Организация работы с детьми, имеющими признаки одаренности

Разделы: Работа с дошкольниками


Самым активным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулировать ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления. Кроме этого проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях, необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогов, узких специалистов, родителей.

Но, прежде чем вести речь об одаренном ребенке, надо понимать различие между одаренностью, гениальностью, талантом и способностями.

Способностями  называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом   называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности, в какой- либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-либо определенной сфере.

Гениальность –  высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность это – системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребёнка самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Рассмотрим типы одарённости:

Интеллектуальная одаренность – именно таких детей называют «светлыми головами», они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал. Довольно часто детей с этим типом одаренности принято называть «вундеркиндами».

Несколько отличается от интеллектуальной,  тип одаренности, который принято называть  академическим. Дети данного типа также отличаются высоким интеллектом, однако на первый план выходят особые способности и именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще учиться.

Организаторская одаренность – такая одаренность характеризуется способностью  понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты, умение организовывать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию.

Художественная одаренность – этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует, однако, есть и ребята лишь с одной, ярко выраженной способностью такого рода  (изобразительная, музыкальная, хореографическая, литературная).

Психомоторная (спортивная)  одаренность – детей, относящихся к данной группе, отмечает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.

Выявление одарённых детей возможно различными путями. Самый простой и доступный для воспитателя – это наблюдение. Наблюдать можно темперамент, характер, склонность, и непосредственно, способность ребёнка, появляющиеся в ведущем виде деятельности. Результаты наблюдений могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и педагогов. Организуется индивидуальное обследование одарённых детей с помощью бесед, интервью и выясняется или уточняется желание и интерес ребёнка к определённой деятельности, выясняются особенности взаимоотношений ребёнка со сверстниками, и взрослыми.

Ещё один возможный путь – это тестирование, при помощи специальных игр-заданий: «Теремок», «Предложи выход из ситуации», «Как использовать предмет». Для диагностирования можно использовать различные методики: «Солнце в комнате», «Как спасти зайку», «Дощечка», «Складная картинка».

При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий, за период дошкольного детства ребёнок может пройти путь от первых проявлений склонностей, до яркого расцвета способностей, одарённости.

Основными условиями, при которых развитие ребёнка будет проходить более эффективно, являются:

– наличие подготовленных высококвалифицированных педагогов.
– наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребёнка.
– создание атмосферы доброжелательности и заботливости, по отношению к ребёнку, обстановки, формулирующей у ребёнка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности.
– наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по различным направлениям детской одарённости, учитывающие как личностные, так  и возрастные особенности ребёнка.
– использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приёмов, игровых технологий.
– занятие детей в свободной деятельности развивающими играми.
– работа кружков, развивающих творческую направленность ребёнка.
– участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества, конкурсах.
– тесное сотрудничество с семьёй по вопросам развития одарённости их детей.
– можно также порекомендовать родителям посещение кружков и секций вне детского сада, таких как «Дом творчества», «Детская школа исскуств», «Молодые мастера» и т.д.

Возможен так же отбор детей в процессе их обучения? Обучение можно проводить как в обычных группах, так и специально для них создаваемых (кружках). Если ребёнок посещает обычную группу, воспитателю следует подбирать для занятий материал повышенной сложности, можно ребёнку предложить проделать не один, а два или несколько вариантов решения, на занятиях по издеятельности, конструированию и т.д. Чтобы ребёнок  не мешал другим детям, следует договориться с ним, что все свои варианты ответа он не будет стараться выкрикивать первым, а постарается сдержаться и сказать воспитателю на ухо.

Работу с одарёнными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно также использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям к  первенствованию.

Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:

1. Психологическое сопровождение семьи способного ребенка. В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что – это замечательно. Главной целью психологической помощи родителям одаренных детей является помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был – прежде всего, ребенок.
2. Информационная среда. Организация информационной среды для родителей: групповые и общие родительские собрания,  с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности. Педагогами организуются мастер - классы с родителями, оформление печатных консультаций (буклеты, памятки, выпуск газет), в группах оформить уголки для родителей: «Маленький Почемучка», оформление фотогалереи талантов, выставки детских работ, ставших победителями разнообразных конкурсов и т.д.
3. Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки творческих работ, подготовки презентаций, проектов и т.д.).
4. Поддержка и поощрение родителей на уровне детского сада. Вручение благодарностей  и грамот на общем родительском собрании, оформление стенда достижений: «Мы славим тех, кто нас прославил».

Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в детском саду, свои драмы в ходе возрастного развития.

Проблемы одаренных детей.

1. Стремление к совершенству. Одарённые дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству проявляется рано.
2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – снижается самооценка.
3. Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам.
4. Сверхчувствительность. Одарённые дети более уязвимы. Считается гиперактивным и отвлекающимся, так как постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы.
5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
6. Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

Работа с одаренными детьми диктует определенные требования к личности педагога:

  • Педагог должен иметь высокие интеллектуальные способности, так как нельзя допускать существования интеллектуального разрыва в общении между одаренным ребенком и его воспитателем.
  • Обладать достаточной компетентностью, чтобы осознанно способствовать развитию дошкольников, переходу их деятельности на высшие уровни развития понятий.
  • Глубоко владеть базовыми понятиями, подлежащими усвоению одаренными детьми.
  • Иметь опыт успешной педагогической работы, способность к творческой деятельности.
  • Обладать хорошей теоретической подготовкой, иметь представление о возможных моделях работы с одаренными детьми.
  • Постоянно повышать свою квалификацию.
  • Обмениваться опытом работы с другими педагогами.
  • Создавать на занятие атмосферу,  которая может вдохновлять ребенка, развивать его интересы, стимулировать мысли.
  • Уметь выявлять дошкольников с неординарными способностями.
  • Составлять специальные учебные программы.
  •  Уметь создавать такие условия, при которых дошкольники смогут научиться заниматься, то есть овладевать приемами учебной деятельности и достигать определенных результатов.

В работе с одаренными детьми нужно избегать двух крайностей:

– возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав;
– с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».

Поэтому педагогам нужно помнить, что поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей, это особо важная задача обучения одаренных детей.