Формирование социокультурной компетенции в изучении иностранного языка открывает возможности для более качественной подготовки учащихся к реальной жизни, включая знание предмета, осуществление продуктивной деятельности и актуализации своих личностных ресурсов. Основным становится процесс познания, требующий от учащихся высокой степени самостоятельности и активности, а также грамотной работы с информацией.
Главной задачей урока является вовлечение каждого учащегося в активный познавательный информационно-коммуникативный процесс. Практически на каждом уроке английского языка в нашей гимназии идет диалог культур, прослеживается связь, взаимодействие с одной или несколькими культурами через страноведческую информацию, сравнение, анализ, участие в диалоге, ролевые игры, которые происходят в воображаемом иностранном магазине, кафе, британском госпитале для животных, в окрестностях Букингемского дворца, парламенте или в аэропорту.
О важности страноведческой информации, необходимости соответствующих знаний в дальнейшей жизни учащиеся узнают из цели урока. В ходе урока целеполагание - основа деятельности и педагога, и учащегося. Важно, чтобы учащиеся самостоятельно стремились “добывать” знания, исходя из какой-то проблемной задачи, поставленной учителем, овладевали способами самостоятельного решения проблемно-познавательных задач. В проблемной ситуации на уроке необходимо задать условия ситуации, выдвинуть проблемный вопрос, мотивировать учащихся на деятельность. В течение уроков ребята находят ответы на такие вопросы, как: “Какие слова, пройденные на уроке, могут характеризовать особенности времен года в Великобритании?”; “Что общего в играх детей России и Великобритании?”; “Какие есть отличия между российским и американским образом жизни?” и другие. Постановка проблемных задач помогает учащимся прогнозировать лексический материал при построении собственных высказываний и при его восприятии в речи других, ассоциировать словесные пары тематически связанных слов. Очень важны упражнения, развивающие языковую интуицию, такие как: “О чем сообщают надписи? Дайте к ним собственный комментарий, выразите описанные понятия одним словом, найдите карточки к достопримечательностям, прочитайте предложения с ключевым глаголом и обратите внимание на существительные, с которыми он сочетается; выберите в скобках слова, которые могут сочетаться с ключевыми глаголами, составьте с ними предложения, найдите окончания пословиц и др”.
Создание поликультурной среды является необходимым условием для решения образовательных задач. Важным для создания образовательной среды является демонстрация той поликультурной среды, которая реально существует в гимназии. Поликультурность и многоязычие, которые существуют в гимназии ЧОУ N212 “Екатеринбург-Париж”, создают все возможности для включения в учебный процесс реального, индивидуального опыта ученика, получившего межкультурное общение с учащимися из других стран; знакомству с городами способствует проект “Большие и малые города мира”, использование на уроках видеокурса “Окно в Британию”. Вовлечению каждого учащегося в активный познавательный и информационно-коммуникационный процесс способствует участие в месячнике “Диалог культур Россия-Франция-Великобритания”. В рамках конкурсов по страноведению, переводов стихотворений, участие в конкурсе переводов стихотворений, проводимом в рамках городского стратегического подпроекта “Одаренные дети”, компьютерных презентаций о символах и культурных традициях страны формируется навык самостоятельного поиска информации в интернете, словарях, научной литературе. В данной деятельности принимают участие и родители учеников.
Воспитанию толерантности по отношению к народам, населяющим Урал, любви к родному краю, помогает использование в учебных занятиях пособия “Тhе Urals”. Задания творческого характера способствуют формированию у учащихся навыков устной речи, дают школьникам возможность выражать собственное отношение к актуальным проектам экологии, культуры и быта Урала через проекты, презентации, диалоги с представителями других культур. Доброй традицией в гимназии стало “погружение” в определенную историческую эпоху. Важное место занимают уроки “погружения”. Тематика таких уроков подбирается с учетом возраста, интересов и мнений учащихся. В разные годы в зависимости от эпохи, менялась тематика этих занятий: “Переводы сонетов Шекспира”, “Даниель Дефо и Робинзон Крузо”, “о чем мы можем написать английской королеве XVIII века”, “Наш сверстник Том Сойер”, “Чайковский в Лондоне”, “Английские писатели конца XIX века”. Насыщенный культурологический фон, создаваемый уроками “погружения”, способствует как развитию лингвистических навыков и умений (обогащение лексики, формирование навыков переводческой деятельности и умение работать с фразеологизмами), так и знакомит обучающихся с конкретными аспектами и традициями иноязычной культуры. Это создает предпосылки для иного, более заинтересованного восприятия языка как составной части духовной жизни общества.
Кембриджские экзамены, которые сдают ученики гимназии, способствуют формированию языковой личности XXI века, мотивированной на постоянное изучение и совершенствование иностранного языка.
Таким образом, формирование социокультурной компетенции обеспечивает реализацию не только общеобразовательных и воспитательных, но и практических задач.