Интегрированный урок (русский язык + математика) "Число, имя числительное, слова со значением числа". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: Число и числовое значение, денежная единица на Руси, арабские цифры


Цель урока:  научить различать числительное, число и слова со значением числа на основе стилистической работы.

Задачи:

  • вспомнить правописание числительных, расширив круг слов для запоминания;
  • развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя новые формы работы;
  • развивать  интерес к двум наукам на базе получения дополнительной информации;
  • помогать овладению математической технологией. (Презентация. Слайд 2)

Оборудование урока: мультимедиапроектор; компьютер; презентация о старинных русских мерах длины, веса,  деньгах; доска; раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Словарный диктант с грамматическим заданием:

– обозначить орфограмму «Мягкий знак в середине числительных».

Шестнадцать гектаров, тираж пятьсот экземпляров, одиннадцатый километр, восемьдесят миллиардов рублей, в четырёхстах метрах от города, площадь в восемьсот девяносто гектаров, пять седьмых трассы, отсчитать девяносто штук.

III. Объяснение темы урока

«Число, имя числительное, слова со значением числа»

– Какие два предмета соединяет  тема  сегодняшнего урока? (Русский язык и математику)

К уроку эпиграф:

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно…

В.Суслов (Слайд 3)

Учитель объясняет значение слова эпиграф: (от греческого «надпись») «краткое изречение, предпосланное произведению или его части как выражение основной идеи»

– Прочитайте эпиграф к уроку.
– Как вы понимаете эти слова?
– Связан ли эпиграф с темой урока? (Слайд 4)

IV. Знакомство с научно-лингвистической информацией, применение новых знаний при выполнении письменных и устных упражнений

1. Знакомство с опорной таблицей определения части речи. (Слайд 5)

Часть речи

Вопросы

Имя существительное Кто? Что?
Имя прилагательное Какой? Чей?
Имя числительное Сколько? Который?
Глагол Что делать? Что сделать?

2. Запись на доске

11 (одиннадцать) яблок, удвоить силы, 60 (шестьдесят) зёрен, четвёрка за ответ, 16 (шестнадцать) дней, трёхэтажный дом, 71 (семьдесят один год)

Задание классу:
– Прочитайте словосочетания.
– Пользуясь опорной таблицей , определите части речи.
– Что общего в словах? Чем они отличаются друг от друга? (Слайд 6)
Вывод: числовое значение могут иметь кроме числительных и другие части речи.
Числительное  можно записать словами и цифрами , а другие части речи – только словами.

V. Тренировочные упражнения

1. Задание: определяя части речи, запишите их в две колонки:

левая – имена числительные                                                  правая– слова со значением числа

Двойник, 55 (пятьдесят пять), удесятерить, 100 (сто), пятиэтажный, 12 (двенадцать), утроить, 3988 (три тысячи девятьсот восемьдесят восемь) , треугольник, семиэтажный. (Слайд 7)

  • Общее значение этих слов – значение числа.

Например, удвоить – слово передаёт значение числа в процессе действия, что позволяет считать слово глаголом;
Двойник – слово передаёт значение числа в значении предметности, что позволяет считать это слово именем существительным.

2. Проверим  ещё одно  из домашних  заданий.

Лексическое значение слова эксперт.

(Экспе'рт,,-а, -м. Специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.)

– Так кого в вашей группе определите экспертом? (Слайд 8)

Задание: каждая пара в группе записывает слово со значением числа разных частей речи.

(Запись каждой пары в группе  проверяет эсперт)

VI. Монологическое высказывание на математическую тему «Старинные меры длины и веса, славянские цифры и цифры Древнего Рима, денежная единица на Руси»

– Изучая числительное, мы не можем с вами не затронуть эти темы.

(За неделю каждой группе была предложена тема  для монологического высказывания):

1 группа –  славянские цифры и цифры в Древнем Риме; (Слайд 9) (Приложение 1)

Ведь не только на уроках истории, а в отдельных упражнениях по русскому языку вы встречаете эти цифры. Главы литературных произведений тоже обозначены римскими цифрами. Часто вы, ребята , затрудняетесь в их чтении.
Перед вами таблица «Римские цифры».
Обозначая числа, римляне записывали столько цифр, чтобы их сумма давала нужное число.
Например:   8 – VIII;   12 – XII;  20 – XX.
Но иногда римляне писали меньшую цифру перед большей. Это означало, что нужно не складывать, а вычитать.
4 – IV   9 – IX    40 – XL
Эти цифры, как видите, громоздкие. В настоящее время  эти цифры перестали употреблять, и их изучением занимаются только историки. Мы же употребляем их на уроках литературы, указывая на период творчества писателя : XIX век,  XX век. (Слайд 10)

2 группа – старинные меры длины; (Слайд 11) (Приложение 2)
3 группа – старинные меры веса; (Слайд 12) (Приложение 3)
4 группа – денежная единица на Руси. (Слайд 13) (Приложение 4)

Задание 1: арабские цифры перевести в римские

1 группа – 5, 6, 14
2 группа – 3, 7, 19
3 группа – 2, 8, 4
4 группа –  1, 6, 9 (Слайд 14)

Задание 2. Замените старинные меры длины на современные

К. Н. Бестужев .«Колонны Исаакиевского собора»

Колонн из ценного гранитного камня для Исаакиевского собора назначено 36: каждая вышиной в 56 фунтов, толщиной около 6 футов; 2 из них в 56 футов,  и 10 и 1/2 дюймов вышиною и толщиною около 7 футов. Купец Суханов берётся выколоть колонну в 24 сажени длиною.

(Слайд 15)

VIII. Рефлексия

Оформите ценники для покупки домашних животных и птицы   (Слайд 16)
(Каждый ученик имеет карточку с ценами на домашних животных и птицу)

Корова
3 алтына

Бык
3 полтины

Поросёнок
2 полтины

Овца
8 алтынов

Лошадь
2 полтины

Петух
5 алтынов

Утки
2 пятиалтынных

Кролик
10 алтынов

IX. Домашнее задание

Составить текст (задачу) со старинными мерами

Аршин – 0,78 м
Локоть – 48 см
Верста – 1,06 км
Вершок – 4, см
Сажень – 3 аршина, 2,13 м
Косая сажень (расстояние от пальцев левой ноги до кончиков вытянутой пр. руки) – 248 см
Маховая сажень – (руки в стороны) – 176 см
Фут – 30,5 см
Фунт – 96 золотников=409,4 г
Золотник – 4 г
Пуд – 40 фунтов=16 кг
Берковец – 10 пудов
Дюйм – 1\12= 2,54 см  (Слайд 17)

Использованная литература

  1. Баранов М.Т.,Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждение. М.Просвещение. 2013г. стр. 139-140.
  2. Васильевых И.П. Уроки русского языка.6 класс. Пособие для учителя. М. Мнемозина. 2008г.
  3. Львова С. И. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч.2. М. Мнемозина. 2007г. §53. Стр.108.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. «АЗЪ». Стр. 27, 42, 73, 74, 237, 340, 890.

Интнрнет-ресурсы.

  • Социальная сеть работников образования. nsportal.ru
  • Yandeks.ru
  • Festival.1Sentember.ru