В современном социуме уровень интеллектуального развития его членов становится определяющим фактором развития экономики и становления новых общественных отношений. Вот почему повышается статус образования, формируются новые требования к его уровню и качеству.
Именно качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, основной продукцией которого являются качественно подготовленные выпускники.
Для учителя хорошее, качественное образование связано, прежде всего, с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать.
Качество образования синтезируется из многочисленных качеств, прежде всего, качества потенциала учащихся и образовательных технологий.
Останавливаюсь на образовательных технологиях. Как можно совершенствовать технологии для достижения хорошего качества образования? Какие методические приемы можно использовать для достижения высокого качества образования?
К сожаление, универсальных рецептов для решения проблем недостаточного качества образования нет. Можно только опытным путем, методом проб и ошибок прийти к желаемому результату.
Поскольку качество образования напрямую связано со способностью учащегося учиться, то в первую очередь учитель озадачен тем, как активизировать его мыслительную деятельность. Ибо мыслительная деятельность – основа всего учебно-воспитательного процесса, основа всех процессов, протекающих в сознании учащегося при выполнении учебных задач.
Итак, вот некоторые направления деятельности, следуя которым возможно совершенствование педагогической технологии для повышения качества образования.
Поскольку образование – это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, то важно научиться обоснованно ставить цели в начале урока.
Постановка цели не должна носить формального характера. Необходимость изучения новой темы должна осозноваться учениками, а не навязываться.
Например, изучение темы “Объем шара” можно начать с практической задачи: “Вы пришли на рынок. За одну и ту же цену вам предлагают купить один арбуз радиусом 3 дм и три арбуза радиусом 1 дм каждый. Что выгоднее. Ваш выбор?
Создается проблемная ситуация. Учащиеся высказывают гипотезы, учитель “подводит” их к теме урока, формулировке его целей.
Знания должны быть максимально приближены и к современной практике. Поэтому после изучения нового материала ученикам предлагается ответить на вопросы: что на этом уроке вы узнали нового? Где и как вы сможете применить эти знания?
На уроке необходимо соблюдать принцип активной самостоятельности. На уроке должен доминировать процесс приобретения знаний и содержание, а не оценивание. При такой организации ученики не будут бояться выходить к доске, высказывать гипотезы.
На уроке учим анализировать, обобщать, рассматривать несколько вариантов решения одной задачи. Поэтому полезнее разобрать несколько способов решения одной задачи, чем быстро решить несколько похожих.
Многие учащиеся испытывают затруднения в работе с книгой. Формирование соответствующего умения – одна из задач учителя. Читая учебник, учащийся должен выделить главное из прочитанного, хорошо его усвоить и прочно запомнить.
Ученики неохотно отзываются на этот вид работы, т. к. он предполагает активную работу мозга, напряжение. Если ученик успешно справляется с заданием по учебнику, то он тем самым демонстрирует, каким арсеналом приемов мыслительной деятельности он владеет.
Как часто ученики могут изучать новый материал по книге? Нет! Выбирая материал для самостоятельной работы, учитель учитывает уровень доступности соответствующего текста. Приходится сочетать различные методы. Например, часть нового материала учитель объясняет сам, а несколько абзацев из учебника предлагает изучить самостоятельно.
Главная цель конспектирования – формирование у учащихся умений и навыков использования приемов мыслительной деятельности. Вот почему важно умение работы с учебной литературой.
При проведении устной работы учитель использует разные приемы, чтобы включить каждого в данный вид работы: примеры с зашифрованными ответами, магические квадраты, задания “найди ошибку”, самостоятельное устное решение с записью ответов в тетрадь.
Формированию гибкости ума и освобождению мышления от шаблонов способствуют занимательные задания. Возможно использование трех групп занимательности:
- приемы, связанные с подачей заданий;
- приемы, связанные со структурой задания;
- приемы, связанные с организацией и процессом решения.
Навыки обобщения и конкретизации учебного материала формируют задания типа “восстановить” (по части какого-либо математического объекта требуется восстановить весь объект). При выполнении заданий такого типа увеличивается свобода действий ученика. Вероятность ошибки меньше, ибо ученик знает, что у него должно получиться, и контролирует себя.
Навыки доказательства методом от противного формируют задания типа “выбор” (из нескольких математических объектов необходимо выбрать объект, обладающий указанными свойствами).
Для развития внимания, памяти, подвижности ума, выработки умений переключаться с одного объекта на другой рекомендуется использовать на уроке задачи типа “запрет” (при каком-либо высказывании, решении ученику предлагается пользоваться только определенными объектами или запрещается пользоваться заранее оговоренными объектами (числом, символом, операцией). Задания, связанные с запретом, являются пропедевтикой мыслительного приема – анализа, так как ученик сосредотачивает внимание на основных свойствах, отбрасывая второстепенные.
