 5)

Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события. (слайд 6)

Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: “Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины”. Эти слова были оправданны. С самого начала войны писатели почувствовали себя “мобилизованными и призванными”. Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из них не вернулись. Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.

Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по радио. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи породили многочисленные стихотворные ответы.

Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша лирика.

Ленинградские писатели, поэты и прозаики, пережившие блокаду: Вемра Михамйловна Имнбер, Омльга Фёдоровна Берггомльц, Лимдия Ямковлевна Гимнзбург, Николамй Корнемевич Чукомвский, Л. Пантелемев  (настоящее имя — Алексемй Ивамнович Еремемев) и многие другие. (слайд 7)

Беды, принесенные войной и блокадой, были способны полностью уничтожить музыкальную жизнь, осталась бы только память о ней. И музыканты, и слушатели, как и все жители осажденного города, терпели лишения и муки голода и холода, умирали. Однако голос искусства не умолк... (слайд 8)

К сентябрю 1941 года число музыкантов в городе значительно сократилось. Одни – по призыву или добровольно – ушли на фронт, другие, часто – целые коллективы, эвакуировались. И все же в городе осталось немало известных музыкантов. У хорошего артиста всегда есть желание работать. Широкие возможности для этого давало участие в концертных бригадах, которые выступали в воинских частях, на призывных пунктах, всюду, где нужна музыка. (слайд 9)

Кольцо блокады замкнулось 8 сентября 41-го. В этот день в Театре музыкальной комедии прошел спектакль “Летучая мышь”. Коллектив театра не был эвакуирован. (слайд 10)

В театрах, в филармонии и консерватории шли концерты, постановки, на радио звучала музыка. Город продолжал жить и дышать. (слайд 11)

Музыканты вместе с воюющим народом ковали победу и продолжали писать песни. Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова: Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!

В блокаду Ленинграда продолжали печатать музыкальные произведения. Песни печатались даже на почтовых открытках и конвертах. (слайд 12)

Евгений Винокуров в 1945 году написал стихотворение (Читает ученица 6 класса)

Я эти песни написал не сразу. 
Я с ними по осенней мерзлоте,
С неначатыми, по-пластунски лазал
Сквозь черные полу на животе.
Мне эти темы подсказали ноги,
Уставшие в походах от дорог.
Добытые с тяжелым потом строки
Я, как себя, от смерти не берег.

Их ритм простой мне был напет метелью,
3адувшею костер, и в полночь ту
Я песни грел у сердца, под шинелью,
Одной огромной верой в теплоту. 
Они бывали в деле и меж делом
Всегда со мной, как кровь моя, как плоть.
Я эти песни выдумал всем телом, 
Решившим все невзгоды побороть.

9 августа 1942 года по планам фашистского командования Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской консерватории, на стене которой красовалась надпись: "Граждане! Осторожно! При артобстреле эта сторона опасна!" – в городе, где люди каждый день гибли от голода и бомбёжек – при всех зажжённых люстрах, что символизировало презрение к врагу, состоялась премьера Седьмой "Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича. И зал был переполнен. Организовал этот концерт и дирижировал оркестром Карл Элиасберг. А исполнял симфонию Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. (слайд 13)

Звучит фрагмент произведения “Седьмая симфония” Д.Д.Шостаковича. (слайд 14)

Учащийся 7 класса читает стихотворение.

Когда композитор бочком
Пробрался к подножью рояля,
В оркестре, смычок за смычком
Проснулись, зажглись, засияли,
Как будто из мрака ночей 
Дошли к нам порывы метели,
И сразу у всех скрипачей
С подставок листы полетели.
И эта ненастная мгла, 
В траншеях свиставшая хмуро
Никем до него не была 
Расписана, как партитура.
Над миром взрывалась гроза.
Еще никогда на концерте
Так близко не чувствовал зал
Присутствия жизни и смерти. 
Как дом, от полов до стропил 
Охваченный пламенем сразу
Оркестр, обезумев, вопил 
 Одну музыкальную фразу. 
Ей пламя дышало в лицо, 
Глушила ее канонада, 
Она прорывала кольцо 
Блокадных ночей Ленинграда.
Гудела в глухой синеве, 
Весь день пребывала в дороге 
И ночью кончалась в Москве
Сиреной воздушной тревоги.

