Внеклассная работа – это неотъемлемая составляющая учебно-воспитательного процесса. И в то же время это одна из возможностей повышения интереса учащихся к изучению школьного курса географии. Правильно организованное и интересно проведенное внеклассное мероприятие способствует обогащению знаний детей, позволяет им проявить инициативу и самостоятельность, помогает развитию индивидуальных способностей, раскрывает таланты ребенка. Привлечение школьников к подготовке и проведению мероприятия открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с различными источниками информации: книгой, картой, Интернетом и др. Огромное значение здесь играет совместная творческая работа, которая сближает учащихся и учителя, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников.
Внеклассная работа по географии в школе должна проводиться в системе, но быть разнообразной по формам и содержанию. Практика показывает, что самым любимым видом деятельности учащихся вне урока является игра, особенно в младшей и основной школе. Игра для ребенка – это прежде всего увлекательное занятие. В игре все равны. Здесь нет слабых и сильных учеников: находчивость и сообразительность оказываются даже более важными качествами, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, вера в свои силы и возможности - все это способствует преодолению стеснительности и затем благотворно сказывается на результатах обучения географии на уроках. Но в то же время игровая деятельность требует напряжения эмоциональных и умственных сил, так как ученик должен принять решение: как поступить, что сказать, как выиграть? Стремление решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся. Особенность игры заключается и в том, что она одновременно ставит человека в несколько позиций: реальную и условную. Именно здесь учитель может по-новому открыть для себя ребенка, увидеть его совершенно с другой, положительной, стороны.
Использование во внеклассной работе игровой деятельности помогает воспитывать личность ребенка. Игра предполагает избирательное отношение к действительности, стимулирует активность, помогает формировать взгляды, убеждения, мировоззренческие идеи, развивает познавательный интерес к географии, учит объяснению природных явлений, причин их возникновения. Положительные эмоции во время игры влияют на формирование нравственных качеств личности.
Правильно преподнесенный географический материал вызывает неподдельный интерес, желание самостоятельно разобраться в данных проблемах, неожиданных ситуациях. Занимательность материала способствует развитию мышления и творчества. Интересные рассказы, разные точки зрения, неожиданные вопросы, занимательные ответы, переживания усиливают эмоциональное воздействие на учащихся. Использование полученных знаний и поиск новых повышают культуру умственного труда, расширяют кругозор ребят, стимулируют к новым успехам и достижениям. Учитель всегда должен помнить, что без эмоционально-ценностного отношения к миру снижается эффективность обучения географии.
Сценарий игры-соревнования «Кругосветное путешествие»
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы
собрались здесь с вами по очень важному поводу.
Дело в том, что вчера на электронную почту нашей
школы пришло необычное письмо, которое я вам
сейчас прочитаю. Вот оно:
«Ребятишки Колюдовской школы! С большим
удовольствием сообщаем вам, что ваши будущие
первоклашки, отправившись с родителями в круиз,
на прошлой неделе были захвачены нами, морскими
пиратами, в плен. Как уважающие себя морские
разбойники, мы требуем за них выкуп. Но для начала
мы хотим проверить вас на ваши знания, умения,
сообразительность и сноровку, чтобы выбрать
лучших из лучших! Мы будем вам присылать по
электронной почте задания каждые 5-10 минут и
следить, как вы с ними справляетесь. Уверены, что
вы не побоитесь трудностей и примете наш вызов!» Подпись:
Грозные морские пираты.
– Ну что, ребята, принимаем вызов грозных
пиратов или оставим в беде наших будущих младших
школьников? Принимаем!
– В таком случае я хочу пригласить на сцену наших
ребят, которые будут бороться за звание «лучших».
Итак, встречайте: команда «…» и команда «…». (Приглашаются
две команды по 4 человека в каждой: по 2 ученика из
7 класса и по 2 ученика из 8 класса в каждой команде).
Команда, которая лучше и быстрее справится с заданием в целом, будет получать вот такой ключик (ведущий демонстрирует ключ всем зрителям).
Определять лучших нам сегодня помогут ребята из 10 класса: (называет фамилии и имена 3-х учащихся, которые будут следить за выполнением заданий и считать баллы, т.е. выполнять роль жюри в конкурсах).
