Цели:
- рассмотреть правила построения аксонометрических проекций;
- познакомить учащихся с получением изображений и с расположением осей в аксонометрии;
- познакомить с последовательностью построения аксонометрических проекций плоских фигур;
- познакомить с последовательностью построения аксонометрических проекций плоскогранных фигур;
- освоить построение предмета во фронтальной диметрической проекции и в прямоугольной изометрической проекции;
- научить применять последовательность построения видов на чертеже детали с учётом анализа;
- развивать образное представление и пространственное мышление.
- воспитывать аккуратность в графических представлениях.
Задачи:
- Обучающая: усвоение новых знаний по данной теме.
- Развивающая: развитие пространственного воображения, логического мышления, творческого подхода к решению поставленной задачи;
- Воспитательная: воспитание у учащихся интереса к предмету, добросовестного отношения к труду и аккуратности в выполнении графических работ.
Форма (тип) урока: урок закрепления и изучение нового материала.
Оборудование и пособия:
- Для учителя: интерактивная доска, проектор, компьютер, плакаты, презентация.
- Для учащихся: учебник “Черчение”, Ботвинникова А.Д. и др., чертёжные принадлежности, рабочая тетрадь, карточки - задания.
Методы, приемы проведения урока: презентация, объяснение, выполнение задания.
План (ход урока) урока
1. Организационный момент (1 мин)
2. Проверка домашнего задания – визуально (1 мин)
3. Сообщение темы урока, целей урока (1 мин)
4. Изучение нового материала (25 мин)
5. Физкультминутка ( 1 мин)
6. Закрепление пройденного материала по карточкам-заданиям (5 мин)
7. Итог урока.(3 мин)
8. Домашнее задание.(3 мин)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания – визуально: Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей. Сопряжения. Графическая работа “Чертёж детали с использованием геометрических построений”.
3. Сообщение новой темы, целей урока. (Слайд 3)
4. Изучение нового материала.
Учитель: Тема урока сегодня является продолжением изучения темы “Техника выполнения чертежей и правила их оформления”. Рассмотрим и выясним, какие правила применяются при выполнении чертежа наглядного изображения предмета. (Слайд 4)
Следует обратить внимание на изображения а, б (Слайд 5)
Проецируя куб вместе с осями координат X, Y, Z на плоскость Р параллельными лучами, направленными к ней под углом , меньше 900 , получают косоугольную фронтальную диметрическую проекцию, или фронтальная диметрическая проекция, или диметрия.
Если грани куба наклонить к плоскости Р под равными углами (рис. а) и спроецировать куб вместе с осями координат на плоскость перпендикулярными к ней лучами, то получим ещё одно наглядное изображение, которое называется прямоугольной изометрической проекцией или изометрической проекцией, или изометрией.
Фронтальная диметрическая и изометрическая проекции объединяются одним общим названием – аксонометрические проекции
Аксонометрической проекцией называют изображение, полученное при параллельном проецировании предмета вместе с осями прямоугольных координат на плоскость.
Аксонометрическая проекция включает в себя два вида проекций: фронтальную диметрическую и прямоугольную изометрическую
(Слайд 6)
Учитель: Построение аксонометрических проекций начинают с проведения аксонометрических осей X, Y, Z. Расположение осей в аксонометрии (Слайды 7, 8, 9, 10, 11)
Учитель: рассмотрим построение аксонометрических проекций плоских геометрических фигур, расположенных горизонтально (в учебнике таблица 1, стр.50):
- построение квадрата (Слайды 12, 13, 14);
- построение треугольника (слайды 15, 16, 17);
- построение шестиугольника (слайды 18, 19, 20).
Такие построения понадобятся в последующем при выполнении аксонометрических проекций геометрических тел.
Учитель: рассмотрим общий способ построения аксонометрических проекций плоскогранных предметов (в учебнике таблица 2, стр.51) на примере детали, два вида которой даны на рисунке 62 (в учебнике) (слайд 22)
Учитель: правила построения изометрической и фронтальной диметрической проекций в общем одинаковы. Разница лишь в расположении осей и в длине отрезков, откладываемых вдоль оси Y.
(Слайды 23, 24)
5. Физкультминутка. Комплекс упражнений для глаз.
6. Закрепление пройденного материала.
Учитель: весь материал урока мы прошли, давайте проверим себя, как мы его усвоили.
Выполнить в тетради задание №10, стр. 52 (по учебнику): построить фронтальную диметрическую проекцию равностороннего треугольника со стороной 40 мм.
7. Итог урока.
Учитель визуально проверяет выполнение заданий, оценивает тех, кто хорошо работал.
8. Домашнее задание.
Параграф 7, стр. 48 – 52.
Построение аксонометрических проекций – диметрической и изометрической проекций предмета, рис. 63. (Слайд 25, 26, 27).
Учитель: запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневниках.
Учитель: урок окончен, спасибо, до свидания.
9. Используемая литература.
- Учебник “Черчение” Ботвинников А.Д., и др. М. Астрель АСТ 2013.
- Ройтман И.А., Владимиров Я.В. Черчение: Учебное пособие для учащихся 9-х классов образовательных учреждений М.; ВЛАДОС 2010.
- Учебник “Черчение” под редакцией Н.Г.Преображенской. М. Вентана-Граф. 2005.