Урок-игра по теме «Основы цитологии»

Разделы: Биология, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: Обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету.

Задачи:

  • Образовательная - сформировать способность находить нужную информации, отбирать главное, обобщить и систематизировать изученное
  • Развивающая - развивать умение публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи, работать в команде
  • Воспитательная - воспитывать в учащихся чувство радости, удовлетворения от процесса умственного труда.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-игра.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация к уроку,

Эпиграф

"Знать - значит победить". А.Несмеянов

Ход урока

I. Орг. момент.

Приветствие, сообщение темы и цели урока.

II. Правила игры.

1. В игре принимают 2-4 команды. Пользуясь предложенной схемой, выбирают тему вопроса и его стоимость.

2. Право ответа принадлежит команде, первой ответившей верно на вопрос разминки .

3. За верный ответ команда получает количество баллов соответствующее стоимости вопроса.

4. Команда, ответившая правильно, получает право отвечать на следующий вопрос. В случае неправильного ответа у команды снимается со счета стоимость вопроса. Право ответа переходит к другой команде.

Схема игры

III. Разминка

Команда, первая решившая задачу, начинает игру.

Задача: в клетке животного диплоидный набор хромосом равен . Определите количество молекул ДНК перед митозом, после митоза, после первого и второго деления мейоза.

Решение: По условию, . Генетический набор:

  • перед митозом , поэтому в этой клетке содержится  молекул ДНК;
  • после митоза , поэтому в этой клетке содержится  молекулы ДНК;
  • после первого деления мейоза , поэтому в этой клетке содержится  молекул ДНК;
  • после второго деления мейоза , поэтому в этой клетке содержится  молекул ДНК.

Вопросы к игре

Химический состав клетки

Вопрос – 5 баллов

Какой химический элемент обеспечивает тургор в клетке?

Ответ: калий

Вопрос – 10 баллов

Какие химические вещества ускоряют биохимические реакции в клетке?

Ответ: белки

Вопрос – 15 баллов

Какое вещество является уникальным растворителем?

Ответ: вода

Вопрос – 20 баллов

Кисти великого художника Рубенса принадлежат несколько великолепных портретов его свояченицы. Особой изюминкой внешности этой миловидной женщины считались выпуклые карие глаза “с поволокой”. Однако один из наших современников, известный врач, любуясь её портретами в картинной галерее, сказал, что он незамедлительно отправил бы эту даму на приём к врачу. К какому специалисту получила бы направление свояченица Рубенса и почему?

Ответ: эндокринолог, проблемы щитовидной железы в связи с нехваткой йода

Вопрос – 25 баллов

Он нужен всем, когда лишь связан,
А вяжется с большим трудом
Весь мир живых существ обязан
Ему растительным белком.
Распространен во всех трех царствах, 
Освобождается в огне. 
И есть он в красках и лекарствах,
Он нужен в мире и в войне

О каком элементе идёт речь?

Ответ: азот

Строение клетки

Вопрос 5 баллов

Энергетическая станция клетки.

Ответ: митохондрия.

Вопрос 10 баллов

С помощью какого органоида рассасывается хвост лягушки?

Ответ: лизосома.

Вопрос 15 баллов

В каком органоиде содержится наследственная информация клетки?

Ответ: ядро, хромосома.

Вопрос 20 баллов

Какой немембранный органоид состоит из двух или даже из трех субъединиц?

Ответ: рибосома.

Вопрос 25 баллов

Укажите отличия грибной и растительной клетки.

Ответ: клеточная стенка гриба включает хитин, запасной углевод – гликоген, в грибной клетке нет пластид.

Обмен веществ

Вопрос 5 баллов

Как иначе называется энергетический обмен?

Ответ: диссимиляция, катаболизм.

Вопрос 10 баллов

Сколько молекул АТФ образуется в гликолизе из трех молекул глюкозы?

Ответ: 6 молекул АТФ.

Вопрос 15 баллов

Сколько нуклеотидов т РНК участвует в построении белка состоящих из 35 аминокислот?

Ответ: 105

Вопрос 20 баллов

Какова длина гена, кодирующего структуру молекулы белка, состоящего из 287 нуклеотидов?

Ответ: Так как количество нуклеотидов равно287, а связей на одну меньше. Тогда количество связей умножаем на ее длину т.е. 286 х О,34нм=97, 24нм.

Вопрос 25 баллов

Используя принцип комплементарности, достройте вторую цепочку молекулы ДНК. Вычислите в данном отрезке % содержание А, Г, Ц, Т.

- Т-А-Г-Г-Ц-Ц-А-Т-А-А-Г-Т-Т-Г-Ц-Т-А-А-Г-Т-

Ответ:

–Т-А-Г-Г-Ц-Ц-А-Г-А-А-Г-Т-Т-Г-Ц-Т-А-А-Г-Т-

-А-Т-Ц-Ц-Г-Г-Т-Ц-Т-Т-Ц-А-А-Ц-Г-А-Т-Т-Ц-А-

Количество А=Т=11, что составляет 27,5%, Г=Ц=9 что составляет 22, 5%.

Ученые - цитологи

Вопрос 5 баллов

Кто сформулировал клеточную теорию?

Ответ: Т. Шванн, М. Шлейден

Вопрос 10 баллов

Кто из ученых доказал, что клетка образуется в результате деления другой клетки?

Ответ: Р. Вирхов.

Вопрос 15 баллов

Кто из ученых увидел ядро в клетке?

Ответ: К. Бэр.

Вопрос 20 баллов

Ученый создавший прибор микротом для приготовления тончайших срезов тканей и первый обнаруживший ядро в клетке, назвав клетки ядросодержащими зернышками.

Ответ: Я. Пуркинье.

Вопрос 25 баллов

В 1906 год ученому, открывшему, этот органоид в клетке была, присуждена Нобелевская премия.

Ответ: А. Гольджи.

Подведение итогов игры.

1. Сообщается количество набранных баллов командами.

2. Определяется команда победитель.

3. Отмечается самый активный участник.

4. Участникам вручаются призы.

Источники информации.

  1. Т.А. Ловкова. Внутришкольный контроль: подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии. М.: Айрис – пресс 2010-192с.
  2. И.Н.Пономарева. Биология 10 класс: профильный уровень: учебник дляучащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана – Граф, 2012. - 400с.
  3. http://lichnosti.net/list_prof_92.html
  4. http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%
    D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%BB%D0%
    B5%D1%82%D0%BA%D0%B8&clid=1806167&lr=976&csg=
    5352%2C8695%2C9%2C11%2C3%2C0%2C0