Цели: формирование интереса к чтению, потребности в чтении; формирование умения работать в группе, высказывать свою точку зрения, уважать мнение собеседника; формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса.
Оборудование: книги со сказками, рисунки с изображением зимы, разрезанные на части, снежки (6 штук), 3 мишени, 3удочки, 3 баночки с узким горлышком, изображение Снегурочки на основе, разделённой на секторы, з листа, разделённых на секторы без рисунка, искусственные цветы фиалок или вырезанные из цветной бумаги, иллюстрации прочитанных сказок, жетоны разного цвета.
Заранее дети получили задание.
В январе пройдёт литературная игра. Мы вспомним зимние сказки и их героев. Победителем может стать только внимательный читатель. Прочитай сказки: “Морозко”, “Двенадцать месяцев”, “Снегурочка”, “Зимовье зверей”, “Лиса и заяц”, “Лисичка-сестричка и серый волк”, “Два Мороза”, “По щучьему велению...”, “Лиса – лапотница”, “Рукавичка”, В. Даль “ Старик – годовик”.
Любимую сказку проиллюстрируй.
Правила игры.
Каждая команда, выполняя правильно задание, получает жетон. Жетон хранит у себя правильно ответивший на вопрос игрок. В конце игры подведём итоги: определим внимательного читателя, набравшего большее количество баллов; команду - победителя.
Ход игры
Выставка книг и рисунков
1. Представление команд (Слайд 2)
- “Румяные щёчки”
- “Снежинки”
- “Весёлые ребята”
2. Конкурс скороговорщиков “Из первых уст” (Жёлтый жетон) (Слайд 3)
В зимний холод всякий молод. (Слайд 4)
Каждая команда должна проговорить по очереди скороговорку. Побеждает команда, которая быстро и чётко проговорит.
3. Загадки старика – годовика (красный жетон)(Слайды 5-10)
Прочитать сказку “ Старик – годовик” В.Даля и ответить на вопросы. Каждая команда отвечает на 1 вопрос
4. Конкурс “Зимняя мозаика” (жёлтый жетон)( Слайд11)
Каждая команда должна собрать рисунок из частей
5. Конкурс “Загадки Зимушки – зимы” (красный жетон) (Слайд 12)
Скатерть бела весь свет одела. (Снег) Слайд13
Мостится мост без досок, без топора, без клина. (Лёд) Слайд 13
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка) Слайд13
Назовите-ка, ребятки,
Месяцы в моей загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь) Слайд14Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи за месяц это? (Январь) Слайд 15Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это? (Февраль) Слайд 16
Чтоб не мёрзнуть
Пять ребят
В печке вязаной сидят. (Рукавицы) Слайд 17
Бегут по дорожке
Доски на ножке. (Лыжи) Слайд 17
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром – в школу, днём – домой. (Валенки) Слайд17
6. Конкурс “Попади метко в цель” (по 6 человек от команды) (жёлтые жетоны) Слайд 18
На доске закреплены мишени, в которые нужно попасть. За каждое попадание – жетон
7. Литературная викторина “Зимние сказки” (Синие жетоны) Слайд 19
Угадайте сказку по иллюстрации (“Лисичка – сестричка и серый волк”) Слайд 20
- Как лисе удалось добраться до рыбы старика? (Притворилась мёртвой, старик её сам на воз положил, хотел старухе воротник на шубу привезти) Слайд 21
- Сколько рыбок дала волку лиса? (Ни одной) Слайд 22
- Назовите место зимней рыбалки. (Прорубь) Слайд 23
- Как долго рыбачил волк? (Всю ночь) Слайд 24
- Что заставило волка убежать с места рыбалки? (Утром бабы пошли за водой, стали бить волка коромыслом. Волк еле убежал) Слайд 25
- Как лисе удалось обмануть волка во второй раз? ) Сказала, что её люди побили так, что у неё мозги выступили. На самом деле на голове у неё было тесто) Слайд 26
- Что приговаривала лиса, когда волк вёз её? (“Битый небитого везёт”) Слайд 27
8. Конкурс “Необычная рыбалка” (по 1 человеку от команды) (жёлтые жетоны ) Слайд 28
Для игры нужны 3 удочки, на леску каждой удочки прикрепить большой гвоздь, 3 баночки с узким горлышком. Необходимо опустить гвоздь в горлышко бутылки. Оценивается быстрота и точность выполнения задания
- Какой сказочный герой с ёлки на ёлку поскакивал, поскакивал да потрескивал? (Морозко) Слайд 29
- О ком так говорили: “Надо правду сказать, девочка была золото: :в хороших руках она бы как сыр в масле каталась, а у мачехи она каждый день слезами умывалась” ( О падчерице) Слайд 30
