Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе детского сада по развитию элементарных математических представлений по теме «Приключения Колобка в лесу»

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цель: упражнять детей в счете до 5.

Задачи:

Образовательные:

  • совершенствовать навыки счета в пределах 5;
  • закреплять с помощью приема приложения умение определять, в какой группе больше, меньше или поровну предметов;
  • закреплять навыки сравнения предметов по длине;
  • закреплять представления о геометрических фигурах, цвете.

Развивающие:

  • развивать познавательные процессы;
  • развивать умение выполнять правила при решении задач;

3. Воспитательные:

  • воспитывать умение сотрудничать, анализировать собственную деятельность и деятельность товарищей;
  • воспитывать умение соблюдать правила поведения на занятии.
  • воспитывать интерес к занятиям.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Материалы и оборудование.

Демонстрационный материал: домик, набор игрушек: Колобок, Заяц, Волк, Медведь, Лиса; мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация (слайды: “Пейзаж леса”, “Полоски вразброс”, “Полоски по длине”, “Портрет Мишки”, составленного из геометрических фигур, “Математические задачи”, музыка).

Раздаточный материал: наборы полосок разной длины и цвета по 5 штук на каждого ребенка.

Содержание организованной деятельности детей.

Организационный момент.

Психологическое упражнение.

Воспитатель. Ребята, добрый день. К вам сегодня пришли гости. Посмотрите на них, улыбнитесь им, и они улыбнутся вам. Замечательно. А теперь повернитесь ко мне.

Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? А хотите отправиться в сказку?

Основная часть.

Воспитатель. Ребята, вы любите считать? А вы умеете считать? Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать:

“Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке...”
(Колобок).

Воспитатель. А вот и домик, в котором живет Колобок. А как вы думаете, герои из сказки “Колобок” умеют считать?

Воспитатель. А хотите это узнать?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда давайте вместе с колобком отправимся в сказку.

Появляется слайд “Пейзаж леса”, звучит музыка (проецируется через мультимедийный проектор).

Воспитатель.

“Жил веселый Колобок,
Колобок - румяный бок.
Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел,
По дорожке покатился
И в густом лесу очутился”.

Дети вместе с Колобком подошли к Зайчику, рядом с ним стоят зайчата и лежат морковки.

Колобок. Зайчик, почему ты плачешь?

Зайчик. Я – Зайка маленький, я - Зайка серенький. Колобок, помоги мне посчитать морковки. У меня зайчат много, а я не умею считать.

Воспитатель. Ой, ребята, а Колобок тоже, наверное, не умеет считать. Может, мы ему поможем?

Дети. Да.

Воспитатель. А как вы будете считать? Давайте вместе посчитаем.

Воспитатель. А сколько у нас морковок?

Дети считают морковки.

Воспитатель. Ребята, как узнать, хватит ли зайчикам морковок?

Дети прикладывают морковки к зайчикам.

Воспитатель. Ребята, а чего больше, морковок или зайчиков?

Дети. Зайчиков.

Воспитатель. А что нужно сделать, чтобы морковок и зайчиков стало поровну?

Дети. Добавить еще одну морковку.

Воспитатель. Посмотрите, ребята, сколько зайчат, столько и морковок. Как можно сказать про их количество?

Дети. Одинаковое количество.

Воспитатель. Ребята, Зайчик говорит вам большое “спасибо”.

Включается музыка.

Воспитатель. Покатился Колобок дальше. Пойдемте и мы с ним. А навстречу идет Волк.

Колобок. Волк, почему ты такой грустный?

Волк. Колобок, мне в лесной школе дали задание: найти самую длинную и самую короткую полоски, а я не умею. Помогите мне, пожалуйста, выполнить задание.

Проецируется слайд с полосками, расположенными вразброс, через мультимедийный проектор.

Воспитатель. Ребята, а давайте мы с вами поможем Волку выполнить это задание. Садитесь за столы.

Дети за столами выполняют задание.

Воспитатель. Найдите самую короткую полоску, положите ее перед собой. А мы с Волком посмотрим.

Воспитатель. А теперь вам нужно разложить полоски от самой короткой до самой длинной. Кто быстрее всех разложит полоски?

