Актуальность. В современном образовании актуализируется гуманистическая и личностная направленность образовательного процесса, определяющего качественно новое понимание школьника как субъекта учебной деятельности и предполагающего создание условий для целостного проявления, развития и раскрытия личности ученика. Реализация такого подхода в учебной деятельности школьника становится возможной только при активной позиции учащегося.
Необходимость внедрения метода «портфолио» определяется противоречиями между: социальным заказом на личностные качества человека XXI века, способного осуществлять выбор, осознавать собственные действия, выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут и «объектным» подходом к ребёнку в образовании, подавляющим данные качества; снижением мотивации учебной деятельности у современных школьников и поиском способов активизации учебной деятельности педагогами. Метод «портфолио» приобретает ещё большую значимость в условиях личностно-ориентированного обучения, так как реализация этого принципа является ответом на новые запросы, поставленные перед общим образованием высшей школой, рынком труда и современной динамичной жизнью.
Портфолио – такая технология, которая обеспечивает активное обучение. В широком смысле слова – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучаемых. Это способ индивидуализированный, ориентированный на самооценивание. В узком смысле слова – это файловая папка, содержащая информацию, отражающую приобретенный опыт и достижения учащегося.
Портфолио в традиционном понимании – коллекция работ учащегося, демонстрирующая его достижения и прогресс, достигнутый за определённый отрезок времени. В нашей интерпретации – это «Портфолио самоопределения». Важным направлением предмета «Технологии» является психолого-педагогическая поддержка социального и профессионального самоопределения учащихся. Поэтому особое внимание при формировании портфолио уделяется изучению склонностей, способностей, интересов, представляющих субъективную и социальную ценность личности; развитию способности самостоятельно определять свои взгляды, свою позицию.
Процесс активизации учебной деятельности школьников на основе метода портфолио эффективен при следующих педагогических условиях: содержание портфолио составляют задания, которые имеют личностный характер; материалы портфолио используются учителем в периодическом контроле для оценки учебной деятельности школьников; в процессе ведения портфолио осуществляется педагогическая поддержка индивидуальной образовательной траектории учащихся.
Разработанная модель портфолио соответствует следующим требованиям:
- Согласованности: соответствует специфике и формам профилизации, позволяет полностью и компактно фиксировать информацию.
- Простоты: позволяет самостоятельно формировать различные варианты основных разделов портфолио.
- Адекватности: обладает достаточной полнотой и точностью и обеспечивает возможность презентации и количественной либо качественной оценки различных видов достижений ученика на основании критериального оценивания; включает рефлексивный блок материалов, основанный на планировании, контроле и оценке учеником собственных достижений.
Структура «Портфолио самоопределения»:
1. Памятка для учащегося.
1) Что даёт работа по формированию портфолио.
2) Как надо работать, формируя портфолио.
2. Компоненты портфолио.
Портфолио состоит из следующих компонентов: «могу», «хочу», «надо».
1) «Могу» – тесты и методики для изучения
индивидуально-типологических особенностей
личности.
– анкета для определения типа нервной системы;
– тест Айзенка;
– методика выявления стержневых черт характера;
– анкета самооценки учащихся,
– методика и оценка коммуникативных и
организаторских склонностей.
2) «Хочу» – тесты и методики, направленные на
выявления интересов личности.
– опросник по Е.А. Климову;
– методика Е.А.Климова «Определение будущей
профессии»;
– ориентировочно-диагностическая анкета
интересов;
– методика по определению потребностей
личности,
– методика выявления и оценки профессиональной
направленности «НИН».
3) «Надо» – формирование профессионального
портрета, анализ соотношения своих возможностей
и способностей, определение дальнейшего
маршрута действий для построения
профессиограммы.
– анализ успеваемости по предметам, выбранным
для изучения на профильном уровне;
– сводная таблица.
3. Контроль теоретических знаний по предмету «Твоя профессиональная карьера».
– тесты, по проверке уровня усвоения основных
понятий курса;
– мини-проекты.
Практическая значимость. Разработанная модель
расширяет возможности использования метода
«портфолио» в педагогической практике.
Предложенные методические рекомендации по
реализации метода портфолио со школьниками,
разработанная структура учебного портфолио
могут быть использованы в качестве
дидактического инструментария при организации
индивидуального образовательного маршрута
ребенка, активизации учебной деятельности
школьников.
Использование «Портфолио самоопределения»
можно считать вектором современного подхода к
обучению старшеклассников, который имеет
практическую деятельностную направленность,
ориентирован на подготовку человека,
самостоятельно выбирающего индивидуальную
траекторию развития в сознание. Портфолио
является современной формой оценивания,
адекватной духу и характеру современного
образования.
Статья представлена также в виде презентации (Приложение 1).
Литература:
1. Гецов Г.Г. Как эффективно работать с
информацией из книг, журналов, газет и других
источников. Приемы традиционные и новые. 8-е изд.
М., 2005.
2. Новикова Г.Н., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Портфолио
в зарубежной образовательной политике. // Вопросы
образования № 3. 2004.
3. Пейн С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио –
новая форма контроля и оценки достижений
учащихся // Директор школы, 2000. № 1.
4. Пряжников Н.С. Методы активизации
профессионального самоопределения. Комплект из
4-х книг под общим названием. М.: Институт
практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК»,
2000.
5. Пряжников Н.С. Профессиональное и
личностное самоопределение. М.: Институт
практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.
6. Психологическое сопровождение выбора
профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Московский
психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
7. Чистякова С.Н. Педагогическое
сопровождение самоопределения школьников.
Методическое пособие. М.: Академия, 2006.