– Ребята! Я тоже очень хочу помочь нашим участникам вырвать из лап жестоких разбойников будущих младших учеников, поэтому хочу сделать небольшой подарок командам: я вручаю им по три «золотые монетки». За каждую «монету» можно будет купить один ответ на любой вопрос у зрителей. Болельщики тоже могут зарабатывать «монетки», дав правильный ответ на вопрос. Но зрители могут отказаться от «монетки», взяв сладкий приз (конфету). В конце состязания пять «монеток» можно будет обменять на один ключ и подарить любой команде. Соответственно, лучшими окажутся те участники, которые наберут больше ключей за все задания. <Приложение 9>
(«Монетки» вырезаются из цветного картона золотистого или серебряного цветов (тогда «монетки» будут серебряными), или можно использовать детские игровые жетоны).
– А вот и подоспел наш помощник-техник, который принес от пиратов первое задание. Давайте быстрее его прочтем.
Задание 1.
«Ну что ж, отважные герои, мы рады, что вы не испугались пиратов и приняли наш вызов. Вот вам наше первое испытание: наверняка вы знаете, что каждый моряк должен уметь находить объекты на карте с закрытыми глазами. А вы сможете? Проверим. Вот вам названия материков и океанов. Вы должны с завязанными глазами максимально правильно разместить их на контурной карте мира в соответствии с названием: один член команды называет и подает листок с материком или океаном, а второй член команды с завязанными глазами прикрепляет его к карте. Вряд ли вы справитесь с этим заданием, но все же желаем вам удачи!» Подпись: морские пираты
(Листочки с названиями материков и океанов к карте можно прикреплять с помощью двусторонней изоленты или использовать магнитную доску. Данное задание выполняется командами по очереди: по три материка и по два океана каждая команда размещает на карте. Кто правильнее выполнит его, тот получает от ведущего ключ. Если две команды показали одинаковый результат, тогда вручаются ключи каждой команде.)
Ведущий. Молодцы, ребята, что справились с таким нелегким заданием, но нам нельзя расслабляться, так как пришло второе письмо от морских пиратов. Давайте посмотрим, что там написано.
Задание 2.
«Первое препятствие вы одолели. А теперь проверим, насколько хорошо вы умеете ориентироваться на материках и знаете расположение географических объектов. Высылаем вам карту, на которой нужно подписать пять географических объектов, отмеченных цифрами. Зуб даем, перепутаете названия и объекты, и провалите задание с треском!» Подпись: морские разбойники.
Команды получают контурные карты Южной Америки. На выполнение этого задания дается 2 минуты. Кто быстрее и, главное, правильно выполнит его, тот получает от ведущего ключ.) <Приложение 2>
Вопросы болельщикам. <Приложение 8>
Ведущий. Итак, в этом конкурсе у нас победила команда «…» и мы вручаем ей ключ. Молодцы, ребята! Но нам надо спешить дальше, я вижу очередное письмо в руках нашего помощника-техника. Не терпится узнать, что же там…
Задание 3.
«Ну что ж, умельцы, с картой вы справились. А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете природу материков. По объекту, который будет демонстрироваться на экране, вы должны будете определить и назвать материк, на котором он находится. Это задание вряд ли вам по плечу, надеемся на ваш провал». Подпись: злобные пираты
(Всего демонстрируется 13 картинок по трем направлениям: рекордсмены, животные и растения. Кто быстрее дает правильный ответ, получает балл. Команда, набравшая больше баллов, получает за это задание ключ. Если команды не справляются с заданием, отвечать могут зрители, зарабатывая «золотые монетки» или конфеты.)
Ведущий. Ребята, пираты, наверное, сами испугались нас, что-то они молчат со своей очередной выдумкой. Пользуясь их паузой, давайте проверим ваше домашнее задание. Напомню, что команды должны были провести друг с другом диалог «Держу пари…».
Задание 4.
(Каждый член команды заранее готовит вопрос, начинающийся словами «держу пари, что…» и дальше следует утверждение географического содержания. Свой вопрос ученик задает члену другой команды, подходя к нему и протягивая руку, как для заключения пари. После того, как ответ будет получен, очко присуждается той команде, которая оказалась права, руки разжимаются, а отвечающий задает свой вопрос первой команде, и так по цепочке, пока не выскажутся все члены команд. Ключ получает та команда, которая наберет больше очков. Если представитель команды дает неправильный ответ, можно обратиться к зрителям за помощью, вручая за правильные ответы конфеты или «монетки».)
