Цель урока: познакомить учащихся с десятичной дробью; учить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.
Задачи урока:
- Образовательные: организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия "десятичная дробь", освоить алгоритма записи десятичных дробей, формировать умение читать и записывать десятичные дроби, формировать навыки записи обыкновенных дробей в виде десятичных и десятичных в виде обыкновенных.
- Развивающие: развивать у учеников математическую речь, логическое мышление, способствовать развитию самостоятельности, умению оценивать свою работу и работу одноклассников.
- Воспитательные: воспитывать интерес к математике, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду (2 слайд).
Заметки к уроку:
1. Повторить понятие обыкновенной дроби.
2. Ознакомить учащихся с понятием "десятичная дробь" и дать объяснение нового материала.
3. Закрепить изученный материал, используя различные дидактические игры на уроке. (3 слайд)
Ход урока
1. Организационный момент. Взаимное приветствие, проверка подготовленности учащихся к работе на уроке (рабочее место, внешний вид), организация внимания.
2. Актуализация знаний. Вспомнить понятие обыкновенной дроби.
1) Записать дроби, представленные на слайде, в тетради: . (Дробь показывает часть от целого и результат деления)
2) Разбить дроби на группы (Есть много способов, но остановиться на том, в котором дети предлагают в одну группу отнести дроби со знаменателями 10, 100, 1000, а в другую – оставшиеся) (4 слайд).
3. Изучение нового материала. Учитель знакомит учащихся с новой темой.
1) Учитель объясняет, как правильно читать и записывать десятичные дроби (5 слайд).
2) Задание “Нажмите на кубик и прочитайте десятичные дроби”: учащиеся с места выполняют предложенное задание (по очереди) (слайд 6).
3) Задание “Запишите число в виде десятичной дроби”: один учащийся выполняет задание на доске, остальные – в тетради, а затем учитель осуществляет проверку при помощи “обратной связи” (на каждом столе по паре карточек зелёного и красного цвета; если учащиеся согласны с ответом – поднимают зелёную карточку, если не согласны – красную) (слайд 7).
4) Задание “Заполни пропуски”: учащиеся выполняют задание в тетради, а затем учитель осуществляет проверку (слайд 8, 9).
5) Задание “Разбить на 2 столбика предложенные числа”: один учащийся на доске делит числа на обыкновенные и десятичные дроби, остальные - в тетради, а затем учитель осуществляет проверку при помощи “обратной связи” (слайд 10, 11).
6) Задание “Разложить число 65,931 по разрядам”: учитель объясняет задание, выполняя его на доске, а учащиеся – в тетради (слайд 12).
7) Задание “Расположите числа в порядке возрастания”: один учащийся выполняет задание на доске, остальные – в тетради, а затем учитель осуществляет проверку (слайд 13).
8) Задание “Расположите числа в порядке убывания”: один учащийся выполняет задание на доске, а затем учитель вместе с остальными осуществляет проверку (слайд 14).
9) Учитель объясняет учащимся, как записывать обыкновенные дроби в виде десятичных, используя алгоритм, а учащиеся его повторяют (слайд 15).
10) Задание “Запишите обыкновенные дроби в виде десятичных и десятичные в виде обыкновенных”: два учащиеся по очереди вместе с учителем выполняют задание на доске, используя алгоритм, остальные – в тетради, а затем учитель осуществляет проверку при помощи “обратной связи” (слайд 16).
4. Физкультминутка. Учитель нажимает на слайд и вместе с учениками делает все движения (слайд 17, 18).
5. Самостоятельная работа. Учащиеся выполняют в тетради задание “Запишите обыкновенные дроби в виде десятичных”, а затем учитель осуществляет проверку (слайд 19).
6. Закрепление изученного материала. Учащиеся выполняют различные задания на доске (устно):
1) Задание “Ответьте на вопросы”: учащиеся отвечают на вопросы, предложенные на слайде (слайд 20).
2) Задание “Какие из этих дробей можно представить в виде десятичных?”: один учащийся выполняет задание на доске, а остальные – устно (слайд 21).
3) Задание “Ответить на вопросы”: один учащийся выполняет задание на доске, а остальные – в тетради, учитель после каждого задания осуществляет проверку (слайд 22).
Дополнительные задания:
- Задание “Выбрать правильный вариант ответа” (слайд 23-28).
- Задание: Тест по математике “Десятичная запись числа” (слайд 29-39).
7. Подведение итогов урока (учащиеся с учителем определяют на сколько поставленные задачи урока выполнены)
8. Рефлексия. Каждый учащийся оценивают свою работу на уроке в тетради (слайд 40).
9. Домашнее задание. №1166, № 1146 (б), №1170 (учебник Н.Я. Виленкин, 5 класс)