Актуальность: управлять общением в спортивной группе — значит управлять групповым поведением, коммуникацией в группе, совместной деятельностью членов группы, оптимизируя общение в группе. Как правило, эту работу проводит тренер, но во время проведения соревнований часто это не возможно. И поэтому члены команды должны самостоятельно уметь видеть, слышать и понимать друг друга.
Дети 7-8 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослым и со своими сверстниками. В то же время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса для формирования успешного спортивного коллектива. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к коллективу, в частности его эмоциональное благополучие в спортивной команде. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (участие в сборной спортивной команде), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с командой, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения неприятности, одиночества в команде, может провоцировать отсутствие желания у ребенка демонстрировать лучшие результаты и даже могут провялятся асоциальные формы поведения.
Начиная с младшего школьного возраста, следует формировать нравственные ценности и базовые отношения к себе (самопринятие, самоуважение) и другим людям (принятие их, уважение к ним). Именно это не только облегчает, "разрешает" общение, но и делает его нравственным. Ведь если Я уважаю себя и других, то легко могу пообщаться с ними, без напряжений, опасений или страданий. В отличие, например, от ситуации, когда индивид уважает себя, а остальных – нет. В его общении часто сквозит пренебрежение к окружающим, поэтому они не хотят с ним контактировать.
Коммуникативная компетентность младшего школьника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности (дружественность) и уважении к людям, справедливости, альтруизме, честности, стрессоустойчивости, эмоциональной стабильности, неагрессивности, неконфликтности.
Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнера, но и предвосхищать его. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения. Обозначенные составляющие эмоционального компонента в доступной форме могут вырабатываться у младшего школьника.
Поведенческий компонент образует коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребенка.
Цель исследования: Изучить особенности формирования коммуникативной компетентности младших школьников, способствовать развитию коммуникативных компетенций у обучающихся младшей школы на уроках и во внеурочной деятельности, опробовать программу развивающих занятий с детьми, направленной на формирование и развитие коммуникативной.
Задачи:
- провести исследование навыков общения и взаимодействия младших школьников;
- выявить наиболее эффективные способы формирования коммуникативных навыков младших школьников на уроках и внеурочных занятиях;
- разработать программу занятий по формированию коммуникативных компетенций младших школьников
Этапы исследования.
1) Констатирующий этап, в ходе которого изучались некоторые компоненты коммуникативной компетентности учащихся начальной школы.
2) Развивающий этап. На данном этапе с детьми проводились специально организованные занятия, состоящие из программного материала по физической культуре, который используется при проведении, построенных на активном включении испытуемых в процесс обучения.
3) Контрольный этап. В ходе третьего этапа исследования провели диагностику коммуникативной компетентности и сделали выводы о применимости подобной работы для формирования коммуникативной компетентности у детей младшего школьного возраста.
Констатирующий этап.
В начале года учащимся 2-х классов на уроках физкультуры были предложены вопросы вводного теста, где учащиеся должны были ответить на вопросы “да” или “нет”.
Вопросы:
Хорошим ли собеседником является ребёнок? Умеет ли он слушать и слышать? Знает ли правила вежливого общения? Испытывает ли боязнь перед выступлением? Умеет ли он быстро сориентироваться в игровой ситуации? Правильно ли ученик оценивает свои спортивные качества? Может ли учащийся рационально распределить свою команду в соответствии с заданием?
Практические задания: Сформировать команду для легкоатлетической эстафеты, футбольную команду, выбрать капитана команды, судью.
Формирующий этап
Управление коммуникацией в спортивной группе связано с организацией ситуаций, исключающих нежелательные формы общения и взаимовлияния у членов группы.
Главным является изменение ситуационной установки у спортсменов. Выделяют три основных компонента установки: познавательный (компетентность и деловые качества); эмоциональный (симпатия — антипатия); поведенческий (программа действий отношение к партнеру в определенной ситуации). Основной метод для специально организованных занятий по развитию коммуникативной компетентности учащихся – активное социально-психологическое обучение общению. Для детей создаются условия, в которых они сами, через игры, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения.
