Информатизация системы образования в России предполагает его реформирование в двух взаимообусловленных направлениях: формирование информационно-коммуникационной компетенции обучающихся, с одной стороны, и развитие информационно-коммуникационной компетенции преподавателя, с другой стороны.
Информационно-коммуникационная компетентность учителя иностранного языка имеет свои особенности, связанные с предметом – иностранным языком и культурой страны изучаемого языка. Использование дидактического потенциала ИКТ позволяет интенсифицировать учебный процесс, способствует формированию и развитию всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции учащихся и в целом преобразовывает образование в соответствии с потребностями информационного общества.
Таким образом, актуальность работы обусловлена недостаточной разработанностью проблемы внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
Так какова же цель и для чего нужно применять ИКТ на уроках иностранного языка?
Цель:
образовательная:
- понимать учебные тексты;
- ориентировать на формирование развития аудитивных навыков и умений;
- обобщать лексический материал по теме;
- обобщать грамматический материал по теме;
- развивать навыки говорения, аудирования, чтения и письма по теме.
воспитательная:
- повышать мотивацию к изучению иностранного языка;
- воспитывать любовь к культуре и традициям страны изучаемого языка;
- воспитывать культуру общения в разных видах речевой деятельности;
- соблюдать правила культуры поведения.
развивающая:
- развивать творческие особенности у студентов;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- развивать языковую догадку, память, внимание;
- развивать умение выборочно понимать на слух необходимую информацию;
- развивать умения познавательной деятельности.
Задачи:
- Формировать лингвистические способности обучающихся;
- Развивать различные виды коммуникативных умений (чтение, письмо, говорение и аудирование);
- Развивать творческие способности обучающихся.
- Далее предлагаю рассмотреть каждую задачу более подробно, чтобы действительно понять:
- Формирование лингвистической способности обучающихся
В английском языке такие понятия, как лексика и грамматика прямо взаимосвязаны друг с другом. Через лексику реализуется принцип необходимости самовыражения личности в процессе коммуникации. Это определяет ее важное место на каждом занятии по иностранному языку, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения преподавателя. При правильном построении грамматических конструкций каждый обучающийся должен обладать широким лексическим запасом слов. Поэтому, чтобы у учащихся не было таких трудностей, преподаватель должен выбрать более оптимальные методы введения новой лексики на уроках иностранного языка. В современном мире главным помощником преподавателя становятся информационно-коммуникационные технологии. Можно использовать графические возможности компьютера, такую программу, как PowerPoint, для создания упражнений на новую лексику, когда учащиеся зрительно запоминают слова, а не пытаются ассоциировать их с русским значением. Для повторения и закрепления можно использовать такие обучающие сайты, как www.busuu.com и www.lingualeo.com.
Развитие различных видов коммуникационных умений.
Коммуникационные умения состоят из четырех основных блоков – это говорение, чтение, аудирование и письмо. При живом общение эти умения неразделимы. Для ведения разговора требуются сформированные умения аудирования и говорения; при написании письма необходимо уметь писать и читать.
ИКТ осуществляют возможность проводить экстенсивное аудирование, где важно понять определенную информацию. А затем плавно перейти к говорению, так как услышанное часто порождает желание рассказать о себе или просто продолжить разговор по заданной теме. Такие задания выполняются либо индивидуально, либо со всей группой.
Задания такого рода можно составить самим на сайте www.elsvideo.com или используя возможности интерактивного комплекса "Mimio", "Smart". Все на доске перемещается – слова, картинки. Учащиеся не только визуально воспринимают информацию, но и практически, перемещая слова. Ребята с удовольствием выполняют такие задания.
Развитие творческих способностей у обучающихся.
Сегодня невозможно представить нашу работу без компьютера. Он необходим для подготовки к урокам, печатания раздаточного материала - карточек, таблиц, схем, тестов; наглядного материала, при оформлении проектов, при подготовке презентаций. Презентация – это новое дидактическое средство для организации учебного процесса. Презентации нацелены на развитие интереса, мотивации, на активность субъектов учения, интерактивность, увеличение доли аудиторной самостоятельной работы обучающихся на уроке, развитие креативности, на самореализацию и социализацию учащихся, на предотвращение их перегрузки.
На моих уроках целью презентации может быть:
- иллюстрация и демонстрация учебного материала;
- первичное закрепление знаний;
- контроль знаний.
В своей работе я часто использую мультимедийные презентации, включающие в себя огромные возможности для развития интеллектуально-творческих способностей обучающихся. Работа над презентацией помогает учащимся проявить себя совершенно неожиданно. У них появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты. Зная, что работа будет востребована, учащиеся более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Этот процесс развивает интерес к языку, воображение, творческое мышление и самостоятельность.
Повысить интерес к выполнению самостоятельной и внеаудиторной работы обучающихся.
Использование компьютерных программ помогает формировать у учащихся устойчивую мотивацию и интерес к изучению английского языка, развивать их интеллектуальные способности. Компьютерные программы также помогают обучающимся творчески подходить к созданию коммуникативно важных текстов – поздравительных открыток, анкет, биографий, рефератов, проектов.
Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой. Ресурсы Интернета, используемые для выполнения внеаудиторной работы:
- электронная почта (www.mail.ru, www.ya.ru и т.д.);
- телеконференции (Skype);
- видеоконференции (Skype);
- возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички, персонального сайта или блога;
- доступ к информационным ресурсам (www.englishtown.ru);
- автоматический перевод текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
- поисковые системы (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.com и т.д.);
- разговор в сети.
Перечисленные средства ИКТ создают благоприятные возможности на уроках английского. Они помогают использовать компьютерные технологии как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Преподавателю необходимо грамотно контролировать использование ИКТ и Интернета в самостоятельной работе обучающихся.
Заключение
Использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению интереса учащихся к предмету и эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера. Но не стоит забывать, что интеграция ИКТ в учебный процесс предъявляет большие требования не только к обучающимся, но и к преподавателю.