Дети раскладывают полоски. На экране появляется правильное расположение полосок.

Воспитатель. Ребята, сравните, так ли у вас расположены полоски. А теперь посчитайте, сколько всего здесь полосок? Покажите пальчиками.

Дети считают полоски.

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, какого цвета самая длинная полоска? Самая короткая? А какая полоска длиннее красной, но короче синей? (Желтая). А как можно сказать также про желтую полоску?

Волк. Спасибо, ребята, что помогли мне выполнить задание.

Воспитатель. И покатился Колобок дальше. Ребята, а давайте вместе с Колобком разомнемся.

Физкультминутка. Включается музыка.

“У медведя дом большой (тянутся руками вверх),
Ой - ой - ой.
А у зайки – маленький (приседают).
Ай - ай - ай.
Мишка сам пошел домой (шагают),
Ой - ой - ой.
И запрыгал заинька (прыгают),
Ай - ай - ай”.

Дыхательная гимнастика.

“Встали, руки подняли вверх, потянулись, вдохнули носом, руки опустили, выдохнули ртом (повторить 3 раза).

Воспитатель. А тем временем Колобок встретил Медведя.

Появляется слайд с изображением Медведя (проецируется через мультимедийный проектор).

Медведь. Колобок, мне подарили мой портрет, только вот я смотрю, смотрю на него и не могу понять, из чего он составлен. Не поможешь мне разобраться?

Колобок. А давай спросим у ребят. Ребята, вы нам поможете?

Дети поэтапно определяют и называют каждую часть картинки.

Воспитатель. Ребята, а кто увидел треугольник? А кто увидел еще такой же треугольник?

Воспитатель. Ребята, посчитайте, сколько здесь кругов? А теперь посчитайте количество квадратов.

Воспитатель. Давайте проверим.

Дети считают хором.

Медведь. Спасибо вам, ребята, что помогли мне разобраться. Я все понял и запомнил.

Воспитатель. И Колобок покатился дальше. А навстречу ему Лиса.

Лиса. Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня, лиса, я тебе песенку спою.

Лиса. Не надо, Колобок, мне песни петь, а лучше помоги мне задачки решить.

Воспитатель. Ребята, давайте поможем Колобку решить задачки, а то Лиса его съест.

Дети. Давайте.

Воспитатель. Говори, Лиса, свои задачки.

Появляется слайд с первой задачей, проецируемый через мультимедийный проектор.

Лиса. Задачка первая:

“Два гриба нашел медведь,
А потом еще один.
Вы ответьте на вопрос:
Сколько он грибов принес?”

Дети решают первую задачу.

Лиса. Ну, а вторую задачку вы не решите!

Появляется слайд со второй задачей, проецируемый через мультимедийный проектор.

Лиса. Задачка вторая:

“Три яблока. Одно сорвать
Ручонка так и тянется.
Но прежде надо сосчитать,
А сколько же останется?”

Дети решают вторую задачу.

Лиса. Спасибо, ребята, что вы помогли мне решить задачки, за это я не буду есть Колобка.

Колобок. И мне пора возвращаться к бабушке и дедушке. Вы меня проводите до дома?

Включается музыка.

Дети провожают Колобка домой.

Итог занятия.

Воспитатель. Ребята, понравилось вам в гостях у сказки? Что больше всего вам запомнилось? Что больше всего вам понравилось?

Воспитатель отмечает тех детей, которые были внимательными, кто быстрее всех и правильно выложил полоски, кто отвечал на вопросы полными ответами.

Воспитатель. Ребята, мне было очень интересно с вами путешествовать. Вы такие умные и сообразительные, хорошо умеете считать и решать задачки.

Колобок. За то, что вы мне хорошо помогали, я дарю вам небольшие сувениры на память.

Колобок раздает сувениры ребятам и уходит к себе домой.

Список литературы.

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2012,-336 с.
  2. Петерсон, Л. Г. Игралочка [Текст]: практический курс математики для дошкольников/ Сост. Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова.- М.: Баласс, 2000.-176 с.
  3. http://www.detsadclub.ru “Физминутки в детском саду”
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: Письма и приказы Минобрнауки.- М.: ТЦ Сфера, 2014.- 96с.