Методические рекомендации для обучения решению задач «Движение по реке»

Разделы: Математика


Решению задач на «Движение по реке» начинаем обучать в 5 классе. Как во всякой задаче важно, чтобы ученик умел правильно разобраться в условии и сделать её краткую запись. В этих задачах задействовано 4 вида скоростей, что создаёт трудности для учащихся в них разобраться. Предлагаю один из приёмов, который использую в течение многих лет, называю его «Помощь трёх точек».

1. Изобразить на прямой три точки на одинаковом расстоянии в следующем соответствии. Средняя точка – собственная скорость (Vсоб), левая точка – скорость против течения (Vпрт самая маленькая), правая точка – скорость по течению (Vпот самая большая), между точками – скорость реки (Vр)

2. Каждой точке придать числовое значение по условию задачи.

Например:

3. Построить таблицу для v,t, s занести в неё данные.

         V               t               S       
По течению Vпот    
Против течения Vпрт    
По озеру Vсоб    
Плот    

Подсказки:

1. Vпот = Vсоб + Vр;
2. Vр = Vпот – Vсоб = Vсоб – Vпрт. = (Vпот – Vпрт) : 2
3. Vпрт = Vсоб – Vр;
4. Если задача решается с помощью уравнения, то за «Х» обозначить собственную скорость или скорость реки.

Приложение 1

Литература:

1. Л.В. Кузнецова, Е.А. Бунимович, Б. П. Пигарев, С.Б. Суворова. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. – М.: Дрофа, 2002.