Класс. 6
Базовый учебник: История России с древнейших времен и до конца XVI века: Учебник для 6 класса основной школы. - 3-е изд. Москва “Просвещение”, 2014.
Цель урока: охарактеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства
Задачи урока:
- Определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси.
- Выяснить причины возникновения христианства у восточных славян.
- Показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.
- Создать условия для развития картографических навыков, умений работать с текстом учебника и документом, публично выступать, систематизировать материал;
- Способствовать воспитанию уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.
Характеристика основных видов образовательной деятельности учащихся:
- Формировать у обучающихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческим источником.
- Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича.
- Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах.
- Давать оценку значения принятия христианства
Планируемые результаты: учащиеся научатся выделять наиболее характерные признаки язычества и христианской религии, принятой князем Владимиром;
- Показывать на карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей;
- Выполнять познавательные и проблемные задания, высказывать собственное мнение.
Тип урока - комбинированный
Формы работы обучающихся: индивидуальная, парная, самостоятельная работа.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point, тест, источники, карточки с индивидуальными заданиями, индивидуальный материал (кроссворд, тесты для индивидуальной работы), учебник, карта “Древнерусское государство в IX –XII вв.”, контурные карты, индивидуальная карта обучающегося.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания.
Слайд 2 | 3. Мотивационно-целевой этап На прошлом уроке мы с вами познакомились с первыми киевскими князьями, назовите их. Угадайте, о ком на уроке мы будем говорить из Рюриковичей:
|
||||
Слайд 3 | Историк Г.В.Вернадский писал:
“Обращение в христианскую веру- одно из наиболее
важных вех в истории русского народа. Это не было
чисто религиозное событие: христианство для Руси
в это время означало более высокую цивилизацию”. Изучив новый материал, вы сможете высказать своё отношение к данному суждению. О ком и о чём мы будем говорить сегодня на уроке? План урока: 1) Начало правления князя Владимира. 2) Причины принятия христианства на Руси. 3) Крещение Руси. 4) Русская православная церковь. 5) Значение принятия христианства. |
||||
Слайд 4 | Раб 4. Работа по теме урока Владимир родился около 960 года в Будутино, под Псковом. Отец - киевский князь Святослав Игоревич,матерью была ключница княгини Ольги Малуша. Сыновья: Ярослав, Борис, Глеб, Святополк Окаянный; в 1240 провозглашён святым. Послушаем аудиозапись |
||||
Слайд 5 | Святослав перед походом на Дунай
поделил свое княжество на три части: Владимира,
по просьбе новгородцев, он посадил в Новгороде,
Олега у древлян, а Ярополка оставил в Киеве. После
смерти Святослава в 972 году произошла распря
между Ярополком и Олегом Святославовичами;
последний пал. Опасаясь той же участи, Владимир
бежал к варягам за море, через два года вернулся,
занял Новгород, объявил войну Ярополку и после
гибели Ярополка, Владимир в 980 году становится
киевским князем. Перед князьями стояли задачи: - укрепление обороны госуд-ва; - четкой организации сбора налогов; - усиление княжеской власти; - повышение международного авторитета государства с целью ведения более успешной внешней торговли. Первые киевские князья пытались, но не смогли решить эти задачи. Более результативной по сравнению с предшествующими была политика Владимира. 4. Введение в новый материал. Период правления Владимира на Руси называют лучшим временем в истории страны, “золотым веком” Так ли это? Исследуем этот период и сделаем собственные выводы. |
||||
Слайд 6 | В 979 году, вернувшись на Русь, Владимир
сватался к Рогнеде , дочери полоцкого князя
Рогволда. Отказ Рогнеды привел к взятию Полоцка,
гибели князя Рогволда и насильному захвату
Рогнеды в жены Владимира. Брат Рогнеды Добрыня
стал одним из лучших воевод Владимира. Владимир I Святославич (Святой, Великий, Красно солнышко, Равноапостольный, Креститель) великий князь киевский с 980, при котором завершилось образование русской государственности. |
||||
Слайд 7 | Походами на вятичей, радимичей и болгар