- Кто так говорил: “ Вези, вези, старик, её куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали, чтобы мои уши о ней не слыхали. Да не вези к родным в тёплую хату, а в чистое поле на трескуч мороз”? (Мачеха) Слайд 31
- Кто отвёз свою дочь зимой в чистое поле на верную гибель? (Отец) Слайд 32
- Какой вопрос трижды задавал Морозко? (“Тепло ли тебе, девица?”) Слайд 33
- Почему Морозко одарил падчерицу? (Полюбились Морозке её ласковые речи, сжалился он над ней) Слайд 34
- Кто предсказывал богатство падчерицы? (Собачка) Слайд 35
- Почему старуха в лютый мороз отправила родную дочь в чистое поле? (Завидовала падчерице, хотела, чтобы её дочь одарили) Слайд 36
- Что отвечала старухина дочь на вопрос Морозко? (“Убирайся ты! Иль ты ослеп, не видишь, что у меня руки и ноги окостенели!”) Слайд 37
- Угадай по описанию: А собою она беленькая, как снег, глазки, как незабудочки; светло-русая коса до пояса, одного румянца только нет вовсе...” (Снегурочка”)
Слайд 38
- У кого жила Снегурочка? (У старика и старухи) Слайд 39
- Как появилась Снегурочка у старика и старухи? (Вылепили из снега) Слайд 40
- В какое время года грустила Снегурочка? (Весной) Слайд 41
- На какой праздник пригласили девушки с собой Снегурочку? (Иванов день) Слайд 42
- Куда же делась Снегурочка? (Прыгнула в огонь и потянулась вверх лёгким паром, свилась в тонкое облачко и полетела в высоту поднебесную) Слайд 43
9. Конкурс художников. Нарисуйте Снегурочку (для всей команды; жёлтый жетон ) Слайд 44
Лист разделён на 6 секторов, секторы пронумерованы. На листе изображена Снегурочка. 6 человек должны по очереди изобразить на своём листе, разделённом на секторы Снегурочку. Каждый участник изображает, переносит изображение только своего сектора. Оценивается быстрота и точность переноса изображения.
- Угадай сказку по иллюстрации (“Зимовье зверей”) Слайд 45
- Какого животного не было в этой сказке: бык, баран, гусь, коза, петух, свинья? (Коза) Слайд 46
- Кто из зверей предложил избу строить? (Бык) Слайд47
- Кто из зверей первым пришёл проситься в дом к быку? (Баран) Слайд 48
- Кто из героев говорил: “А по мне хоть какие морозы, я не боюсь: зароюсь в землю и без избы перезимую”? (Свинья) Слайд 49
- Кто угрожал хозяину дома выщипать мох из стен избы, если тот не впустит его? (Гусь) Слайд 50
- Кто из диких зверей решил съесть зимовавших в лесу домашних животных? (Волк, лиса и медведь) Слайд 51
- Чем закончилась сказка? (Бык с товарищами до сих пор в избушке поживают и горя не знают) Слайд 52
- В какой сказке девочке зимой удалось нарвать фиалок, собрать землянику и яблоки? (“Двенадцать месяцев”) Слайд 53
- Назовите четвёртого лишнего персонажа сказки: Мария, Январь, Елена, Мороз Иванович. (Мороз Иванович) Слайд 54
- Как звали падчерицу, и как звали родную дочь женщины, ответьте, прослушав отрывок. “...И в то время, как Елена целыми днями наряжалась и гуляла, Мария должна была делать всю домашнюю работу: убирать комнаты, стряпать, стирать, шить, прясть, работать в поле, ходить за коровой.” (падчерица – Мария, родная - Елена) Слайд 55
- Назовите героев по описанию: “Вокруг костра на двенадцати камнях сидели двенадцать братьев. Трое из них были совсем седые, трое помоложе, следующие трое ещё моложе, а трое младших были прекраснее всех остальных” (Двенадцать месяцев) Слайд 56
- Какой месяц был главным среди братьев – месяцев? (Январь) Слайд 57
- Какой месяц помог Марии принести фиалки? (Март) Слайд 58
- Благодаря какому месяцу Мария смогла набрать землянику? (Помог Июнь) Слайд 59
- Какой месяц взял жезл и помог Марии набрать яблок? (Сентябрь) Слайд 60
- Почему Елена отправилась сама в лес? (Мария принесла только два яблока, а Елене хотелось ещё яблок. Она решила сама найти яблоньку и обтрясти её всю.) Слайд 61
- Что заставило мачеху отправиться в лес?( Пошла искать свою дочь Елену.) Слайд 62
- Удалось ли Елене найти зимой яблоки? (Нет. Она была неприветлива, груба с братьями – месяцами. Она замёрзла в лесу) Слайд 63
10. Конкурс “Собери букет фиалок” (жёлтый жетон ) Слайд 64
Как известно, Марии в сказке удалось зимой набрать букет фиалок. На нашей воображаемой полянке тоже появились фиалки. Приглашаю по одному человеку из каждой команды. Определим, кто из вас больше цветов наберёт.
