Пояснительная записка
В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ, ЕГЭ. Данный программа предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ, ЕГЭ в 11х классах в новой форме.
Основанная цель данного курса - развитие психологической устойчивости к предстоящему единому государственному экзамену государственной итоговой аттестации. Занятия проходят в виде игровых упражнений, дискуссий, деловых игр, лекций.
Проблемы подготовки к ЕГЭ — это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. Проблема подготовки к единому государственному экзамену является наиболее актуальной в настоящее время, это связанно, прежде всего, с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией для учащихся, и с тем, что ЕГЭ как форма экзамена появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Поэтому в данный момент эта проблема является наиболее актуальной. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.
Данная программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ, ЕГЭ, кроме того с ее помощью выпускники могут научиться различным приемам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и отдыхать.
Целесообразность программы состоит в создании условий для овладения обучающимися методами и приемами психологической подготовки к ОГЭ, ЕГЭ.
Цель программы: психологическая подготовка выпускников к ОГЭ, ЕГЭ.
Задачи программы:
- знакомство возможными способами подготовки к ОГЭ, ЕГЭ;
- повышение учебной мотивации старшеклассников;
- повышение уверенности обучающихся в себе, развитие у них адекватной самооценки, позитивного мышления;
- обучение старшеклассников приемам самоанализа и мобилизации собственных когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене;
- знакомство обучающихся со способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, с методами саморегуляции;
- профилактика тревожности выпускников 9, 11 классов.
При разработке программы мы опирались на программу занятий по подготовке учащихся одиннадцатого класса к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н., программу "Путь к успеху" Стебеневой Н., Королевой Н., авторскую программу Чибисовой М.Ю. “Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями”.
Возрастные особенности: программа рассчитана на учащихся 9, 11 класса.
Режим занятий: программа имеет теоретическую и практическую части и разработана на 1 год обучения. План учебных занятий строится из расчета 1 часа в две недели; всего 18 часов. В целом каждое занятие рассчитано на 45 минут, однако в некоторых случаях продолжительность занятия может быть увеличена до 1 часа.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы и приемы:
- ролевые игры;
- мини-лекции;
- дискуссии;
- релаксационные методы;
- метафорические притчи и истории;
- психофизиологические методики;
- телесно-ориентированные техники;
- диагностические методики.
Ожидаемые результаты:
- повысится сопротивляемость к стрессу;
- сформируется психологическая защищенность;
- сформируется уверенность в своих силах;
- формирование навыков поведения на экзамене;
- осознание собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- успешная сдача единого государственного экзамена и государственной (итоговой) аттестации каждым выпускником;
- результаты единого государственного экзамена и государственной (итоговой) аттестации соответствуют потенциальным возможностям выпускников.
Оценка результатов осуществляется через мониторинг, на основе анализа документов, проведения психологического диагностирования.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Теор. | Практ. |
1 | Вводное занятие Определение уровня тревожности у старшеклассников. Шкала ситуационной тревожности (Методика О. Кондаша) |
1 | 0,5 | 0,5 |
2 | “Знакомство” | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | “Как лучше подготовиться к экзаменам” Тест “Моральная устойчивость” |
1 | 0,5 | 0,5 |
4 | “Поведение на экзамене” Тест “Копинг-поведение в стрессовых ситуациях” |
2 | 0,5 | 1,5 |
5 | “Память и приемы запоминания” Тест “Долговременная память” |
3 | 1,5 | 1,5 |
6 | “Методы работы с текстом” | 1 | 1 | |
7 | “Как бороться со стрессом” “Стресс-тест” Тест “Умеете ли Вы контролировать себя?” |
3 | 1,5 | 1,5 |
8 | “Как управлять негативными эмоциями” Методика оценки актуального психоэмоционального состояния ребенка |
1 | 0,5 | 0,5 |
9 | “Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания” | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | “Эмоции и поведение” Тест “Эмоций” |
3 | 0,5 | 2,5 |
11 | “Самооценка” Тест на выявление уровня самооценки |
1 | 1 | |
Всего часов: | 18 | 6,5 | 11,5 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224с.
- Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120с.
- Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256с.
- Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы – СПб.: Речь, 2002. – 135с.
- Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб.: КАРО. 2005.
- Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C.442-444
- Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2006. – 192с.
- Методика “Шкала тревожности” (Кондаш О.) (Электронный ресурс), Режим доступа: http://www.psylist.net/praktikum/00413.htm
- Путь к успеху Программа психолого-педагогических мероприятий для учащихся в период подготовки к промежуточному государственному контролю (Электронный ресурс), Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-246974.html
- Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – Спб.: Речь, 2005. – 175с.
- Тест “Долговременная память” (Электронный ресурс), Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/61-diagnosis-of-intellectual-development/484-test-long-term-memory
- Тест эмоций (тест Баса-Дарки в модификации Г.В. Резапкиной) (Электронный ресурс), Режим доступа: http://www.gurutestov.ru/test/27/
- Умеете ли Вы контролировать себя? (Электронный ресурс), Режим доступа:http://relax.wildmistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/64551f033ca5fd63c3257428002a73c3
- Цыганок И.И. Цветовая психодиагностика. Модификация полного клинического теста Люшера: Методическое руководство. – СПб.: Речь, 2007.
- Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144с.
- Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности. – СПб.: Речь, 2006. – 112с.