укрепил Древнерусское государство. Он начал свое княжение с наведения порядка в собственном государстве. Вместо далеких походов Владимир главное внимание сосредоточил на организации обороны и сплочении огромной державы под своей властью. После гибели Святослава дань Киеву перестали платить не только дальние вятичи ,но и ближние радимичи. Три года потребовалось Владимиру, чтобы подавить сопротивление восставших племен и снова возвратить их под начало Киева. Еще раньше он покорил Полоцкое княжество на Западной Двине. После этого Владимир возглавил поход в Волжскую Булгарию (чинила препятствия русской торговли). Одержав победу, Владимир заключил мир с булгарами на выгодных для России условиях. При Владимире произошло первое столкновение Руси с Польшей. В 981г. Владимир отвоевал города Червень и Перемышль, которые польский король захватил в годы борьбы сыновей Святослава за власть. |
||||
Слайд 8. | Задание: Отметьте на контурной карте направления походов князя Владимира: - 980-982 гг - покорение вятичей; - 984 г.- покорение радимичей, восстановление дани; - 981 г.- столкновение с Польшей, отвоеваны города Перемышль и Червень; - Поход на Волжскую Булгарию, заключение выгодного для торговли русов договора; - Строительство четырех оборонительных рубежей от печенегов. |
||||
Слайд 9. | Стремясь оградить южные границы Руси от
постоянных набегов печенегов, Владимир
предпринял строительство на южных границах Руси
мощной оборонительной системы крепостей. Крепости
имели два ряда валов и стен с башнями и полыми
резонаторами – специальными устройствами для
того, чтобы услышать подкоп под стены. (рассмотреть рисунок в учебнике, стр.41). На важных крепостях, прикрывавших броды через Днепр, строились башни для сигнальных костров. Как только вдали над степью появлялась дымка, а это означало, что на Русь движется конница печенегов, на башне зажигались сигнальные огни. Такие сигналы быстро передавались от одной башни к другой, и вскоре в Киеве уже знали о приближающейся опасности. В южные города – крепости Владимир привлекал опытных воинов со всей Руси. Нести оборонительную, пограничную службу он послал славян ильменских, кривичей, вятичей. Таким образом в защите молодого государства приняли участие и народы лесостепного юга, и жители удаленных лесных земель. Натиск печенегов был остановлен. |
||||
Слайд 10 | Владимир понимал, что удержать под
своей властью все славянские земли, опираясь
лишь на военную силу, нельзя. Ещё в 980г. Владимир попытался приспособить язычество к потребностям государства. На своём княжьем дворе Владимир поставил изображения шести главных божеств:
Все другие боги, духи, запрещались. Однако созданный Владимиром пантеон богов не стал общегосударственным, люди разных племён продолжали поклоняться своим богам. Следующим шагом Владимира в этом направлении стал поиск религии, которая объединила бы всех жителей. |
||||
Слайд 11 | Следующим шагом Владимира в этом
направлении стал поиск религии, которая
объединила бы всех жителей. Карамзин Н.М., “ Об истории государства Российского” стр.41. С этой целью Владимир отправляет 10 благоразумных мужей в разные земли, испытать, который народ достойнее поклоняется божеству. Послы видели в стране болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но, по словам летописи, без всякого величия и красоты; наконец, прибыли в Константинополь. Да созерцают они славу бога нашего! – сказал император и, зная, что грубый ум пленяется более наружным блеском, нежели истинами отвлечёнными, приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облачённый в святительские ризы, совершал литургию. Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском, заключив словами: “Всякой человек, вкусив сладкое, имеет уже отвращение от горького; так и мы, узнав веру греков, не хотим иной”. Владимир желал ещё слышать мнение бояр и старцев. “Когда бы закон греческий, - сказали они, - не был лучше других, то бабка твоя, Ольга, мудрейшая всех людей, не вздумала бы принять его”. Великий князь решился быть христианином. |
||||
Слайд 12. | Задание: какие же ещё существовали
причины для принятия христианства? (учебник, стр.38 – 39). 1. Византийские христиане не посягали на восточнославянские земли. 2. Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией. 3. Часть жителей Руси уже исповедовали христианство. 4. Христианство способно было сплотить племена и укрепить княжескую власть. 5. Стремление укрепить международный авторитет Руси. |
||||
