Метод «портфолио» на уроках технологии. Модуль «Твоя профессиональная карьера»

Разделы: Технология


Актуальность. В современном образовании актуализируется гуманистическая и личностная направленность образовательного процесса, определяющего качественно новое понимание школьника как субъекта учебной деятельности и предполагающего создание условий для целостного проявления, развития и раскрытия личности ученика. Реализация такого подхода в учебной деятельности школьника становится возможной только при активной позиции учащегося.

Необходимость внедрения метода «портфолио» определяется  противоречиями между: социальным заказом на личностные качества человека XXI века, способного осуществлять выбор, осознавать собственные действия, выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут и «объектным» подходом к ребёнку в образовании, подавляющим данные качества; снижением мотивации учебной деятельности у современных школьников и поиском способов активизации учебной деятельности педагогами. Метод «портфолио» приобретает ещё большую значимость в условиях личностно-ориентированного обучения, так как реализация этого принципа является ответом на новые запросы, поставленные перед общим образованием высшей школой, рынком труда и современной динамичной жизнью.

Портфолио – такая технология, которая обеспечивает активное обучение. В широком смысле слова – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучаемых. Это способ индивидуализированный, ориентированный на самооценивание. В узком смысле слова – это файловая папка, содержащая информацию, отражающую приобретенный опыт и достижения учащегося.

Портфолио в традиционном понимании – коллекция работ учащегося, демонстрирующая его достижения и прогресс, достигнутый за определённый отрезок времени. В нашей интерпретации – это «Портфолио самоопределения». Важным направлением предмета «Технологии» является психолого-педагогическая поддержка социального и профессионального самоопределения учащихся. Поэтому особое внимание при формировании портфолио уделяется изучению склонностей, способностей, интересов, представляющих субъективную и социальную ценность личности; развитию способности самостоятельно определять свои взгляды, свою позицию.

Процесс активизации учебной деятельности школьников на основе метода портфолио эффективен при следующих педагогических условиях: содержание портфолио составляют задания, которые имеют личностный характер; материалы портфолио используются учителем в периодическом контроле для оценки учебной деятельности школьников; в процессе ведения портфолио осуществляется педагогическая поддержка индивидуальной образовательной траектории учащихся.

Разработанная модель портфолио соответствует следующим требованиям:

  • Согласованности: соответствует специфике и формам профилизации, позволяет полностью и компактно фиксировать информацию.
  • Простоты: позволяет самостоятельно формировать различные варианты основных разделов портфолио.
  • Адекватности: обладает достаточной полнотой и точностью и обеспечивает возможность презентации и количественной либо качественной оценки различных видов достижений ученика на основании критериального оценивания; включает рефлексивный блок материалов, основанный на планировании, контроле и оценке учеником собственных  достижений.

Структура «Портфолио самоопределения»:

1.  Памятка для учащегося.

1) Что даёт работа по формированию портфолио.
2) Как надо работать, формируя портфолио.

2. Компоненты портфолио.

Портфолио состоит из следующих компонентов: «могу», «хочу», «надо».

1) «Могу» – тесты и методики для изучения индивидуально-типологических особенностей личности.
– анкета для определения типа нервной системы;
– тест Айзенка;
– методика выявления стержневых черт характера;
– анкета самооценки учащихся,
– методика и оценка коммуникативных и организаторских склонностей.
2) «Хочу» – тесты и методики, направленные на выявления интересов личности.
– опросник по Е.А. Климову;
– методика Е.А.Климова «Определение будущей профессии»;
– ориентировочно-диагностическая анкета интересов;
– методика по определению потребностей личности,
– методика выявления и оценки профессиональной направленности «НИН».
3) «Надо» – формирование профессионального портрета, анализ соотношения своих возможностей и способностей, определение дальнейшего маршрута действий для построения профессиограммы.
– анализ успеваемости по предметам, выбранным для изучения на профильном уровне;
– сводная таблица.

3. Контроль теоретических знаний по предмету «Твоя профессиональная карьера».

– тесты, по проверке уровня усвоения основных понятий курса;
– мини-проекты.

Практическая значимость. Разработанная модель расширяет возможности использования метода «портфолио» в педагогической практике.
Предложенные методические рекомендации по реализации метода портфолио со школьниками, разработанная структура учебного портфолио могут быть использованы в качестве дидактического инструментария при организации индивидуального образовательного маршрута ребенка, активизации учебной деятельности школьников.
Использование «Портфолио самоопределения» можно считать вектором современного подхода к обучению старшеклассников, который имеет практическую деятельностную направленность, ориентирован на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в сознание. Портфолио является современной формой оценивания, адекватной духу и характеру современного образования.

Статья представлена также в виде презентации (Приложение 1).

Литература:

1. Гецов Г.Г. Как эффективно работать с информацией из книг, журналов, газет и других источников. Приемы традиционные и новые. 8-е изд. М., 2005.
2. Новикова Г.Н., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Портфолио в зарубежной образовательной политике. // Вопросы образования № 3. 2004.
3. Пейн С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы, 2000. № 1.
4. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального самоопределения. Комплект из 4-х книг под общим названием. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.
6. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
7. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие. М.: Академия, 2006.