Веб-квест как активная форма проектной деятельности

Разделы: Русский язык, Информатика


Web-Quest - это интерактивная учебная деятельность, включающая в себя три основных элемента, которые отличают ее от простого поиска информации в Интернете: наличие проблемы, поиск информации, решение проблемы.

Веских причин для использования веб-квестов достаточно много. Это легкий способ включения Интернета в учебный процесс, при этом не требуется особых технических знаний. Квест может выполняться индивидуально, но групповая работа при решении квеста является более предпочтительной. При этом достигаются две основные цели обучения – коммуникация и обмен информацией. [1]

Квесты развивают критическое мышление, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто “реальное” и “полезное”, что ведет к повышению эффективности обучения. Участие в веб-квестах дает обучающимся: новые знания, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, современными средствами телекоммуникации, новыми пакетами прикладных программ, совершенствуются навыки делового коллективного общения, совместного решения проблем.

Веб-квесты помогают достичь предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Хорошо структурированный, интересно оформленный сценарий квеста инициирует рассмотрение проблем с различных точек зрения, заставляет думать, требует от участника критического мышления. Распределяя роли в проекте, школьники оценивают свои знания и возможности с позиции максимально эффективного их использования в совместной деятельности, что, в конечном итоге, должно привести к правильному решению поставленной проблемы. Участвуя в веб-квесте, ребята активно используют информационное пространство Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности

Технология использования веб-квестов на уроках относится к методам обучения с использованием информационных ресурсов сети Интернет. В этом методе хорошо реализуется поиск и использование школьниками учебной информации, значимой с точки зрения целей обучения, проектно-исследовательской деятельности обучаемых, основанной на взаимодействии с ресурсами сети Интернет, использование коммуникационных компонентов для учебного общения учащихся и педагогов. В наше время данная технология обучения особенно актуальна, так как доступ учащихся к информационным ресурсам сети Интернет обеспечит школьников основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения в школе, для выполнения заданий учителя, самостоятельного обучения и организации досуга. [2]

Понимая это, педагоги нашей школы приняли участие в международной образовательной научно-практической он-лайн конференции “Новая школа: мой маршрут”, которая проходила на портале https://edugalaxy.intel.ru. Педагоги прошли обучение на мастер-классе “Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности”. Автор и ведущая мастер-класса - Тарасова Елена Геннадьевна, главный методист ЦДО ТОГОАУ ДПО "Институт повышения квалификации работников образования" г. Тамбов. На мастер-классе педагоги рассмотрели: технологию проектирования основных разделов веб-квеста и возможности интеграции веб-квеста с другими активными технологиями; освоили сервисы Google для создания и организации совместной работы по разработке веб-квеста; научились проектировать образовательную деятельность, направленную на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов; освоили технологии формирующего и итогового оценивания в проектной деятельности; обобщили и систематизировали опыт использования веб-квестов в современной педагогической практике; разработали учебный веб-квест.

Технология веб-квест способствует повышению качества обучения, так как влияет не только на внешнюю, но и внутреннюю мотивацию. Данная технология позволяет установить тесное сотрудничество с учениками, повышает мотивацию к учению, развивает практически все учебные универсальные действия (УУД).

Существует определенная последовательность выполнения веб-квеста. Работа выполняется по следующей схеме:

1. Введение: Цель этого раздела - подготовить и “зацепить” учащегося. Введение содержит вопрос, над которым и будут размышлять учащиеся, т.е. проблему.

2. Задание: Это исследовательская часть, т.к. задание должно заставлять учащихся на основании фактов смотреть дальше, изучая взаимосвязь предметов и событий, отделяя истинные знания от ложных.

3. Процесс (пошаговое описание процедуры того, что учащиеся должны сделать для реализации проекта; здесь также приводится список web-сайтов, на которых содержится необходимая информация);

4. Оценка (в этой части приводятся критерии оценки работы учащихся);

5. Заключение (подведение итогов проектной деятельности).

Формирование УУД может происходить на всех этапах работы над веб-квестом. Развивается одна из социально – значимых компетентностей – информационная компетентность. Хороший результат дает данный вид деятельности при подготовке к олимпиадам. Реальное размещение веб-квестов в сети в виде web-сайтов, созданных самими детьми, позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

В результате мастер-класса, проведенный Тарасовой Е.Г. на сайте https://sites.google.com/site/webquestaktiv/home, был разработан веб-квест “Личная безопасность школьника” для 5-6 классов. Предметное содержание: ОБЖ, русский язык, информатика.

