Цель урока:
- Сформировать теоретические знания о формах размножения организмов.
- Дать сравнительную характеристику способам бесполого размножения как у растений, так и у животных.
- Закрепить знания о споровом и вегетативном размножении растений.
Задачи:
- Образовательная: познакомить учащихся с явлением размножения организмов, разнообразием способов размножения, особенностями бесполого размножения.
- Развивающая: продолжить формирование умений работать с рисунками, таблицами, схемами, сравнивая, анализируя их и делая выводы.
- Воспитательная: формирование умений применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии в народном хозяйстве, здравоохранении), соблюдать правила проведения наблюдений за различными способами размножения растений в природе и на пришкольном участке (черенками, луковицами и т.д.), проводить экологическое воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности популяций.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
- Познавательные: формулировать ответы на вопросы учителя.
- Коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, находить ответы на вопросы.
- Регулятивные: отвечать на поставленные вопросы; стараться оценивать свою работу, свой ответ.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, живые растения (пеларгония садовая, хлорофитум хохлатый, клубни картофеля), опара.
Ход работы
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Игра “Биологическое лото”. Учащимся раздается поле с терминами, два цвета фишек вырезанных из бумаги и клей. Учитель называет каким цветом сейчас будет закрыт биологический термин на поле и произносит вопрос, а дети заклеивают вариант правильного ответа.
- Голубой цвет. Как называется нервная клетка? (Нейрон)
- Желтый цвет. Процесс питания и дыхания растений? (фотосинтез)
- Голубой цвет. Отдел Ц.Н.С. расположенный в позвоночном канале? (спинной мозг)
- Желтый цвет. Особые химические вещества впрыскиваемые в кровь? (гормоны)
- Голубой цвет. Короткий отросток нервной клетки? (дендрит)
- Желтый цвет. Длинный отросток нервной клетки? (аксон)
- Голубой цвет. Отдел Ц.Н.С. расположенный в черепе? (головной мозг)
- Желтый цвет. Место сопересечения двух отростков нервной клетки? (синапс)
- Голубой цвет. Ответная реакция организма на внешний раздражитель? (рефлекс).
Нейрон | Рефлекс | Аксон |
Дендрит | Синапс | Головной мозг |
Спинной мозг | Гормон | Фотосинтез |
Проверка задания: В конверте лежит ключ с правильным ответом.
3. Изучение нового материала.
На доске записаны признаки живого, кроме размножения. Учащимся предлагается определить – чего не хватает. После этого записывается тема урока в тетрадь. “Размножение и его виды. Бесполое размножение”.
После этого учащиеся дают определение размножения, с записью в тетрадь.
РАЗМНОЖЕНИЕ – это воспроизведение себе подобных.
Учитель. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим сложный процесс жизнедеятельности – размножение, все многообразие которого можно свести к двум типам : бесполому и половому. Рассмотрим подробнее особенности бесполого размножения.
Формы размножения живых организмов в природе.
Сегодня на уроке мы будем заполнять таблицу. Учитель заполняет таблицу на доске, а учащиеся в рабочей тетради.
Бесполое размножение
Характеристика бесполого размножения | Форма размножения | Организм |
1. Не образуются половые клетки 2. В размножении участвует лишь один организм. 3. Дочерние организмы абсолютно идентичны материнскому организму (являются его копией). 4. Приводит к быстрому увеличению численности особей данного вида при благоприятных условиях. |
ДЕЛЕНИЕ | Бактерии, амебы, инфузории |
СПОРАМИ | Мхи, грибы, папоротники | |
ПОЧКОВАНИЕ | Гидра пресноводная, дрожжи, коланхоэ. | |
ВЕГЕТАТИВНОЕ | Герань, традесканция, бегония, узамбарская фиалка, сансевьера, аспидистра, луковичное растение, земляника. |
1. Деление. Первичные одноклеточные организмы не могли бесконечно увеличивать свои размеры. Следовательно, при большом объеме клетка будет испытывать недостаток поступающих в неё питательных веществ и кислорода. Через мерное увеличение объёма клеток было предотвращено возникшее способностью делению.
