1. Актуальность агрессивного поведения в педагогической среде.
Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием.
В современном обществе остро стоит проблема обнаружения механизмов социализации агрессии. Решая задачу воспитания толерантности педагогов, необходимо учитывать причины агрессивного поведения и особенности проявления агрессивности в рамках профессиональной деятельности.
Данная работа посвящена рассмотрению некоторых сторон агрессивности педагогических работников, методам ее диагностики и коррекции.
Уровень проявления агрессивности индивида зависит от личностных качеств, его стремления к власти, желания самореализоваться.
Для учителя это может быть осознание недостаточной квалификации, нездоровый климат в педагогическом коллективе, неблагоприятная обстановка в семье и т.д.
Педагогическая агрессия проявятся во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, и приверженности к “карательным” воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу. Агрессивность обнаруживается у педагогов, работающих с трудными учащимися, а также у педагогов, имеющих недостаточную квалификацию. Особенно это наблюдается у педагогов дополнительного образования и естественно-математического цикла.
Вербальная агрессия современным обществом оценивается как менее опасная и разрушительная, чем агрессия физическая. Однако невозможно согласиться с тем, что речевая агрессия не несет реальной угрозы. Слово часто воспринимается более болезненно, чем агрессивные действия.
Агрессивное состояние может быть как открытым, т.е. внешне выраженным, так и скрытым. Безусловно, одно, опасно и то и другое, т.к. преднамеренная маскировка агрессивности за притворным "добрым" отношением носит разрушительный характер, но в более изощренном виде. Нельзя не учитывать того, какая реальная опасность стоит за речевой агрессией, являющейся первым шагом на пути к агрессии физической.
Пожалуй, самое серьезное препятствие на пути преодоления речевой агрессии – это беспечная лояльность современного человека в оценке агрессии слова. И если работник школы отказывается объективно признать собственную склонность к ее проявлению, стыдливо заменяя это понятие абстрактными “несдержанность”, “резкость”, “неуравновешенность” и, утешая себя тем, что “сейчас все так говорят”, он ничего не сможет изменить в своем общении с учениками и педагогическом коллективе.
Агрессивность может повышаться в ситуации осознания несостоятельности, неуспешности, вызывая желание компенсировать свои недостатки за счет разрушения другого объекта (ученика или подчиненного).
Дефицит удовлетворенности работой для педагога – источник нарушения эмоционального равновесия и повышенной агрессивности. По приводимым в литературе данным, более 80% учителей на этапе профессиональной зрелости испытывают постоянный страх перед возможными неприятностями.
Миф о том, что профессия педагога – профессия "творческая и легкая" давно развеян в среде педагогов-практиков. Одним из главных факторов, влияющих на адаптационные процессы в школе, является перегруженность учителя, психическая и физическая напряженность его труда.
Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения. Существуют специально разработанные программы по развитию навыков общения у такого рода "конфликтных" личностей, которые нередко позволяют добиться весьма ощутимых результатов.
Одной из причин нарушения у педагогов эмоциональной стабильности является агрессивное поведение. Которое влияет на самочувствие педагога, на самочувствие окружающих его людей. Таким образом, если педагог не научится сдерживать и регулировать свою природную агрессию, что может стать причиной серьезных проблем.
Поэтому необходим процесс социализации агрессии. Под социализацией агрессии понимается процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в определенном сообществе, цивилизации. Совершенно ясно, что “природный” агрессивный потенциал никуда не исчезает в более зрелом возрасте. Просто в результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества.
2. Профилактические меры.
Для оптимизации функции психологической защиты педагогических работников и оказания им психологической помощи необходимо внедрение ряда профилактических мер:
- прием на работу педагога целесообразно осуществлять при участии психолога с целью не допустить к работе с детьми человека с явными психологическими проблемами, низким уровнем культуры, особенностями характера, не приемлемыми в образовательном учреждении.
- психологическое просвещение педагогов, заключающееся в знании психологии личности, возрастной психологии и др., предполагающее в дальнейшем изменение работы, карьерный рост.
- психологическое консультирование и диагностика.