Прием “найдите ошибку” эффективен с методической точки зрения: вырабатывается критичность ума, развивается самоконтроль. Использование подобных заданий приучает ребят к внимательности, позволяет предупредить появление типичных ошибок.
С воспитательной точки зрения значение занимательности велико: вызывается интерес у школьников к учебному предмету, создается положительная эмоциональная обстановка в коллективе.
Важный момент педагогической технологии – организация домашнего задания, своевременное выявление пробелов в знаниях и умениях учащихся.
В домашнее задание входят задания обязательной и желаемой части. Правильное выполнение обязательной части оценивается “хорошо”, желательной – “отлично”.
В старших классах определяются учащиеся, которые должны выполнить задание в электронном виде, объяснить решение всему классу, ответить на возникшие вопросы. Такой способ организации домашнего задания повышает эффективность выполнения работы, учит выявлять и анализировать допущенные ошибки, приучает к самоконтролю, к правильной оценке своей работы, развивает математическую речь, стимулирует стремление повысить знания.
В 5-7 классах возможно фотографирование сданных на проверку фрагментов выполненных учениками заданий с дальнейшими проектированием их на доску и обсуждением. Проектируются как удачные (для демонстрации образцов, для повторения основных положений по готовому решению), так и неудачные решения с целью самостоятельного выявления ошибок.
Для активизации мыслительной деятельности учеников можно предложить следующее задание: “Вы - учитель. Какие претензии можно предъявить к представленному решению. Выявите положительные и отрицательные стороны”. Если представленное решение имеет много ошибок, то есть хороший повод для анализа и работы над ошибками. Все ошибки выявляются, обсуждаются и следом можно предложить небольшую работу на закрепление. Если решение представлено хорошее, то в процессе комментариев ученики повторяют основные правила и алгоритмы. Т.е. представленные решения в электронном виде - наглядный повод для организации диалога и обеспечения рефлексии учащихся. Своевременное выявление пробелов в знаниях и умениях, несомненно, способствуют сохранению и повышению качества образования.
Повышению качества способствует интенсификация урока средствами мультимедиатехнологий.
С применением информационных технологий на уроках решается несколько важных задач:
- более эффективная организация работы по предъявлению нового материала;
- повышение мотивации учащихся к обучению;
- визуализация изучаемого материала;
- моделирование различных процессов;
- использование разнообразных методов и форм обучения;
- создание условий для самостоятельной работы;
- создание комфортной среды обучения.
Использование технических средств меняет образовательную технологию. Исследования показали, что работа с интерактивными досками действительно помогает в учёбе. Это хороший выбор для преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала. Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися. Они признают, что работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Они считают, что мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в работе.
Использование интерактивной доски позволяет сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов.
Работа с интерактивной доской предусматривает творческое использование материалов. Все ресурсы комментируются прямо на экране и записи сохраняются для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал, что особенно важно для учеников, пропустивших предыдущий урок по болезни. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. Все это помогает планировать урок и благоприятствует проведению занятия, способствует избежать стрессовых ситуаций.
Одним из направлений повышения качества образования является организация учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся позволяет преодолеть рутинную повседневность уроков, сделать учебный процесс интереснее, расширить кругозор ребенка, стимулировать его интеллектуальную активность.
При обучении следует предоставить ученикам возможность проводить самостоятельные исследования, а не рассказывать им о том, как познавали мир другие.
Исследовательская деятельность учащихся связана с решением ими исследовательских и творческих задач с заранее неизвестным результатом и предполагает наличие основных этапов исследования:
- Изучение и анализ материала;
- Выдвижение гипотезы;
- Составление плана исследования;
- Проверка гипотезы;
- Оформление, обобщение и анализ результатов.
Применение эвристического метода обучения способствует повышению качества образования. Эвристика выполняет многие дидактические функции. Она может выступать как:
- способ установления аналогии;
- способ развития творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых признаков изучаемого объекта);
- способ развития качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений;
- способ организации диалога (делает его более продуктивным);
- способ подведения обучаемого к открытию нового знания.
Иногда учащийся не в состоянии самостоятельно проанализировать задачу и решить ее без помощи учителя. Однако в этом случае не следует сообщать ему готовое решение, а тем более заставлять школьника заучить данный в готовом виде способ действия. Указывая учащимся на узловые звенья анализа задачи, которые могут быть использованы как средства для дальнейшего анализа, учитель сможет таким образом сдвинуть их мышление с мертвой точки, побудить школьников к самостоятельной мыслительной деятельности.
При создании оптимальных условий, которые бы активизировали мыслительную деятельность учащихся при решении задач, весьма часто применяется особый дидактический прием, называемый системой подсказок. Система подсказок, состоящая из вспомогательных задач, вопросов и т. д., не подменяя мышление школьника, придает ему нужное направление, т. е. делает поиск решения целенаправленным.
