Цель урока: общая характеристика фосфора. Рассмотрение аллотропных видоизменений фосфора. Изучение химических свойств фосфора.
Задачи:
- Образовательные: способствовать формировать знания о фосфоре, углубить и конкретизировать знания периодического закона и системы химических элементов на примере строения и свойств простых веществ, образованных фосфором; обеспечить в ходе урока повторение понятий строение атома, электроотрицательность, аллотропия.
- Развивающие: развивать самостоятельность; формировать умение логически рассуждать, четко излагать свои мысли, установить причинно-следственную связь, делать выводы.
- Воспитательные: формировать интерес к предмету и знаниям;
воспитание экологического мышления.
Оборудование: ПСХЭ, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Учебник: Рудзитис Г.Е Химия. 9 класс.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала
Учитель: Материал, который нам предстоит изучить, почти вам известен, поэтому мы этот урок проведем, как урок повторение и систематизация уже известных нам сведений.
Слайд. Тема урока. Цель урока.
Слайд. История открытия фосфора.
Заполнение таблицы с использованием ПСХЭ:
Свойства химических элементов |
Азот | Фосфор |
Положение в периодической системе | ||
Число электронов на внешнем уровне | ||
Электронная формула | ||
Число энергетических уровней | ||
Характерные степени окисления | ||
Сравнение электроотрицательности элементов той же группы | ||
Сравнение радиуса атома с радиусами атомов элементов этой же группы | ||
Формула высшего оксида | ||
Формула летучего водородного соединения | ||
Формула высшего гидроксида | ||
Нахождение в природе |
Слайд. Таблица. Сравнение результатов работы по слайду.
Учитель: Сравните атомы азота и фосфора. Сформулируйте вывод.
Слайд. Вывод: Азот и фосфор элементы главной подгруппыVгруппы периодической системы. Оба элемента имеют на последнем энергетическом уровне одинаковое число электронов. Поэтому, будут проявлять одинаковые степени окисления: высшая степень окисления у фосфора и азота равна +5, низшая –3. В атоме фосфора 3 энергетических уровня, в атоме азота 2 энергетических уровня. Поэтому, по сравнению с азотом атомы фосфора имеют больший радиус, меньшее значение электроотрицательности, а значит, более выраженные восстановительные свойства, а окислительные способности у фосфора выражены слабее.
Слайд. Нахождение фосфора в природе и организме.
Фосфор относится к числу распространенных элементов. Общее содержание в земной коре составляет около 0,08%. Вследствие лёгкой окисляемости фосфор в природе встречается только в виде соединений. Главными минералами фосфора являются фосфориты и апатиты, из последних наиболее распространён фторапатит 3Ca3(PO4)2 • CaF2. Фосфориты широко распространены на Урале, в Поволжье, Сибири, Казахстане, Эстонии, Беларуси. Самые большие залежи апатитов находятся на Кольском полуострове. Фосфор – необходимый элемент живых организмов. Он присутствует в костях, мышцах, в мозговой ткани и нервах. В состав зубной эмали входит фторапатит. Из фосфора построены молекулы АТФ – аденозинтрифосфорной кислоты. В организме взрослого человека содержится в среднем около 4,5 кг фосфора, в основном в соединении с кальцием. При недостатке фосфора в организме развиваются различные заболевания костей.
Фосфор содержится также в растениях.
Слайд. Получение фосфора.
Фосфор получают из фосфоритов и апатитов, нагревая их в электрической печи без доступа воздуха в присутствии оксида кремния (IV) и угля.
Вопрос: Что называется аллотропией? Поясните сущность аллотропии на основе изученных нами материалов. Для простого вещества фосфора характерно явление аллотропии.
Слайд. Аллотропия.
Работа с таблицей №16 на странице 62 учебника.
Просмотр видео-эксперимента:
– сравнение температур воспламенения белого и
красного фосфора;
– превращение красного фосфора в белый.
Слайд. Химические свойства фосфора.
Просмотр видео-эксперимента:
- горение белого фосфора под водой;
- получение фосфида кальция;
- гидролиз фосфида кальция.
Слайд. Применение фосфора
Основная масса производимого фосфора перерабатывается в фосфорную кислоту и получаемые на ее основе фосфорные удобрения и технические соли (фосфаты).Белый фосфор используется в зажигательных и дымовых снарядах, бомбах; красный фосфор – в спичечном производстве. Фосфор применяется в производстве сплавов цветных металлов как раскислитель. Частично Фосфор применяется для получения хлоридов и сульфидов, которые служат исходными веществами для производства фосфорсодержащих пластификаторов, медикаментов, фосфорорганических пестицидов, а также применяются в качестве добавок в смазочные вещества и в горючее.
III. Закрепление материала
Осуществите превращения
Запишите уравнение реакции, составьте электронный баланс, укажите окислитель и восстановитель.
IV. Домашняя работа. § 21, упр. 1-5, (с. 70)
VI. Подведение итогов и выставление оценок