Тогда весь мир был потрясён стойкостью и мужеством ленинградцев-блокадников. Исполнение симфонии передавалось по радио и городским громкоговорителям. И в гитлеровских войсках это произведение тоже слушали. И, по признанию некоторых немецких солдат, в тот день они поняли, что войну проиграют.

В тяжелые дни блокады художники Ленинграда ни на один день не прекращали работы. О мужестве, необычайной силе воли, исключительном упорстве и терпении ленинградцев, героически переносивших непомерные тяготы жизни в условиях осажденного города, рассказывали они в своих полотнах.  В зажатом в кольцо блокады Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов “Боевой карандаш” и вместе со всеми ленинградцами показали всему миру беспримерное мужество и силу духа. (слайд 15)  

“Ленинград в дни блокады и освобождения” – так называется серия более чем из трех десятков автолитографий А.Ф. Пахомова (1908–1973), которую он начал в 1941 г. и завершил уже после войны. Пахомов сам пережил блокаду, и его листы полны трагического чувства, но и восхищения перед мужеством и волей соотечественников. Весь мир обошел его лист “На Неву за водой”, изображающий закутанных девочек, с огромными глазами, добывающих последними усилиями воду из Невы. (слайд 16)

Торжеством великой победы Советской Армии над врагом проникнута большая батальная картина “Прорыв блокады 18 января 1943 года”, написанная коллективом ленинградских художников в составе А. А. Казанцева, И. А. Серебряного, В. А. Серова.   Картина изображает радостный момент соединения войск двух фронтов. Она была создана художниками вскоре после прорыва блокады, когда в памяти людей еще свежи были недавние переживания и горести, когда сама земля еще хранила следы ожесточенных сражений. (слайд 17)  

Быстрота зоркого наброска, этюда не исключала серьезности и глубины мысли. Этюды художников, оказавшихся в блокадном Ленинграде, – В. Пакулина, Н. Рутковского, В. Раевской, Н. Тимкова, А.Мыльникова и др.– это бесценнейшие живописные документы и по сей день (Я. Николаев “За хлебом”, 1943; В. Пакулин “Набережная Невы. Зима”, 1942). (слайд 18)

Большинство открыток, которые были выпущены в блокадном Ленинграде, выполнены по оригиналам произведений известных живописцев, графиков, а также молодых фронтовых художников. Тот же военный плакат, превратившись в открытку, приобрел новое качество - некий призывный рисунок дополнялся душевным словом, обращенным к конкретному адресату. (сдайд 19)

В строгом монументальном плакате В.А. Серова “Наше дело правое, победа будет за нами” (1941) фон плаката (триумфальная арка и дым заводских труб) характеризует место действия - Ленинград. Образ воина, изображённый крупным планом, проникнут подлинной силой и непреклонностью волей к победе. (слайд 20)

Большую популярность в годы войны приобрёл кинематограф. Уже в первые дни войны на фронт выехало более 100 съёмочных групп, они отсняли тысячи метров плёнки, запечатлели самые важные битвы с врагом. Советские кинохроникеры, работая в очень трудных условиях, деля с бойцами, офицерами и партизанами все тяготы ратной жизни, день за днем, шаг за шагом фиксировали боевой путь Советской Армии до Берлина. С первых дней войны во фронтовых съемках кинохроники принимало участие более ста пятидесяти операторов. На первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Особенной популярностью у зрителей, как фронта, так и тыла пользовались “Боевые киносборники”, составленные из короткометражных художественных фильмов. К наиболее многочисленной из них относятся фильмы, запечатлевшие главные, события войны Советской Армии против немецко-фашистских захватчиков

Стихотворение “И все же вы победили” (Н.Я.Соломыкиной) читают ученицы 4-х классов

Видеохроника военных лет + Песня “От героев былых времен” (исполняют ученики 5-6 классов)

Заключительная песня “Защитники страны” (муз. А. Берлякова, слова Н.Кожемятниковой) (исполняют учащиеся 1-3 классов)