Примеры домашнего задания «Держу пари…»
1. Держу пари, что температура теплых течений всегда выше, чем холодных.
(Нет, не всегда, т.к. тип течения (холодное или теплое) определяют по отношению к окружающей воде, и температура холодного течения в тропиках может быть выше температуры теплого течения в арктических широтах.)
2. Держу пари, что современное оледенение представлено на всех материках Земли.
(Нет, это не так. Современное оледенение отсутствует на материке Австралия, т.к. этот континент самый плоский (невысокий) и расположен в тропических широтах.)
3. Держу пари, что высоко в горах мы бы чувствовали себя гораздо лучше, т.к. там воздух более чистый, свежий и лучше насыщен кислородом.
(Нет, это ложное утверждение. С высотой и атмосферное давление, и количество кислорода в воздухе уменьшается, а высоко в горах давление совсем низкое и люди очень тяжело переносят такие природные условия: наблюдается головокружение, вялость, сосуды от большой разницы давления лопаются, что может привести даже к летальному исходу.)
4. Держу пари, что я смогу измерить расстояние по карте с помощью циркуля.
(Да, это возможно. Используя линейный масштаб карты, можно сразу получить расстояние в километрах.)
5. Держу пари, что в поясе высокого атмосферного давления всегда выпадает большое количество осадков/
(Нет, это неверно. В поясе высокого атмосферного давления преобладают нисходящие токи воздуха, которые не могут привести к образованию облаков и выпадению осадков. Поэтому в поясах высокого давления выпадает очень незначительное количество осадков.)
6. Держу пари, что на побережье океана не может образоваться пустыня.
(Нет, на морских побережьях расположены такие пустыни, как, например, Намиб (Африка), Атакама (Южная Америка). Это объясняется влиянием холодных течений, которые охлаждают воздушную массу, она становится тяжелой, опускается вниз, удаляясь от насыщения влагой. Осадков на сушу такая воздушная масса не приносит, что и приводит к образованию пустынь на побережьях.)
7. Держу пари, что я смогу один (одна), как Робинзон Крузо, прожить целый год в оазисе Австралии.
(Нет, т.к. в Австралии нет оазисов.)
8. Держу пари, что количество высотных поясов в горах зависит от высоты гор и их близости к экватору.
(Да, это правильно: чем выше горы и чем ближе они расположены к экватору, тем больше высотных поясов они имеют.)
Ведущий. Смотрите, ребята, пираты, кажется, снова начали действовать! Наш помощник принес от них письмо. Посмотрим, посмотрим…
Задание 5.
«Мы долго совещались и придумали для вас трудную задачу, с которой вы точно не справитесь. Мы, моряки, пользуемся разными приборами во время плавания, но есть и «сухопутные» приборы, помогающие людям изучать природу. Наверняка, вы о них даже и не слышали. Вот здесь вы и провалите задание, кинжал нам в печенку! Высылаем вам список приборов, попробуйте определить, для чего они нужны!» Подпись: морские волки
№ |
Прибор |
Что им измеряют |
1 | Термометр | |
2 | Барометр | |
3 | Гигрометр | |
4 | Компас | |
5 | Эхолот | |
6 | Сейсмограф | |
7 | Осадкомер | |
8 | Флюгер | |
9 | Нивелир | |
10 | Бинокль |
(Каждой команде дается листок с названием приборов, напротив нужно написать, что им измеряют. Команда, давшая максимальное число правильных ответов, получает ключ. На выполнение задания отводится 3 минуты.) <Приложение 5>
Вопросы болельщикам. <Приложение 8>
Ведущий. Ребята, морские пираты никак не хотят признавать свое поражение, видно они собрались с силами и придумали для нас сложное задание. Ну, не будем гадать, давайте лучше посмотрим, какое испытание они нам подготовили на этот раз.
Задание 6.
«Да, ребятки, мы придумали для вас невыполнимое задание, настоящее пиратско-разбойничье, чтобы вы как следует поломали голову. Дело в том, что мы между собой иногда изъясняемся на своем особом языке, и вам предлагаем прочесть слова на нем. Неужели вы сможете их расшифровать? Червь сомнения гложет наши души! Но вы хотя бы попытайтесь! Подпись: пираты XXI века.»