- информирование педагогов о месте и возможностях получения психологической, медицинской помощи, тренингов, литературы.
- разработка альтернативных сценариев карьеры. Коррекция может быть связана с изменением характера труда; обогащением труда.
- овладение приемами саморегуляции; нервно-мышечной релаксации. Обучить педагога снимать напряжение; гасить отрицательные эмоции. Но желательно чтобы приемы были индивидуальными и достаточно простыми. Например, точечный массаж; выбрать правильную рабочую позу.
- проведение тренингов, где вырабатываются навыки более эффективного поведения.
- организация психотерапевтических групп, но не в конкретных учебных заведениях. Лишь на базе центров (где набираются разные незнакомые друг с другом люди). В реальных коллективах такие психотерапевтические группы не проводятся
3. Примеры контроля вербальной агрессии.
Одной из основных проблем в работе педагогов является вербальная агрессия. Наиболее общее направление предотвращения агрессии в школьной среде – самонаблюдение и самоконтроль учителя над собственным речевым поведением, анализ своей речи с точки зрения вежливости, корректности, эффективности воздействия. Задумаемся, например, всегда ли наши обращения к детям, выражения мнения, просьбы, отказы вежливы? Извиняемся ли мы за ошибку, несправедливую оценку?
Чтобы избежать резкости, часто достаточно просто попытаться встать на позицию ученика или коллеги, “быть выше ссоры”. Способность к эмпатии – сопереживанию проблемам собеседника, умение объективно оценить личностные особенности и эмоциональное состояние ребенка – очень важны для коммуникативной компетенции педагога. Наконец, толерантность – терпимость, снисходительность – тоже необходимое профессиональное качество учителя, которое предполагает корректность оценок, умение прощать, признание права другого на собственное мнение.
Поэтому наиболее общее направление предотвращения агрессии в школьной среде – самонаблюдение и самоконтроль учителя над собственным речевым поведением, анализ своей речи с точки зрения вежливости, корректности, эффективности воздействия. Задумаемся, например, всегда ли наши обращения к детям, выражения мнения, просьбы, отказы вежливы? Извиняемся ли мы за ошибку, несправедливую оценку?
Существуют и частные приемы контроля над речевой агрессией в конкретных речевых ситуациях.
Игнорирование речевой агрессии: не реагировать на бестактность в свой адрес, “не замечать” враждебности со стороны собеседника, не отвечать грубостью на грубость. Это может быть молчание в ответ на агрессивное высказывание; отказ от продолжения общения (отвернуться, уйти); продолжение общения в спокойной, ровной тональности.
Механизм метода достаточно прост: очень часто общение в конфликтной ситуации строится по принципу: “Он мне – слово, а я ему – десять”. Так возникает словесная перебранка, каждый участник которой стремится оставить за собой “последнее слово”. Игнорирование же представляет собой альтернативную коммуникативную стратегию, которая, во-первых, оказывает психологическое воздействие на “агрессора” (эффект неожиданности) и разрушает его “негативный сценарий”. Это достаточно действенная мера против агрессии в том случае, если ситуация не приобретает острый раздражающий характер и не переходит в открыто обидное, неприемлемое для вас общение.
4. Заключение.
Вряд ли можно говорить о полном устранении речевой агрессии из педагогического общения. Однако можно научиться успешно контролировать, сдерживать, преодолевать агрессию слова, не прибегая при этом к ответной грубости.
Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника – посильная задача для каждого цивилизованного человека, а для педагога особенно необходимая.
Исследования агрессии и психологического здоровья, проводимые нами, показывают, что своевременная и адекватная психологическая помощь может существенно улучшить качество жизни педагогов, уменьшить риск возникновения различных форм агрессивного поведения.
5. ЛИТЕРАТУРА
- Берковиц Л. Агрессия: социально-психологический анализ, 1962.
- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
- Ениколопов С.Н. Психологическое здоровье и агрессия в большом городе.
- Учитель крупным планом: Социально-педагогические проблемы учительской деятельности / Под ред. В.Г. Вершловского. СПб.: ГУПМ, 1994.