Цель: Закрепление навыков правильного произнесения и различения звуков [к] , [х]. Прописывание букв К–Х.
Задачи:
Коррекционнообразовательная.
- Учить детей четко произносить и различать звуки [К] – [Х] в слогах, словах и предложениях.
- Учить проводить сравнительный анализ артикуляции звуков и давать им сравнительную характеристику.
- Закреплять умение выделять звуки [к] , [х] из состава слова .
- Закреплять навык определения места звука в слове и графического обозначения звука.
- Формировать навык сравнительного звукового анализа слов.
- Учить составлять предложения с заданными словами.
Коррекционно-развивающая.
1. Развивать фонематические процессы.
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать артикуляционную моторику.
4. Развивать общую и мелкую моторику.
5. Развивать графомоторные навыки.
6. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательная
1. Воспитывать самостоятельность.
2. Развивать положительную мотивацию к учебной деятельности.
3. Воспитывать уважительное отношение к ответу других детей.
4. Воспитывать усидчивость, дисциплинированность.
5 . Развивать эмоциональную отзывчивость.
Ход занятия
Дети заходят в зал.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие пройдет в этом зале.
Но мы сегодня здесь не одни, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся, и пожелаем им хорошего настроения. (дети здороваются )
Ребята, я приглашаю вас в морское путешествие. Скажите, на чем можно отправиться в морское путешествие? (ответы детей)
Мы с вами поплывем на корабле. Я буду капитаном корабля, ну а вы- моя команда.(Дети одевают гюйсы и пилотки)
Итак, команда, займите свои места на корабле.(Звучит звук колокола и музыкальная зарядка)
Вот мы и на месте. Команде высадится на берег!
Введение в тему.
Мы с вами прибыли на остров, где живут два друга – звук [ К] и звук [Х])
Вам знакомы эти звуки? (Дети: да.)
Что вы можете сказать о звуках [К]- [Х]? Какие они? (Дети: Эти звуки согласные, твердые, глухие)
Послушайте, как я произнесу звук [К] - кратко, а [Х] – длительно.
Поставьте свои ладошки-экранчики перед губами и произнесите звуки. Чем отличаются эти звуки?
Звук [К] произносится отрывисто, быстро, воздух выходит толчком.
А звук [Х] - длительно, воздух выходит плавно.
(Звучит музыка, ширма с кораблем отъезжает)
Логопед: Посмотрите, перед нами золотые пески острова. Что-то не видно друзей-звуков[К] и [Х]? Наверное они решили поиграть с нами.
Мы и сами любим играть. Каждый из вас подойдет к столику на котором стоит песочница. (Дети подходят)
Скажите, мы можем увидеть звук? (Дети: нет. Звук, мы можем услышать и произнести )
А что, является графическим изображением звука? (Графическим изображением звука является буква)
Давайте проверим, может быть, в ваших песочницах спрятались буквы?
Чтобы это узнать, мы будем постепенно раскапывать песок, сверху вниз. Как только вы догадаетесь, какая это буква, вы ее называете.
(дети откапывают всю букву и проверяют свой ответ)
Молодцы, вы правильно отгадали буквы. А вот и жители острова.(Появляются веселые буквы К и Х )
Наши буквы-озорники, хотят узнать, а умеете ли вы их писать.
Прослушайте слова, определите последний звук в слове, и запишите соответствующую букву на песке.
(мох, ток, мак, порох, горох, огонек, свисток, пастух, сок, петух)
Дети садятся на стульчики.
Поиграем в игру “Эхо”.
Логопед: Я буду произносить фразы, а вы должны повторить только два последних звука три раза.
Вкусная уха – ха – ха - ха.
На болоте мох - ох – ох – ох.
Наш платок сух – ух – ух – ух.
Белая мука – ка – ка – ка.
Под дождем я мок – ок – ок - ок.
Кот залез на сук – ук –ук –ук.
В вашей песочнице спрятана картинка. Вы должны найти ее и написать название этого предмета.
Назовите, какой звук [К] или [Х] спрятался в названии вашего предмета, назовите его место в слове.
(мак, сок, кот, паук, утка )
Динамическая пауза.
Каждый день, по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать,
Приседать и вставать, прыгать и скакать.
Ребята, посмотрите, что теперь спрятано в вашей песочнице.
(Дети откапывают схему).
Логопед: Скажите, как называется эта схема? (Это схема предложения)
Скажите, из чего состоит предложение? (предложение состоит из слов)
Сколько слов в твоем предложении Катя?...
Я попрошу вас придумать предложения к вашим схемам. Одно слово из вашего предложения уже известно, вы писали его на песке.
Послушайте, пожалуйста, и отгадайте загадки.
Желтым станет, как песок
И зеленым, как листок.
Под любой меняет фон
Свой костюм ... (хамелеон)
Молодцы, и эту загадку вы отгадали. Вот они, маленькие хамелеончики. Нарисуйте каждому из них листочек.
Цвет менять, способен он,
Его зовут Хамелеон.
Если листики вокруг –
Он зеленый станет вдруг.
Следующая загадка.
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль –
По волнам плывет .... (корабль)
Вы абсолютно правы, это корабль. Давайте изобразим волны в нашей песочнице (логопед раздает детям кораблики)
Дети по очереди проговаривают строчку четверостишья и рисуют волны на песке.
Плывет, плывет кораблик
В далекие края.
Кто капитан кораблика?
Конечно это – я.
Итог занятия.
Наше занятие подходит к концу. Буквам К и Х очень понравилось с вами играть. В память о вашем путешествии они хотят подарить вам кораблик. Но кораблик не пустой, в нем сюрприз- угощение.
А теперь, я попрошу команду занять свои места на корабле, мы возвращаемся в детский сад. (Дети садятся в корабль, звучит музыка)
Вот мы и оказались в детском саду.
- Вам понравилось наше занятие?
- Ребята, о каких звуках и буквах мы сегодня говорили?
- Что вам особенно понравилось и запомнилось?