Задачи:
Образовательные:
- Продолжить знакомство с основными географическими понятиями, используя элементы игровой формы.
- Оценить знания и умения учащихся.
- Учить определять, называть и показывать на карте географические объекты.
- Обобщить имеющиеся у учащихся знания по географической номенклатуре, полезным ископаемым, основам топографии.
- Показать связь географии с другими науками.
Развивающие:
- Продолжить развитие у учащихся устойчивого интереса к географии.
- Обогащать словарный запас.
- Способствовать развитию внимания, словесно – логического мышления, воображения.
- Развитие у учащихся умение анализировать различную географическую информацию.
- Развитие практических и творческих умений учащихся через активное и самостоятельное познание окружающего мира.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к географии, чтению литературных источников, содержащих географические сведения.
- Воспитывать у учащихся доброту, взаимосотрудничество, умение работать в коллективе, чувство товарищества.
Оборудование: географические карты, атласы, карточки с топографическими знаками, образцы полезных ископаемых, слайды с используемыми географическими объектами.
Ход урока
Учитель: Я хочу сделать заявление:
“У нас сегодня не урок ,а развлечение!
По теме “ Загадочная и удивительная география ” -
Ребусы, шарады, вопросы – фантазии”.
Работайте с атласом, картой настенной,
Заглядывать только к соседу не следует.
Можно спросить у него совет,
Но нужно самим искать ответ!
Перед вами - сложная задача.
Так вперёд же! Я желаю вам удачи!География! Какая ёмкость слова!
География для нас не просто звук!
География – опора и основа
Всех без исключения наук!
Сегодня мы должны постараться доказать, что практически во всех науках присутствуют основные географические понятия и показать, какова роль географии в жизни человека. Попробуем совершить увлекательное путешествие, не покидая стен нашего кабинета, в страну “Сообразилия”.
Путь поиска подскажет вам , что делать!
Вперёд! Вас всех удача ждёт!
Вам понадобятся географические знания, смекалка и надёжный гид по географии. Догадайтесь, какой?
“Карты в нём одна к другой
Сшиты в типографии
Он теперь всегда с тобой –
Гид по географии.” (Атлас)
Совершенно верно. Это атлас.
Задание №1.
С помощью карт атласа попробуйте назвать географические объекты, носящие русские и иностранные имена людей. Дайте им объяснение.
Река Лена – Восточная Сибирь.
Река Яна – в Якутии.
Река Нил – в Африке.
Город Владимир – Россия.
Город София - столица Болгарии.
Город Борисоглебск – Воронежская область.
Город, водопад, озеро, река Виктория .
Государство Ливия – северная Африка.
В толковом словаре В.И.Даля имя определяется как “ личное название человека, даваемое ему при рождении”.Это как бы персональный знак человека, определяющий его место в жизни. Но довольно часто имена людей, можно встретить в географических терминах и названиях.
Задание №2.
Постарайтесь увидеть эти названия и термины. Терминам дайте определение.
Саванна –город ,река в США, тип биома.
Климат – многолетний режим погоды на определённой местности.
Слюда – слоистый минерал.
Равнина – обширный, выровненный участок земной поверхности с небольшой разницей высоты.
Антарктида -часть света, материк.
Австралия- часть света, материк.
Азия- часть света.
Невада – штат США.
Ереван – столица Армении.
Саратов – город-порт на р. Волге.
Сарагоса – город в Испании.
Иран, Ирак –государства в Юго-Восточной Азии.
Хоккайдо –второй по величине остров Японии.
Индиана- штат США.
Ливан – государство в Западной Азии.
А вот ещё несколько имён, которые могут образовать географические понятия. Попробуйте и их преобразовать.
Архипелаг – группа островов, объединённых общим названием.
Мавритания –государство на северо-западе Африки.
Островитянин – житель острова.
Самарканд – город в Узбекистане.
Филиппины - государство в Юго-Восточной Азии.
Задание №3.
Иногда совершенно разные предметы могут иметь одно “имя” на двоих.
С помощью предложенных подсказок отгадайте интересные и необычные названия географических объектов, а дома с помощью карт и справочников убедитесь в наличии таких объектов.