Основные функции: самостоятельное усвоение знаний и способов действий; развитие творческого мышления (перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новой проблемы в традиционной ситуации; видение новых признаков изучаемого объекта; преобразование известных способов деятельности и самостоятельное создание новых); развитие качеств ума, мыслительных навыков, формирование познавательных умений; обучение учащихся приемам активного познавательного общения; развитие мотивации учения, мотивации достижения.
Правила:
1) формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с самостоятельной работой учащихся (участие в эвристической беседе - задавание учащимися встречных, проблемных вопросов, ответы на проблемные вопросы, решение познавательных задач);
2) учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать и ставить проблемы, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы;
3) оценка ставится в основном за умение применять ранее полученные знания, за умение выдвигать и обосновывать гипотезы, доказывать их, за овладение способами деятельности.
Дифференцированный подход в обучении, бесспорно, активизирует стремление детей к знаниям. Общая цель: максимальное развитие каждой личности на всех этапах обучения.
Эффективно блочное изучение. Блочная система обучения. Что дает?
- Экономия времени и снижение перегрузки;
- Развитие интереса к предмету;
- Развитие мышления;
- Формирование мировоззрения
Цель | Метод | Цель | Способ организации деятельности |
Лекция | Лекция с элементами исследования | Изучение и первичное закрепление новых знаний | Объяснение с привлечение учащихся к обсуждению |
Урок закрепления | Семинар с элементами проблемного обучения | Применение теоретических знаний к решению, развитие мыслительной деятельности | Групповая работа (группы по способностям) |
Урок применения полученных знаний | Практикум | Выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе | Групповая работа (группы по уровню математического мышления) |
Урок обобщения и систематизации знаний | Семинар | Обобщение единичных знаний в систему, определение уровня овладения теоретическими знаниями и умениями | Метод проектов |
Урок коррекции знаний | Семинар | Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений | Групповая, дифференцированная (смешанные группы) |
Для обеспечения рефлексии деятельности обучающихся рекомендуется проводить самостоятельные работы, математические диктанты с обратной связью. Задания проектируются на экране интерактивной доски, учащиеся фиксируют ответы на планшетах (это кусок картона, как твердая основа, со сменным листом чистой бумаги). Проверка результата работы осуществляется с использованием инструмента “шторка”.
Такой вид работы можно проводить на любом этапе урока: и при повторении опорного материала, и при закреплении изученного материала. Данная работа в начале урока позволяют обучающимся плавно включиться в работу, перестроиться с предыдущего урока на математику, позволяет избежать стрессовой ситуации, связанной с оцениванием результата труда.
Более качественному и быстрому повторению ранее изученных алгоритмов, правил, приемов решения задач помогают созданные на уроках опорные конспекты и схемы, систематизирующие таблицы и теоретические шпаргалки. Наглядно, доступно, не ново – ведь весь этот продукт создавался ранее при изучении нового материала и активно использовался при закреплении и отработке навыков на уроках решения задач. При закреплении и повторении пройденного учитель может проводить математические диктанты по этим конспектам и словарные диктанты на математические термины. Конспекты способствуют непроизвольному запоминанию формул и правил. Конспекты наиболее эффективны при подготовке к итоговым контрольным работам и экзаменам.
Для систематизации знаний учитель предлагает ученикам творческие работы по созданию опорных сигналов (наглядное и сжатое изложение пройденного). Самостоятельное изложение материала позволяет учащимся лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи. При регулярном пользовании конспектами практически отсутствуют пробелы в теоретических знаниях, а это является важнейшим условием обучения математике.
Конспекты удобны при использовании. Они компактно фиксируют обязательный для понимания материал (например, основные типы задач по теме и приемы их решения). Конспекты многофункциональны: применяются при закреплении, обобщении и систематизации знаний и умений по данной теме, а также при организации текущего и итогового повторения. Создание конспектов развивает у учащихся умения систематизировать, обобщать знания, способствует формированию алгоритмического склада ума.
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.
Для достижения обязательных результатов образования эффективно использование парной формы коллективного способа обучения (методика взаимообмена заданиями). Обучение осуществляется путем общения в паре, когда каждый учит каждого, т.е. все учащиеся по очереди выполняют функции учителя. В основе лежат следующие принципы:
- непрерывная передача друг другу полученных знаний;
- сотрудничество и взаимопомощь между учениками;
- дифференцированный подход: каждый работает согласно своим возможностям и способностям.
Учащиеся лучше усваивают способы решения и запоминают алгоритмы выполнения задания разных типов. Им нравится, когда появляется возможность проявить самостоятельность и более тесно пообщаться друг с другом.
Таким образом, только работая системно, применяя разнообразные методические приемы, появившиеся в результате творческого поиска учителя и его опыта практической работы, можно достичь обязательных результатов образования и повысить его качество.