Урок географии по теме «Загадочная и удивительная география, или Общие географические понятия в занимательной форме». 7-й класс

Разделы: География, Внеклассная работа

Класс: 7


Задачи:

Образовательные:

  • Продолжить знакомство с основными географическими понятиями, используя элементы игровой формы.
  • Оценить знания и умения учащихся.
  • Учить определять, называть и показывать на карте географические объекты.
  • Обобщить имеющиеся у учащихся знания по географической номенклатуре, полезным ископаемым, основам топографии.
  • Показать связь географии с другими науками.

Развивающие:

  • Продолжить развитие у учащихся устойчивого интереса к географии.
  • Обогащать словарный запас.
  • Способствовать развитию внимания, словесно – логического мышления, воображения.
  • Развитие у учащихся умение анализировать различную географическую информацию.
  • Развитие практических и творческих умений учащихся через активное и самостоятельное познание окружающего мира.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к географии, чтению литературных источников, содержащих географические сведения.
  • Воспитывать у учащихся доброту, взаимосотрудничество, умение работать в коллективе, чувство товарищества.

Оборудование: географические карты, атласы, карточки с топографическими знаками, образцы полезных ископаемых, слайды с используемыми географическими объектами.

Ход урока

Учитель: Я хочу сделать заявление:

“У нас сегодня не урок ,а развлечение!
По теме “ Загадочная и удивительная география ” -
Ребусы, шарады, вопросы – фантазии”.
Работайте с атласом, картой настенной,
Заглядывать только к соседу не следует.
Можно спросить у него совет,
Но нужно самим искать ответ!
Перед вами - сложная задача.
Так вперёд же! Я желаю вам удачи!

География! Какая ёмкость слова!
География для нас не просто звук!
География – опора и основа
Всех без исключения наук!

Сегодня мы должны постараться доказать, что практически во всех науках присутствуют основные географические понятия и показать, какова роль географии в жизни человека. Попробуем совершить увлекательное путешествие, не покидая стен нашего кабинета, в страну “Сообразилия”.

Путь поиска подскажет вам , что делать!
Вперёд! Вас всех удача ждёт!

Вам понадобятся географические знания, смекалка и надёжный гид по географии. Догадайтесь, какой?

“Карты в нём одна к другой
Сшиты в типографии
Он теперь всегда с тобой –
Гид по географии.” (Атлас)

Совершенно верно. Это атлас.

Задание №1.

С помощью карт атласа попробуйте назвать географические объекты, носящие русские и иностранные имена людей. Дайте им объяснение.

Река Лена – Восточная Сибирь.

Река Яна – в Якутии.

Река Нил – в Африке.

Город Владимир – Россия.

Город София - столица Болгарии.

Город Борисоглебск – Воронежская область.

Город, водопад, озеро, река Виктория .

Государство Ливия – северная Африка.

В толковом словаре В.И.Даля имя определяется как “ личное название человека, даваемое ему при рождении”.Это как бы персональный знак человека, определяющий его место в жизни. Но довольно часто имена людей, можно встретить в географических терминах и названиях.

Задание №2.

Постарайтесь увидеть эти названия и термины. Терминам дайте определение.

Саванна –город ,река в США, тип биома.

Климат – многолетний режим погоды на определённой местности.

Слюда – слоистый минерал.

Равнина – обширный, выровненный участок земной поверхности с небольшой разницей высоты.

Антарктида -часть света, материк.

Австралия- часть света, материк.

Азия- часть света.

Невада – штат США.

Ереван – столица Армении.

Саратов – город-порт на р. Волге.

Сарагоса – город в Испании.

Иран, Ирак –государства в Юго-Восточной Азии.

Хоккайдо –второй по величине остров Японии.

Индиана- штат США.

Ливан – государство в Западной Азии.

А вот ещё несколько имён, которые могут образовать географические понятия. Попробуйте и их преобразовать.

Архипелаг – группа островов, объединённых общим названием.

Мавритания –государство на северо-западе Африки.

Островитянин – житель острова.

Самарканд – город в Узбекистане.

Филиппины - государство в Юго-Восточной Азии.

Задание №3.

Иногда совершенно разные предметы могут иметь одно “имя” на двоих.

С помощью предложенных подсказок отгадайте интересные и необычные названия географических объектов, а дома с помощью карт и справочников убедитесь в наличии таких объектов.