- Сооружение для перехода, переезда через реку или город в Чехии (Мост)
- Эластичный материал из каучука, используемый для изготовления шин , непромокаемой обуви или город в Молдавии на реке Днестр (Резина)
- Искусственный водоём с кафельным дном и стенами или город в Мьянме, в Юго –Восточной Азии (Бассейн)
- Акробатический прыжок с перевёртыванием тела или город в Уругвае, в Южной Америке (Сальто)
- Участок старого(прежнего) русла реки или город в Тверской области (Старица)
- Южное дерево с кокосами ,финиками или город в Испании на острове Майорка (Пальма)
- Громкий ,сильный звук голоса или периодически пересыхающие реки в Австралии (Крик)
- Срезанная палочка или приток Дуная (Прут)
- Дикий хвойный лес на севере или город в Кемеровской области России (Тайга)
А теперь сделаем остановку-привал для активного отдыха.
Физминутка.
Постарайтесь проиллюстрировать движениями стихотворение, которое я буду вам читать и при этом постарайтесь быть очень внимательными.
Прогулка в лес.
Только в лес мы и вошли, появились комары.
Руки вверх, хлопок над головой.
Руки вниз ,хлопок другой.
Снова дальше мы идём,
Перед нами водоём.
Плавать мы уже умеем,
Плавать будем мы смелее.
Раз –два, раз-два, позади уже вода.
Мы шагаем по тропинке,
Руки выше поднимаем
Дышим ровно, глубоко...
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лису перехитрим-
На носочках побежим.
Серый заяц скачет в поле-
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе-шалунишке.
И закончилась игра,
За работу нам пора.
А теперь проверим вашу внимательность.
Задание №4.
С помощью топографических знаков изобразите маршрут нашей прогулке в лес.
Сколько географических объектов и каких вы сумели найти и зарисовать?
(Лес, водоём, тропинка, куст, поле.)
И снова в путь! Дорогу осилит идущий!
Задание №5.
Вспомните географические понятия, названия, имена, содержащие математическое число100 или числительное сотый.
Восток, исток, столица, Эстония, Ростов, Севастополь, Владивосток, Бостон, Стокгольм, Христофор Колумб, Ливингстон.
Задание №6. “Географическая шкатулка”.
Отгадайте, какие предметы находятся в географической шкатулке?:
Её берёт с собой геолог,
Турист, водитель, археолог. (Карта)
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
Под стеклом сижу
На север и на юг гляжу.
Со мной пойдёшь
Дорогу обратно легко найдёшь. (Компас)
Он чёрный и блестящий
Помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить сталь,
Делать краски и эмаль.(Уголь)
В воде родится,
А воды боится (Соль)
Он очень нужен детворе,
Он на дорогах во дворе,
Он и на стройке,и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.(Песок)
Порода горного царства -
Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)
Задание №7. Отгадайте загадку:
“Взлетают пыль и кучи пепла
В земле бушует бог огня.
Какие горы Гекла? Этна?
Такой вопрос вам от меня”(Вулканические)
Что такое вулкан? (Геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава.)
Часто вулкан называют огненным “дьяволом”.Почему?
Какие эпитеты мы часто используем, характеризуя вулканы? (Злой, страшный, разрушитель) .
Наверное, поэтому, складывается впечатление, что вулканизм исключительно враждебен по отношению к человеку.
Но вулкану присущи качества многих мирных профессий.
Давайте подумаем, каких?
Он:
Строитель – выбрасывает много песка, шлаков, камней. Из них делают строительные материалы, строят дома, устилают дороги.
Земледелец – вулканический пепел- хорошее удобрение для почвы.
Фабрика – создаёт много полезных ископаемых(базальт, гранит, обсидиан, пемзу).
Энергетик .На Камчатке есть чудо – электростанция, которая работает без топлива. Подземный пар вращает турбины и рождает электричество.
Лекарь – на целебных горячих ключах построены санатории и дома отдыха.
Итог:
Стало быть, так и выходит:
Всё, что мы делаем - нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно!
Домашнее задание: подобрать русские пословицы и поговорки, в которых содержатся географические названия.
Литература.
- Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера 2004.-240с.
- География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6 – 8 кл./сост.Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2005-155с.
- Предметные недели в школе. География/сост. А.Ф.Романова.- Волгоград: Учитель, 2004 - 89с.
- Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды)/ сост.Н.А.Касаткина.-Волгоград:Учитель, 2003- 89с.
- Современный урок естествознания (природоведения ): 5-6 классы. Кн.1. Из опыта работы учителей московских школ. -М.: Школьная пресса, 2003.128с.