Среди всех прав, которыми обладает человек, право на жизнь и личную неприкосновенность является важнейшим. Однако, многое зависит от самого школьника, взаимопомощи и взаимоподдержки людей. Чтобы предотвратить беду, необходимо распознавать, где она может подстерегать и быть внимательным. Основополагающий вопрос: Почему жизнь человека имеет ценность?

Для проведения квеста организовали три группы обучающихся: исследователи, журналисты, контент-менеджеры.

1. Исследователи - исследовали опасности, встречающиеся по пути в школу, на дороге, дома, фиксируют на карте Google, делают фото отчеты.

Отвечали на вопросы: Какие опасности встречаются на вашем пути в школу? Какие перекрестки встречаются на пути в школу? Какие опасности встречаются дома? Какие опасности могут встретиться в сети Интернет? Зачем нужно обеспечить личную безопасность?

2. Журналисты - создавали презентации, листовки, буклеты о безопасности на дороге, дома, при работе в сети Интернет. Проводили презентации.

Отвечали на вопросы: Как мы можем оповестить школьников об опасностях? Как правильно перейти дорогу? Что можно сделать, чтобы избежать опасность?

3. Контент-менеджеры-публиковали материалы на сайте, предоставляли возможность коллективно работать с документами Google.

Отвечали на вопрос: Как можем предупредить других людей об опасностях? Как организовать коллективную работу над презентацией и документами Google? Как использовать правила личной безопасности?

В ходе проекта обучающиеся исследовали территорию возле дома и школы, разрабатывали карту проблем и пути их решения, информировали учащихся школы, родителей, представляли карту безопасных траекторий, рассматривали вопросы безопасного поведения дома.

Цель работы: формирование активной жизненной позиции в отношении проблем личной безопасности школьников на улице, дома, на дороге, за компьютером в процессе исследовательской работы.

Задачи: Выявить, зафиксировать и обратить внимание на опасные объекты, расположенные на территории, прилегающей к школе и дому, разработать карту проблем, информировать учащихся школы и родителей об опасных маршрутах, представить карту безопасных траекторий, выявить проблемы безопасного поведения дома, информировать учеников о безопасном поведении дома.

Результаты образовательной деятельности: умение интегрировать знания, полученные при изучении других дисциплин, решать проблемы, возникающие в учебно-познавательном процессе, находить, анализировать и оценивать с точки зрения полезности найденную информацию, действовать в коллективе.

Используя не только теоретические знания, полученные на уроках, но и собственный опыт , создаются условия для формирования у учащихся опыта принятия самостоятельного решения, вырабатывается модель поведения в той или иной ситуации.

Развиваются познавательные, коммуникативные, организационные, нравственные качества, являющиеся составляющей целостного образования. Формируются компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика; общекультурные компетенции, одной из составляющих которой является культура безопасности жизнедеятельности; коммуникативные компетенции, способы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; навыки работы в группе; владение различными социальными ролями в коллективе; компетенции личностного самосовершенствования.

Участие в квест-проекте позволяет учащимся смоделировать, проиграть ситуацию, которая вскоре может возникнуть в самостоятельной жизни, подготовиться к ней.

Поскольку от степени личного участия зависит оценка работы всей команды, то, следовательно, коллективная работа помогает преодолеть личную неорганизованность, победить замкнутость, формируя способность брать на себя ответственность.

Участие в веб-квесте позволяет смоделировать, проиграть ситуацию, которая вскоре может возникнуть в самостоятельной жизни, подготовиться к ней. Ученик вместе со своим персонажем учится ориентироваться в различных обстоятельствах, давая объективную оценку своему поведению, учитывая возможности других людей, устанавливая с ними контакты и влияя на их интересы. Участники веб-проекта, имеют возможность "примерить себя" к профессии, оценив свои знания и возможности, познать себя, оценить практическую востребованность различных специальностей и свою конкурентоспособность на современном рынке труда. [2]

При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. Происходит увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера, а также повышения профмастерства педагога.

Электронные ресурсы

1. Вторая международная образовательная научно-практическая он-лайн конференцию “Новая школа: мой маршрут”: https://edugalaxy.intel.ru/conf/2014/home/stage2

2. Мастер-класс “Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности”, Тарасова Е.Г.: https://sites.google.com/site/webquestaktiv/