Учитель подводит учащихся к тому, что уже на ранних стадиях развития жизни возникла способность к размножению, которая постепенно совершенствовалась в процессе эволюции организмов. Наряду с бесполым размножением очень давно возникло и половое, которое также в процессе естественного отбора постоянно совершенствовалась применительно к условиям жизни различных организмов, что будет показано и рассмотрено на следующем уроке.
2. Спорообразование. Осуществляется по средствам спор – специализированных клеток, грибов и растений. Если споры имеют жгутик и подвижны, то их называют зооспорами (хламидомонада). Спора состоит из клетки покрытой оболочкой, защищающей от неблагоприятных условий внешней среды. Демонстрация слайда мха Кукушкин лен и гербарного материала.
3. Почкование. На материнской особи происходит образование выроста – почки (содержащей дочернее ядро), из которого развивается, новая особь. Почка растёт, достигает размеров материнской особи и затем отделяется от неё. Демонстрация слайда почкование грибов Дрожжей и опары.
4. Вегетативное. Характерно для многих групп растений. Новая особь развивается либо из части материнской, либо из особых структур (луковица, клубень, отводки, отростки, деление куста).
У многоклеточных животных новый организм образуется из группы клеток, отделяющейся от материнского организма (губки кишечнополостные). Демонстрация слайда, рисунки учебника стр130 – 131 , пеларгонии садовой, узамбарской фиалки, клубня картофеля, луковицы тюльпана.
Вегетативное размножение широко распространено среди растений. Мы часто видим заросли папоротника, ивы, ландыша, крапивы и других растений. Новые особи образуются из надземных или подземных частей материнского организма. Подобным образом размножаются и многие культурные растения. Способов вегетативного размножения много, с некоторыми из них вы сегодня познакомитесь, и, надеюсь, в будущем будете использовать их у себя в огороде, в саду, или дома.
Самостоятельная работа, рисунки на стр. 130 - 131 (определить и назвать).
Вегетативное размножение |
|
Надземный побег | Подземный побег |
1) стебель | 1) луковица |
2) лист | 2) корнеклубень |
3) отводки | 3) корневища |
4) черенки | 4) корневые шишки |
5) усы | |
6) усики | |
7) выводковые почки | |
8) луковички воздушные |
Закрепление: Работа по таблице (устно).
4. Закрепление пройденного материала. Двум – трем дать индивидуальная карточку.
Индивидуальная карта.
Тема “Размножение” Ф.И. _______________________
Верны ли утверждения. (обвести цифру, или +, -.)
- Спорообразование характерно для гидры.
- Амеба размножается путем деления клетки.
- При бесполом размножении участвует одна особь.
- Мхи и папоротники размножаются почкованием.
- При бесполом размножении потомство сильно отличается от родительских организмов.
- Для простейших характерно деление пополам.
- Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных.
- Гидра размножается почкованием.
- Виноград, смородина, крыжовник, ива размножаются вегетативно.
- В бесполом размножении участвует одна особь./li>
С остальными детьми фронтальный опрос.
1) Что такое размножение и какие виды размножения существуют.
2) Охарактеризуйте бесполое размножение.
3) Расскажите как происходит деление. Какие организмы размножаются таким способом?
4) Опишите почкование. Какие организмы размножаются почкованием?
5) Как происходит спорообразование? Кто размножается таким способом?
Выставление оценок.
Домашнее задание. Читать, отвечать на вопросы стр. 127–132. Вопрос № 8 письменно.
Список источников информации при подготовке к уроку.
- Биология. 6 класс. Рабочая программа по учебнику Н.И. Сонина УМК “Сфера жизни”. Концентрический курс. Автор-составитель. И.В. константинова. И. “Учитель” 2014.
- Биология. Живой организм. учебник – навигатор. 6 класс. Н.И.Сонин. М. “Дрофа” 2008.
- Интернет-ссылки: www.priroda.clow.ru (текст “Вегетативное размножение”, ppt4web.ru .