- В какой сказке лесному обитателю удалось построить хрустальный дворец? (“Лиса и заяц”) Слайд 65
- Почему лисичка, которая построила хрустальный дворец, стала в избушке зайчика жить? (Ледяной дворец лисы весной растаял) Слайд 66
- Кто жалел зайчика и пытался выгнать лису? (Волк, медведь, бык, петух)
- Слайд 67 Кого нет на слайде?
- Удалось ли кому – либо помочь зайчику? (Помог Петушок) Слайд 68
- Как петушок напугал лису? (Петушок грозил лисе, хотел её посечь косой) Слайд 69
- Блиц-турнир Слайд 70 (Синие жетоны)
- Какая чудо – рыба могла исполнить любое желание своего спасителя? (Щука) Слайд 71
- Кого в сказках называют Михайло Потапычем? (Медведя) Слайд 72
- В какой сказке домашние животные расправились с лесными хищниками? (“Зимовье зверей”) Слайд 73
- Кого в сказках называют Патрикеевна? (Лису) Слайд 74
- В какой сказке лапоть помог голодной кумушке наесться досыта? (“Лиса – лапотница”) Слайд 75
- В какой сказке описан необычный способ рыбной ловли? (“Лисичка сестричка и серый волк”) Слайд 76
11. Конкурс “Угадай сказку по иллюстрации” (для всей команды) (Синие жетоны) Слайды 77- 80
Дополнительно команды могут обменяться иллюстрациями, самостоятельно выполненными дома.
12. “Торги. Начинаем с десяти” (Синие жетоны) Слайд 81
За выполнение данного задания можно получить от 1 до 10 баллов. Если участник угадает сказку с первого слова, то получит 10 баллов, с двух слов – 9 баллов и так далее. В конкурсе принимают участие капитаны команд.
- “Вдруг слышит: невдалеке Морозко потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает.”(“Морозко”) Слайд 82
- “Здесь горел огромный костёр, а вокруг него сидели двенадцать братьев” (“Двенадцать месяцев”) Слайд 83
- Вот вылепили носик, подбородок, сделали две ямочки на лице, ротик. (“Снегурочка”) Слайд 84
13. Конкурс “Волшебные слова” (Синие жетоны) Слайд 85
- Назовите “волшебные” слова, чтобы рыбалка стала удачной. (Ловись рыбка и мала, и велика) Слайд 86
- Какие слова говорил Емеля? (По щучьему велению, по моему хотению...) Слайд 87
- Какие “волшебные” слова помогли лисе напугать защитников зайца? (“Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!”) Слайд 88
Подведение итогов Слайд 89
Награждение
Номинации:
- “Внимательный читатель” (1 место, 2 место, 3 место) (определяется по количеству синих жетонов)
- “Самый смекалистый” (Определяется по количеству жетонов)
- “Самый ловкий” (Определяется по количеству жёлтых жетонов)
- “Художник – иллюстратор” (Награждаются ребята, проиллюстрировавшие прочитанную сказку)
Команда – победитель игры “В гостях у зимних сказок” (Жетоны всех участников команды суммируются)
Литература.
- В лесу родилась ёлочка! Подарок от Деда Мороза. Новогодние стихи и сказки/ худ. Ю. Устинова. – М.: Эксмо, 2008. – 144 с.: ил. – (Золотые сказки)
- Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки. -- М.: Новая школа, 1996. - 112 с.