Цели:
- дать определение слову “совесть”;
- показать место совести в иерархии человеческих ценностей;
- определить значение темы совести в литературе.
Оборудование и оформление:
- Плакат “Совесть – регулятор поведения”;
- Выставка книг:
- М. Е. Салтыков – Щедрин. Сказка “Пропала совесть”;
- Ф. М. Достоевский. Роман “преступление и наказание”
- А. М. Горький. Пьеса “На дне”
- В. М. Шукшин. Рассказы: “Дядя Ермолай”, “Охота жить”, “Чудик”
- Стихи: Б. Окуджавы, А. Яшина;
- Песня: А. Дольский “Где ты, совесть?”
Предварительная подготовка
1. Работа со справочной литературой (значение слова “совесть”)
2. Пословицы и поговорки о совести, стыде, чести.
3. Подбор стихов, песен о совести, стыде, чести.
4. Анкетирование.
5. Чтение художественных произведений на тему чести, совести.
6. Написание сценария.
7. Подготовка презентации.
1. Вступительная часть.
- приветствие;
- вступительное слово преподавателя.
2. Основная часть
Ведущий 1
Крошка сын
К отцу пришёл,
И спросила кроха:
Что такое хорошо
И что такое плохо?
В.2
Иными словами мальчик спрашивает отца: как жить в обществе, какие поступки совершать, как относиться к людям?
В.3. Как объяснить это мальчику?
В.4
Существует система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, она включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и др.
В. 1. А кто следит за соблюдением этих норм и правил?
В.2.
В отличие от норм права, где за соблюдением норм закона надзирают специальные государственные органы, нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну. От старшего поколения к младшему. Их можно встретить народном творчестве: легендах, сказках, песнях, пословицах
В. 3.
Контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.
В. 4
Тема нашего разговора: СОВЕСТЬ - РЕГУЛЯТОР ПОВЕДЕНИЯ (экран)
Ведущий 1. Что такое СОВЕСТЬ?
Ведущий 2. Мы попробовали изобразить совесть в виде символа. (Экран)
Ведущий 3. Подобрали русские пословицы о совести, стыде и чести – главных нравственных категориях.
Ведущий 4.
СОВЕСТЬ – наш внутренний судья
СОВЕСТЬ – это когтистый зверь, скребущий сердце
В ком стыд, в том и СОВЕСТЬ и др.
В. 1
В Интернете мы нашли определение слова СОВЕСТЬ:
- СОВЕСТЬ – это потребность личности нести ответственность за свои действия.
- СОВЕСТЬ – это выражение способности осуществлять нравственный самоконтроль, производить самооценку совершаемых поступков.
- СОВЕСТЬ – это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека.
- Совесть помогает человеку определить, делает он добро или зло.
В. 2
Нравственной личностью человек становится лишь тогда, когда в душе его навсегда поселились СОВЕСТЬ, СТЫД, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и ДОЛГ.
В. 3.
Об этом пишут в стихах:
Александр Яшин
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
И есть ещё:
Совесть, честь.
Булат Окуджава
Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.
Совесть, благородство и достоинство...
В.4.
Мы решили узнать, испытывают ли студенты нашей группы муки совести (результаты анкетирования):
Из 23 опрошенных “да” сказали 23 человека
Иногда – 1 человек
Нет – 5 человек
В. 1.
А что испытывает человек, в котором заговорила СОВЕСТЬ? Ответы в анкетах:
- Чувство вины;
- Не могу спать4
- Чувство дискомфорта;
- Хочется извиниться перед кем-нибудь
- Чувство стыда;
- Не могу найти себе место;
- Мне стыдно, на душе какой-то камень;
- Неудобство;
- Очень нехорошее ощущение.
В. 2.
Какова природа СОВЕСТИ?
Когда Бог сотворил человека, то вдохнул в него нечто божественное, как бы некоторую особенную способность, содержащую в себе, подобно искре огня, теплоту и свет, чтобы она освещала ум его и показывала ему различие между добром и злом. Она называется СОВЕСТЬЮ, которая есть закон естества. (святой Дорофей)
Требование СОВЕСТИ – это то, что на христианском языке называется волей Бога. Исполнение воли Бога - главное дело человека.
В. 3. О чём сигнализирует СОВЕСТЬ?
СОВЕСТЬ сигнализирует о нарушениях в нашем организме, подобно тому, как это делает боль. Только боль символизирует о нарушениях физиологических. А совесть – о нарушениях этических. Сходство усиливается тем, захлёстывает иногда и физическую сферу – колотится сердце, краснеют щёки. Моральный ожог напоминает физический. Как боль полезна нашему физическому организму тем, что предупреждает об опасности, так и СОВЕСТЬ. Притупление или отсутствие болевых ощущений грозит организму гибелью. СОВЕСТЬ живёт в нашей душе только на питательной почве стыдливости, стыда. Бесстыдство – это опасный порок души. Бесстыжему человеку вначале безразлично, что о нём думают люди, а потом доходит и до того, что безразлична собственная судьба. Наглость, подлость, предательство – каждый из этих пороков – дитя бесстыдства и пустоты души
В. 4. Чего, по- вашему, стоит стыдиться? (результаты анкеты)
- Неблаговидных поступков -15 чел.
- Невежества -12 чел.
- Бездушного отношения к окружающим – 12 чел.
- Неряшливого вида – 9 чел.
- Своей внешности – 3 чел.
- Поношенной, но аккуратной одежды – 1 чел.
- Социального положения родителей – 1 чел.
- Чего-то ещё: вредных привычек, грубости, сквернословия, тупости.
В. 1 Стыдно врать людям. .А должен ли человек быть честным перед самим собой?
В. 2 Чтение ситуации
Как поступите вы?
Ответы:
- Никому ничего не скажете – 19 чел.
- Обязательно скажете;
- Если скажете, то :
- непременно при все группе1 чел.
- Наедине одному преподавателю – 2 чел.
В.2 Тема совести в литературе.
1.М. Е. Салтыков-Щедрин “Пропала совесть” (экран)
2.Ф. м. Достоевский “Преступление и наказание” (экран)
3. А. М. Горький “На дне” (инсценировка)
4. В. М. Шукшин Рассказы: “Дядя Ермолай”, “Охота жить”, “Чудик”
3. Выводное знание:
Совесть делает нас людьми. Без совести нет сожаления, без сожаления нет морали, без морали нет ограничений, без ограничений нет закона, без закона общество развалится.
Рефлексия
Обоснуйте правильность своего выбора:
- В мире нет ни ДОБРА, ни СОВЕСТИ.
- А есть ли в мире ДОБРО и СОВЕСТЬ?
- Нет, всё – таки в мире есть ДОБРО и СОВЕСТЬ.
- В мире есть ДОБРО и СОВЕСТЬ.
- ДОБРО и СОВЕСТЬ правят миром!