На изучение произведения по календарному планированию отводится два часа. Уроки построены с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности, разработанной профессором Н.Н. Светловской.
На первом уроке проводилась работа с текстом до чтения. С помощью компьютерной презентации учащиеся познакомились с автором А.П. Платоновым, по ключевым словам и иллюстрации учебника высказали предположение о героях, теме и содержании текста. На этапе работы с текстом во время чтения ученики читали текст по частям с комментариями, отвечали на вопросы, направленные на понимание текста. В конце первого урока ученики сравнили содержание текста со своими предположениями. На дом учащимся было дано задание – подготовить чтение по ролям последней части текста и подумать над ответами на вопросы: как вы думаете, это сказка или рассказ? Что здесь реально, а что вымысел?
Цель:
- создать условия для достижения понимания текста легенды “Разноцветная бабочка” на смысловом уровне;
- развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли и чувства;
- воспитывать нравственные качества – уважение и любовь к матери, доброту, отзывчивость, внимание к окружающим.
Ход урока
1. Организационный этап. Приветствие, организация внимания.
2. Работа с текстом во время чтения.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению новой темы.
а) Беседа о творчестве А. П. Платонова.
- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? Назовите его автора.
- Что вы можете рассказать об Андрее Платоновиче Платонове?
Ответы учащихся.
- Понравилось ли вам произведение Платонова? Чем?
- Что особенно запомнилось?
Обобщение.
б) Чтение заключительной части произведения по ролям.
Используется прием “Отличный ответ”:
- Кто готов читать выразительно, на “отлично” поднимите руку.
Чтение заключительной части по ролям – с. 127-128. Оценивание ответов учащихся.
- Как вы думаете, почему произведение закончилось так печально?
Обсуждение ответов.
3. Работа с произведением после чтения.
а) Определение жанра произведения.
- Как вы считаете, что здесь реально, а что вымысел?
- Как бы вы определили жанр этого произведения, что это: сказка, рассказ...
- Автор назвал свое произведение легендой. Как вы думаете, почему?
Работа с учебным словарем русского языка В. В. Репкина – нахождение значения слова.
(Легенда – предание о каком-то подвиге, герое).
- Почему же это легенда?
Обратить внимание детей на то, что легенда характеризуется словом предание.
Работа со словарем.
- Найдите значение слова “предание”.
(Предание – рассказ о былом, передаваемый из поколения в поколение).
- А зачем же так долго нужно хранить в памяти эту легенду? Чему же она нас учит?
Обобщение ответов учащихся.
б) составление характеристик главных героев легенды.
- Назовите главных героев легенды. (Мама Анисья, Тимоша)
- Сейчас мы составим кластер о главных героях.
Группы выбирают героя, о котором будут составлять кластер. Используется стратегия “Магнит”.
- Как магнит притягивает к себе металлические предметы, так и вы, как магнитом “притянете” все, что говорит нам рассказчик о своих главных героях, их действиях, чувствах, мыслях.
Работа выполняется на больших листах.
Обсуждение выполненной работы. Обобщение.
в) составление ассоциативной карты.
- Есть ли в легенде еще герои?
- Вернемся к названию легенды.
На доске цветной рисунок бабочки. Коллективная работа – составление ассоциативной карты.
- Что может символизировать образ бабочки? На что он показывает?
От рисунка бабочки провести три стрелки, написать справа слово “судьба”.
- Как вы понимаете значение слова “судьба”.
Работа со словарем – “судьба – стечение обстоятельств”.
- Какое важное событие изменило жизнь Тимоши и его мамы? (встреча с бабочкой)
- Как изменилась их жизнь?
На доске заполняется ассоциативная карта: под словом “судьба” - мама ждет, Тимоша разрушает горы, идет к маме.
От рисунка на левой стрелке подписывается слово “мечта”.
- А что такое мечта?
Работа со словарем – “мечта – то, к чему человек стремится”.
- К чему стремится мама? Тимоша?
На доске запись: под словом “мечта” - мама: встретить сына, Тимоша: поймать бабочку, дойти до мамы.
- У нас осталась незаполненной третья стрелка. Подумайте, в каком предложении заключена идея всей легенды. Не торопитесь, обсудите. (“Жизнь ее любовью перешла к сыну”).
Под третьей стрелкой подпись – Материнская любовь.
- Что такое материнская любовь?
Обсуждение.
- Есть одна замечательная притча о материнской любви. У одной матери спросили, кого из детей она больше любит? На что она ответила: “Того, кто болен, пока не вылечится. Того, кто вышел, пока не вернется. Маленького, пока не вырос. И всех, пока я не умру...”.
- Что значит мама для вас?
Обсуждение.
4. Выполнение творческой работы – на листах нарисовать бабочку, написать: мама - ...
5. Этап информации учащихся о ДЗ и инструктаж о его выполнении.
ДЗ – закончить творческую работу.
Литература:
- Репкин В. В. Учебный словарь русского языка. Учебное пособие для 2-5 классов (Программа развивающего обучения). – Изд-во “Пеленг”, г. Томск, 1993.
- Материалы сайта “Первое сентября”