Что это дает:
- Во-первых, самостоятельно открытое знание является максимально усвоенным, принятым и действенным. Оно тесно связано с личными переживаниями, поэтому более существенно может влиять на изменение личностных отношений, качеств и поведения.
- Во-вторых, ребенок не устает, не воспринимает происходящее как скучную, формализованную учебу. Наоборот, предлагаемые формы, как правило, связаны с эмоциями интереса и радости.
Но достижение преимуществ требует определенных "затрат" или условий получения нужного результата.
Проведение занятий (два-четыре раза в месяц в зависимости от конкретных условий) возможно с 1 класса с начала учебного года. Целесообразнее начинать в 1-м классе (с обязательным продолжением далее), потому что в таком случае лучше обеспечивается благоприятная социально-психологическая адаптация спортивного коллектива. Были разработаны приблизительные этапы для достижения поставленных задач, которые в зависимости от индивидуальных личностных и коммуникативных особенностей детей и условий можно корректировать.
Осенний этап
- Создание условий для более полного знакомства детей между собой, самопознания, самопринятия и самоуважения, познания и принятия других людей (членов сборной команды), уважения к ним.
- Развитие коммуникативных умений приветствия и прощания
- Развитие умения сотрудничать в паре и в команде.
- Умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом.
- Развития самоуважения и уважения к другим. Сотрудничество со сверстниками
Проведенные мероприятия:
- Обще-развивающие упражнения в паре и группе;
- Подвижные игры на сотрудничество в паре и группе (Цепи, Лабиринт, Путаница, Жмурки);
- Веселые старты среди сверстников;
- Веселые старты среди сборных 2 и 4 классов;
Зимний этап
- Обогащение понимания эмоций детьми.
- Развитие умения управлять (командовать) и подчиняться;
- Развитие стрессоустойчивости, нетревожности;
- Развитие целеустремленности, ориентированности на достижение успеха;
- Развития самоуважения и уважения к другим. Сотрудничество с более старшим по возрасту
Проведенные мероприятия:
- Веселые старты среди сборных 2 и 4 классов;
- Веселые старты между сборных 2, 4 и 8 классов;
- Турнир “Виртуозный снайпер”;
- Командные подвижные игры (например, турнир по мини-баскетболу с выбыванием)
Весенний этап
- Профилактика и коррекция завышенной самооценки;
- Продолжение развития уважения к другим и позитивных межличностных отношений;
- Развитие оптимизма;
- Продолжение развития целеустремленности, умения ставить цели и достигать их
Проведенные мероприятия:
- Веселые старты между 11 и 2 классом;
- Проведение легкоатлетических соревнований между классами;
- Оценивание младшими школьниками умений старшеклассников на примере легкоатлетических упражнений.
Контрольный этап
Повтор диагностики из констатирующего этапа.
Выводы:
1. На начальном этапе входящая диагностика показала, что учащихся имеющих высокий уровень коммуникативного развития был очень низкий процент. После введения упражнений по формированию коммуникативных компетенций в уроки и во внеурочной деятельности количество учащихся с высоким уровнем коммуникативного развития стало значительно больше, и соответственно снизился показатель с низким уровнем коммуникативного развития.
2. Подобранный комплекс упражнений и методических игр способствует достижению положительных результатов в формировании коммуникативных умений младших школьников
3. Дети научились договариваться, приходить к общему решению. Учащиеся старались контролировать свои негативные эмоции. Так же мы наблюдали взаимопомощь между учащимися как одного возраста, так и в разновозрастных группах. Дети радовались как собственным успехам, так и успехам других. Благодаря проведенным мероприятиям учащиеся стали внимательнее относится друг к другу, уменьшилась агрессия по отношению друг к другу, тревожность, у учащихся повысилась самооценка.
Таким образом, результативность деятельности по обеспечению положительной динамики уровня сформированности коммуникативных компетенций обучающихся в начальной школе оптимальна. Исходя их этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по формированию коммуникативных компетенций младших школьников.