(Команды получают ребусы, на выполнение задания отводится 5 минут. Кто быстрее и правильнее даст ответы на это задание, тот получает ключ. После того, как работы будут сданы на проверку жюри, ребусы можно продемонстрировать всем зрителям.) <Приложение 6>
Вопросы болельщикам. <Приложение 8>
Ведущий. Ребята, вы, наверное, уже устали? Тогда может мы сдадимся пиратам? Нет? Ну что же, в таком случае – вперед, в очередное сражение с морскими разбойниками! И вижу я на горизонте помощника с письмом в руках. А вот и оно – очередное заковыристое испытание.
Задание 7.
«Совершенно случайно мы обнаружили у ваших малышей дневник, который они вели во время своего кругосветного путешествия. Но вот беда: ваши карапузы то ли на солнце перегрелись, то ли впечатлений получили сразу слишком много, но в своих записях они так все перепутали, что мы ничего толком понять не смогли. Высылаем вам последнюю запись дневника, исправьте там ошибки и перешлите нам письмо обратно. Сгораем от любопытства». Подпись: пираты всех морей.
«Сбылась наша давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Наконец-то мы в Африке, на самом огромном материке земного шара! Стоял сентябрь, везде чувствовался приход весны. Слои снега еще лежали под высокими эвкалиптами, которые стояли зелеными, так как они никогда не сбрасывают хвою. Пингвины, которых выделяли на снегу их черные фраки, отбирали корм у птицы-секретаря. Кенгуру огромными прыжками догоняла тигра. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки Замбези и попали в Сахару. Там было тепло, леса стояли в зеленом убранстве, особенно красивы были молодые листочки на березах. На берегу самого красивого и глубокого в мире озера Танганьика мы сделали привал, наловили тунцов и написали эти заметки».
(Каждая команда получает распечатанные листочки с текстом и подчеркивает ошибки в тексте. На выполнение задания отводится 5 минут. Этот же текст транслируется на экране, чтобы зрители тоже могли исправить ошибки и дополнить после ответа команд. Затем на экран можно вывести текст с исправлениями, чтобы убедиться в правильности ответов. Можно зрителям предложить на время выполнения задания вопросы болельщикам <Приложение 8> с раздачей конфет или «монет»)
Ведущий. Молодцы, ребята! Давайте скорее отправим исправленный дневник пиратам, как они просили, пока с нашими малышами ничего серьезного не случилось (отдает письмо помощнику и забирает у него другой лист). А вот и ответ принес наш помощник!
«Всё! Всё! Всё! Мы сдаемся! Вы победили! Но нам нужен выкуп, как и договаривались: вы отдаете нам 7 ключей, которыми мы откроем сундук с семью замками и заберем наши сокровища, а вы в обмен на ключи получите своих друзей»/
Ведущий. Ребята, кто хочет обменять
свои «золотые монетки» на ключи и подарить
любимой команде? (Можно объединяться
нескольким человекам для получения одного
ключа.)
Ну а теперь давайте посчитаем, какая команда
сможет выручить наших младших ребятишек. У кого
есть семь ключей?
(Если ни одна команда не набрала достаточное
количество ключей, ведущий обращается к
участникам, прежде всего к членам команд.)
Ребята, а как же теперь нам быть, неужели мы не
сможем выручить наших малышей и они останутся в
руках злых разбойников? Как же нам собрать семь
ключей?
(Если команды сами не догадаются объединить
усилия и свои ключи, ведущий помогает им это
сделать подсказками. Затем ведущий забирает
ключи, отдает их помощнику, а у него берет
шкатулку со сладкими призами (или какими-нибудь
другими) для участников команд.)
НАГРАЖДЕНИЕ! (Подарки получают обе команды!!!) Учитель благодарит всех участников игры, а также болельщиков, которые активно отвечали на вопросы.
PS: если вдруг, что очень маловероятно, команды захотят забрать сокровища себе, а не обменивать их на свободу других детей, ведущий отдает им шкатулку с двумя книгами, которые команды забирают в качестве подарков за игру. Однако в этом случае учитель делает соответствующие выводы и комментарии вслух относительно поступка учащихся.
PPS: в зависимости от имеющегося времени на мероприятие количество заданий в конкурсе можно сократить по выбору учителя или ведущего.