Цель: способствовать снижению стрессовых реакций в экзаменационный период у старшеклассников через осознание своего поведения и расширения поведенческого репертуара.
Задачи:
- стимулировать обучающихся, к размышлению о способах снижения волнения в предэкзаменационный период;
- формировать критическое отношение к различным путям снижения волнения – выделять продуктивные и малопродуктивные;
- способствовать осознанию своего психического состояния как внутренне обусловленного, способствовать внутреннего локус – контроля своего поведения;
- способствовать расширению репертуара поведения в период подготовки к экзаменам.
Методы: мини-лекция, групповая дискуссия, психологические упражнения.
Оборудование: карточки и бланки с заданиями, цветные карандаши, коллаж “Сердце”, памятки.
Ход тренинга
I Приветствие.
Упражнение “Что означает ваше имя?” (Дети по кругу называют свои имена и что они означают)
II Основная часть.
1 Притча “Дырявый кувшин” (данная информация дается детям для размышления)
Однажды мудрец позвал к себе человека и сказал: “Я предлагаю тебе работу, взамен этого ты будешь счастлив”
- “Что я должен делать?”
- “ Ты будешь носить людям с реки воду в двух кувшинах”.
Человек согласился и стал добросовестно выполнять данное поручение.
Все шло хорошо, но только одно огорчало человека, мудрец почему – то дал ему один целый кувшин, а другой дырявый. Наберет он два кувшина воды, а доносит один. Надоело это человеку, и решил он выбросить дырявый кувшин.
Мудрец узнал об этом решении и сказал человеку: “Нет на свете бесполезных и ненужных вещей. Все в этом мире взаимосвязано. Ты вернись на ту дорогу, по которой ты носил воду и посмотри вокруг”.
Человек вернулся и увидел на той стороне дороги , где он носил воду в целом кувшине – пустыня. А на другой стороне, где он носил воду в дырявом кувшине – зеленая трава, цветы, деревья, птицы поют.
И он понял, что мудрец прав. Все, что происходит с людьми на этом свете, для чего - то нужно и дается не просто так.
2 Мини-лекция “Плюсы и минусы стрессового состояния”
“Стресс – это ответная реакция на изменение обстоятельств”. (Г.Селье)
Стресс – это ответная реакция организма на воздействие, требующее приспособления к изменениям среды.
Выделяются три стадии развития стресса.
- стадия тревоги и напряжения;
- стадия сопротивления (резистентности) – эустресс;
- стадия истощения – дистресс.
Считается, что стресс обязательно оказывает негативное разрушительное действие на человека. На самом деле стадии стресса оказывают различное влияние на организм.
Первая и вторая стадии способствуют мобилизации всех жизненных сил человека. Деятельность человека становится более эффективной и успешной.
Третья стадия – исчерпывает энергию организма, начинается процесс разрушения.
Влияние стресса на функции организма.
Функции организма | Влияние стресса | |
эустресс | дистресс | |
Внимание | Улучшение способности к концентрации, переключению внимания. | Трудности управления |
Память | Улучшение | Ухудшение |
Пульс | 90 – 100 ударов | Более 100 ударов |
Дыхание | Усиление (углубление) | Учащение (поверхностное), одышка |
Цвет кожи | Покраснение | Побледнение (бело-красные пятна) |
Терморегуляция | Чувство жара | Озноб |
3 Упражнение “Откровенно говоря”.
Детям раздаются карточки с незаконченными предложениями.
- Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах....
- Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам....
- Откровенно говоря, когда я волнуюсь....
- Откровенно говоря, когда я сдам все экзамены... и т. д.
4 Упражнение “Мозговой центр”
Дети делятся на группы по четыре человека.
Группа – это “мозг”, в которой есть тот, кто
- предупреждает, что будет сейчас;
- предупреждает, что будет через неделю;
- предупреждает, что будет через месяц;
- предупреждает, что будет в конце жизни.
Каждой группе дается проблемная ситуация.
1. Сдам экзамен.
2. Не сдам экзамен
3 Я хорошо подготовлюсь к экзаменам.
4 Я не буду готовиться к экзаменам и т. д.
5 Упражнение “Шаги к успеху”.
Раздаются бланки с рисунком лестницы, состоящей из пяти ступенек.
Напишите на каждой ступеньке действие, которое приведет тебя к успеху.
III Рефлексия.
1 Упражнение “Сердце нашей группы”
На доске из ватмана большое белое сердце.
- “Обратите внимание на это большое белое сердце. Оно неживое, ни бьется, ни трепещет. Но мы сейчас его оживим и вдохнем в него жизнь! Для этого надо немного”
Детям раздаются маленькие яркие сердечки. На них дети пишут пожелания участникам группы, читают вслух и прикрепляют на большое сердце.
- “Посмотрите как “ожило” наше сердце. Оно будет биться с нами до конца сдачи всех экзаменов”.
2 Притча.
“Однажды человек решил обмануть мудреца. Поймал бабочку, сжал в ладонях.
- Спрошу у мудреца – живая бабочка или мертвая?
А сам думает, если мудрец скажет, что она живая – я прижму бабочку, и она умрет. Если мудрец скажет, что она мертвая – я открою ладонь, и бабочка полетит. И попрошу у него все, что захочу. Так и сделал.
А мудрец на это ему ответил: “Все в твоих руках!”
IV Окончание
От того как вы подготовитесь, будет зависеть успешность сдачи экзаменов.
Все в ваших руках! Желаю удачи!