Не так уж и трудно задачи решать:
Проблема дает вдохновенье.
Искусство же в том, чтоб суметь отыскать
Задачу, когда есть решенье.
Тип урока: урок применения и закрепления знаний.
Цели урока:
- Образовательные:
- создать условия для отработки навыков решения задач на проценты всех трёх видов;
- для формирования рационального способа нахождения 10%, 20%, 25%, 50%;
- продолжать работу по составлению задач на проценты с использованием дополнительной литературы, газетного материала;
- установление связи теории и практики через специальный подбор задач;
- проверка знаний учащихся по теме;
- Развивающие:
- создать условия для интеллектуального, эмоционального, личностного развития ученика;
- для развития творческого мышления учащихся;
- активизация самостоятельной деятельности ;
- работа над мотивацией и самооценкой учеников;
- Воспитательные:
- создать условия для воспитания коммуникативной и информационной культуры ученика, для воспитания активности, самостоятельности, любознательности.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока и мотивация учебной
деятельности.
III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
IV . Усвоение системы знаний и их применение для
объяснения новых фактов
V. Рефлексия и постановка домашнего
задания.(Подведение итогов урока).
VI. Проверка знаний учащихся.
I. Организационный момент
II. Формулировка темы, целей урока. Мотивация познавательной деятельности
1. Целевой блок.
Прочитайте внимательно задачу (задача записана
на доске):
Ване через месяц на день рождения мама обещала
купить сотовый телефон по цене 6700 рублей. Но за
это время цены на сотовые телефоны сначала
повысились на 10%, а затем были снижены на 10%.
Сможет ли теперь мама купить сотовый телефон на
ту же сумму денег?
Нужно (что сделать?) решить задачу на проценты.
Итак, сегодня мы продолжаем решать задачи на
проценты, но задачи, взятые не из учебника , а
задачи, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
Значит, какова цель нашего урока,
давайте попробуем сформулировать её…
(научиться применять знания о процентах для
решения практических задач)
А какова будет тема нашего урока? … (Проценты в
нашей жизни)
2. Записать в тетрадях число, тему урока.
III. Актуализация знаний. (Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях)
1. Вопрос – ответ (фронтальная работа)
Задайте вопросы
А что нам нужно знать и уметь, чтобы решить
задачу на проценты?
Какие ещё можно задать вопросы ?
отвечаем !
Вопросы (задают дети и дети отвечают):
- Что такое процент? –
- Как найти 1% от числа ? –
- Как найти процент от числа? –
- Как найти число по его проценту? –
- Как найти процентное отношение двух чисел? –
Похвалить активных ребят
2. Задания с доски. (фронтальная работа) Выполним задания с доски
№ 1. а) Проценты замените десятичной дробью
3% 43% 1,3% 237%
б) Десятичные дроби замените процентами
0,09 0,34 6,5 0,007
№ 2. Найдите
5% от 400 руб (20)
20% от 35 руб (7)
25% от 32 кг;
(8) 200% от 5 (10)
А
как можно найти ещё? Как проще?
№ 3. Найдите число, если
- 4% числа равны 40; (100)
- 300% числа равны 3. (1)
№ 4. Сколько % составляет
- 4 от 5; (80%)
- 12 от 24. (50%)
№ 5. Установи соответствие:
а) 50% учащихся
школы
1) все учащиеся школы
б) 25% учащихся
школы
2) половина всех
учащихся школы
в) 10% учащихся
школы
3) четверть всех учащихся школы
г) 100% учащихся
школы
4) десятая часть всех учащихся школы
Похвалить активных ребят.
3. Задания на листах: (индивидуальная работа)
Заштрихуйте 50% фигуры, затем 50% оставшейся
части, запишите, какая часть фигуры осталась
незаштрихованной, сколько это %?
1 ряд – прямоугольник; 2 ряд – круг; 3 ряд –
квадрат
Поднимите свои работы, покажите, что у вас
получилось.
Сравните с образцом на доске:
Поднимите руки, кто выполнил задание правильно.
Молодцы!
Давайте отдохнем.
IV. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов
Работа с задачей
А теперь, ребята, давайте вернёмся к нашей
задаче. Выясним, кто из нас прав?
Вам даётся время 2-3 мин, чтобы составить план
решения. Вы можете обдумывать решение с соседом
по парте, а затем мы все вместе обсудим
предложенные вами варианты решения.
Запишем решение. Один пишет, другой
комментирует…
Решение:
1) 6700 : 100 • 10 = 670(руб) –10% от
первоначальной цены (повысили цену).
или1)6700:10=670
2) 6700 + 670 = 7370(руб)– цена после повышения
3) 7370 : 100 • 10 = 737(руб) – 10% от новой цены
(была снижена
цена)
или3)7370:10=737
4) 7370 – 737 = 6633(руб) – цена после понижения
5) 6633<6700
Ответ: Ваня получит телефон в подарок.
Чьи предположения подтвердились? Делаем вывод.
А можно ли решить задачу по-другому?
Какие вопросы можно поставить еще?
1. Как изменилась цена в итоге?
Решение:
6700 – 6633 = 67(руб) – стал дешевле стоить телефон.
2. На сколько процентов снизилась цена?
67 : 6700 • 100 = 1%
3. Сколько процентов составляет новая цена от первоначальной?
6633 : 6700 • 100 = 99%
4. А как из изменилась бы цена, если бы её сначала понизили на 10%, а затем повысили на 10%?
Решение: (за доской решает ученик, остальные в тетради самостоятельно)
2) 6700 – 670 = 6030(руб) – цена после понижения.
3) 6030 : 100 • 10 = 603(руб) – 10% от новой цены.
4) 6030 + 603 = 6633(руб) – цена после повышения.
Проверяем !
Какой вывод можно сделать? ( если сначала понизить цену, а потом повысить на одно и тоже количество процентов, или, наоборот, сначала повысить цену, а потом понизить на тоже количество процентов, результат не измениться)
5. Давайте попробуем составить обратную задачу:
Ване купили на день рождение телефон по цене 6633 руб. Сколько стоил телефон первоначально, если до покупки его цена сначала повысилась на 10%, а затем была снижена на 10%?
V. Рефлексия и постановка домашнего задания
Что важное и полезное узнали в результате
решения этой задачи? Чему научились?
(как найти новую цену предмета после понижения и
повышения старой на несколько %;
если цену сначала повысить на несколько %, а потом
понизить на то же количество % и наоборот , то
результаты будут одинаковые)
Если придется такую задачу решать в жизни, то
сможете ли вы её решить?
Мы решили лишь одну из множества практических
задач.
А где и с какими ещё, ребята, задачами на
проценты мы сталкиваемся в жизни? Вы ответите на
этот вопрос, составив дома задачу по теме урока.
Запишите д/з:
Д/з: «3» – № 1763
«4,5» – придумать и решить задачу по теме урока
(составить обратную к решенной)
задача в два действия на «4»;
задача на 3 и большее количество действий на «5»
VI. Проверка знаний учащихся
Насколько каждый из вас готов применить полученные знания, это мы сейчас проверим, выполнив тест. (Приложение 1)
Проверяем работу соседа, ставим оценку (взаимопроверка).
Кто получил оценку «5»? «4»? «3»?
Молодцы! Тесты вкладываем в тетрадь и тетради
сдаем.