Слайд 13. | Владимир стал искать религию, присматриваясь к соседям. Выслушав их послов, он отправил к ним своих людей. Прочитайте отрывок из летописи. Определите, кто и какую веру предлагал киевскому князю и почему он в итоге выбрал православие? | ||||
Слайд 14,15,16. | В 987 г. в войсках византийского
императора вспыхнул бунт. Просьба к Владимиру о
помощи. Владимир согласился помочь с условием, чтобы император отдал ему в жены свою сестру Анну. Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе. Владимир отправляет на помощь Василию II дружину численностью около 6 тыс. человек, но греки не спешили выполнять обещания. Князь “поторопил” их, взяв город Корсунь( Херсонес), который не без некоторой иронии был предложен им как вено- выкуп за невесту. Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя – до сих пор ни одна византийская принцесса не становилась супругой какого-либо европейского правителя. Требование императора: принять Владимиру христианство и крестить всю страну. |
||||
Слайд 17 | В 988г. Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, отдав Корсунь в качестве выкупа за невесту. | ||||
Слайд 18. | Вернувшись домой в Киев, кн. Владимир
приказал опрокинуть языческих идолов. Работа по картине Макарова М. “Свержение идола Перуна”. |
||||
Слайд 19. | На следующее утро Владимир приказал
всем киевлянам явиться к реке, где над вошедшими
в воду людьми греческие и херсонеские священники
совершили обряд крещения. (Работа по картине Лебедева К. Крещение киевлян) |
||||
Слайд 20. | Новая религия стала распространяться
по всей Руси, но не везде мирно. (Работа по картине Иванова С. “Христиане и язычники”) Согласно некоторым летописным свидетельствам, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты. “Путята крести мечем, а Добрыня огнем”. Новгородская летопись рассказывает о событиях 1074 года. Объявился волхв (языческий священник) в Новгороде и говорил, что знает будущее, хулил веру христианскую и в доказательство своей правоты обещал пройти со всеми ему верными по Волхову, как посуху. Заволновались новгородцы, почти все встали на сторону волхва и хотели убить епископа. Епископ, облекшись в ризы и взяв крест, вышел на площадь и сказал: - Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, а кто верит во Христа, пусть идет к кресту. К епископу подошел только князь Глеб Святославич да его дружина, а весь народ устремился за волхвом. Тогда князь Глеб, спрятав под полой своей одежды топор, подошел к волхву и сказал: - Знаешь, что будет завтра поутру и весь день до вечера? - Все знаю! - отвечал волхв. - А знаешь ли ты, что будет сегодня? - Сотворю великие чудеса! - отвечал волхв. Тогда князь выхватил топор и рассек ему голову. На том все и кончилось. Толпа рассеялась. |
||||
Слайд 21,22 | В 989 году – Закладка Десятинной церкви, был построен Владимирский собор | ||||
Слайд 23. | Через некоторое время после принятия
христианства на Руси сложилась четкая церковная
организация. ПАТРИАРХ (глава Византийской церкви и всех церквей, принявших крещение от Византии) МИТРОПОЛИТ (глава церкви на Руси, назначался константинопольским патриархом; управлял митрополией) ЕПИСКОПЫ (возглавляют отдельные области-епархии)
К сер. XIII в. на Руси было уже 16 епархий – по числу крупных русских княжеств. |
||||
Слайд 24. | Задание: опираясь на текст учебника,
определите значение принятия христианства и
заполните таблицу. (учебник, стр. 41, значение принятия христианства) |
||||
Слайд 25 | В честь князя Владимира построены : Храм
Владимиру в Херсонесе на месте Крещения князя (
построен в 1861-1876 гг., Архитектор Д.Грин); Памятник Владимиру рядом с Храмом в Херсонесе. |
||||
Слайд 26,27 | Почитается Владимир в Православной и
Католической церкви; - прославлен не позднее XIV века в лике равноапостольного; - день памяти 15 июля; - покровитель России, Украины |
||||
Слайд 28 | С 2002 года Святой Равноапостольный Великий Князь Владимир считается небесным покровителем внутренних войск МВД России. Его образ освящён в Главной иконе внутренних войск, которая хранится в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. | ||||
Слайд 3 | Подведение итогов урока. Вернёмся к вопросу нашего урока: словам историка Г.В.Вернадского“Обращение в христианскую веру- одно из наиболее важных вех в истории русского народа. Это не было чисто религиозное событие: христианство для Руси в это время означало более высокую цивилизацию”. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ аргументируйте. |
||||
Слайд 29 | Домашнее задание: параграф № 5; вопросы. |