  1. Сооружение для перехода, переезда через реку или город в Чехии (Мост)
  2. Эластичный материал из каучука, используемый для изготовления шин , непромокаемой обуви или город в Молдавии на реке Днестр (Резина)
  3. Искусственный водоём с кафельным дном и стенами или город в Мьянме, в Юго –Восточной Азии (Бассейн)
  4. Акробатический прыжок с перевёртыванием тела или город в Уругвае, в Южной Америке (Сальто)
  5. Участок старого(прежнего) русла реки или город в Тверской области (Старица)
  6. Южное дерево с кокосами ,финиками или город в Испании на острове Майорка (Пальма)
  7. Громкий ,сильный звук голоса или периодически пересыхающие реки в Австралии (Крик)
  8. Срезанная палочка или приток Дуная (Прут)
  9. Дикий хвойный лес на севере или город в Кемеровской области России (Тайга)

А теперь сделаем остановку-привал для активного отдыха.

Физминутка.

Постарайтесь проиллюстрировать движениями стихотворение, которое я буду вам читать и при этом постарайтесь быть очень внимательными.

Прогулка в лес.

Только в лес мы и вошли, появились комары.
Руки вверх, хлопок над головой.
Руки вниз ,хлопок другой.
Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём.
Плавать мы уже умеем,
Плавать будем мы смелее.
Раз –два, раз-два, позади уже вода.
Мы шагаем по тропинке,
Руки выше поднимаем
Дышим ровно, глубоко...
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лису перехитрим-
На носочках побежим.
Серый заяц скачет в поле-
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе-шалунишке.
И закончилась игра,
За работу нам пора.

А теперь проверим вашу внимательность.

Задание №4.

С помощью топографических знаков изобразите маршрут нашей прогулке в лес.

Сколько географических объектов и каких вы сумели найти и зарисовать?

(Лес, водоём, тропинка, куст, поле.)

И снова в путь! Дорогу осилит идущий!

Задание №5.

Вспомните географические понятия, названия, имена, содержащие математическое число100 или числительное сотый.

Восток, исток, столица, Эстония, Ростов, Севастополь, Владивосток, Бостон, Стокгольм, Христофор Колумб, Ливингстон.

Задание №6. “Географическая шкатулка”.

Отгадайте, какие предметы находятся в географической шкатулке?:

Её берёт с собой геолог,
Турист, водитель, археолог. (Карта)

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

Под стеклом сижу
На север и на юг гляжу.
Со мной пойдёшь
Дорогу обратно легко найдёшь. (Компас)

Он чёрный и блестящий
Помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.(Уголь)

В воде родится,
А воды боится (Соль)

Он очень нужен детворе,
Он на дорогах во дворе,
Он и на стройке,и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.(Песок)

Порода горного царства -
Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)

Задание №7. Отгадайте загадку:

“Взлетают пыль и кучи пепла
В земле бушует бог огня.
Какие горы Гекла? Этна?
Такой вопрос вам от меня”(Вулканические)

Что такое вулкан? (Геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава.)

Часто вулкан называют огненным “дьяволом”.Почему?

Какие эпитеты мы часто используем, характеризуя вулканы? (Злой, страшный, разрушитель) .

Наверное, поэтому, складывается впечатление, что вулканизм исключительно враждебен по отношению к человеку.

Но вулкану присущи качества многих мирных профессий.

Давайте подумаем, каких?

Он:

Строитель – выбрасывает много песка, шлаков, камней. Из них делают строительные материалы, строят дома, устилают дороги.

Земледелец – вулканический пепел- хорошее удобрение для почвы.

Фабрика – создаёт много полезных ископаемых(базальт, гранит, обсидиан, пемзу).

Энергетик .На Камчатке есть чудо – электростанция, которая работает без топлива. Подземный пар вращает турбины и рождает электричество.

Лекарь – на целебных горячих ключах построены санатории и дома отдыха.

Итог:

Стало быть, так и выходит:
Всё, что мы делаем - нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно!

Домашнее задание: подобрать русские пословицы и поговорки, в которых содержатся географические названия.

Литература.

  1. Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера 2004.-240с.
  2. География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6 – 8 кл./сост.Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2005-155с.
  3. Предметные недели в школе. География/сост. А.Ф.Романова.- Волгоград: Учитель, 2004 - 89с.
  4. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды)/ сост.Н.А.Касаткина.-Волгоград:Учитель, 2003- 89с.
  5. Современный урок естествознания (природоведения ): 5-6 классы. Кн.1. Из опыта работы учителей московских школ. -М.: Школьная пресса, 2003.128с.