Урок окружающего мира по теме «Река и ее части». 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (204 МБ)


Цель урока:

Образовательные:

  • познакомить с особенностями строения рек (исток, устье, берега),с причинами течения рек, их полноводности;
  • научиться находить важнейшие реки на карте и правильно их показывать.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое мышление;
  • развивать умение проводить исследование.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к изучаемому предмету,
  • экологическое воспитание
  • воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.

Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.

Универсальные учебные действия (УДД):

1. Предметные понятия: начать формирование у учащихся представления о реках Познакомить с особенностями строения рек (исток, устье, берега и т.п.), с причинами течения рек, научить находить важнейшие реки на карте и их правильно показывать.

2. Умения: познавательные - учить работать с картой и самостоятельно определять местоположения некоторых крупнейших рек Земли, выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами.

3. Личностные: развитие умения бережно относиться к природе, продолжить формирование чувства ответственности и личной сопричастности к проблемам охраны окружающей среды.

Вспомогательные материалы: карта полушарий, карта России, компьютерная презентация "Приключения капельки (река)", макет реки, детские ноутбуки, документ-камера.

  Организационный момент.

Посмотри вокруг, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
На соседа посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.

Работа с картой полушарий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2 (на слайде можно открыть белые окошки, передвинуть воду в стакане)

Актуализация знаний.

- Ребята, на прошлом уроке мы путешествовали с вами по карте и узнали много нового. А что именно мы узнали, давайте вспомним.

Материки

Посмотрим на глобус внимательным взглядом:

Америка Южная с Северной рядом,

Евразия, Африка неподалёку,

Внизу – Антарктида, Австралия – сбоку.

Океаны

На Земле океанов четыре.?

Первый – Тихий – крупнейший в мире.

Номер два – океан Атлантический.

Три – Индийский – он тёплый, тропический.

А четвёртый, снегами покрытый,

Грозный – Северный Ледовитый.

Есть и пятый, на карте- нижний.

Называют его - Южный.

Большая часть земной поверхности покрыта водой. Вся вода на Земле – это Мировой океан. Самые крупные его части – это океаны Земли. Их пять:

1. Тихий (Великий)

2. Атлантический

3. Индийский

4. Южный

5. Северный Ледовитый океан.

Большая часть земной поверхности покрыта солёными водами. Но, к сожалению пить её нельзя.

Слайд 3 (можно передвигать капельки при объяснении) - На прошлом уроке мы узнали о приключениях Капельки. Как путешествует она в природе? Покажите как путешествует капелька от земли к небу. (ученик показывает и рассказывает о круговороте воды в природе)
Введение в тему.

 

 

 

(белые окошки)

Определение темы урока и постановка цели.

А сейчас послушайте загадку Капельки:

Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит.(Река.)

– Как вы думаете, о чем сегодня хочет вам рассказать Капелька?

– Тема нашего урока “Река и ее части”.

Их очень много. Только в России более 200 тысяч. 

- Что же такое река?В словаре Даля записано так:

РЕКА - ж. (от реять, течь, общего корня с речь?) поток водный, проточная по земляному ложу вода, большего объема, чем речка и ручей; (Даль)

Река – естественный поток воды, постоянно текущий в разработанном им углублении,русле.
Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

Течение – это движение воды в реке.

Макет - Как же образуется река? (варианты ответов детей)

Давайте попробуем смоделировать рождение реки. (Учитель с помощью распылителя и шприца демонстрирует образование реки. Через документ-камеру действия проецируются на экран.)

Сделайте вывод.

Слайд 4

(активируется элемент просмотра фильма)

Просмотр отрывка мультфильма “Беги ручеек”
Слайд 5

(отодвинув капельку, откроете ключевые термины, которые можно поставить в нужное место)

- Река начинается в горах (на возвышенности), где тает снег и бегут ручьи или с маленького родника, который бьет из-под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи и образуется маленькая речка. Затем в неё впадают другие речушки и образуется река.

Река течет к устью, из более высокого места в более низкое. Чтобы определить, где левый берег, а где правый, надо встать лицом по течению реки, справа будет правый берег, а слева - левый берег.

Течет река на десятки, а то и сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку – это место впадения называют устьем. От истока до устья река считается главной. По пути течения в реку вливаются реки поменьше – притоки. Если две реки сливаются, то какую из них считать главной, а какую притоком?

Главной считается река, которая больше.

Главная река со всеми её притоками – это речная система.

Части реки

Исток – начало реки.

Устье – место впадения реки в другой водоём.

В реку вливаются притоки. (речки и ручейки, впадающие в реку и отдающие ей свою воду)

Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.

Физминутка  
Слайд 6 Какие части рек видите на фото?
Слайд 7

(белые окошки можно отодвинуть)

- Это тоже реки. Они похожи? Чем отличаются? Какие бывают реки?

Реки, протекающие по ровной земной поверхности – равнине, называются равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное. На равнинах реки полноводные, течение в них медленное.

Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног. Горные реки - мелкие, быстрые, шумные. На таких реках иногда образуются водопады.

Под землёй тоже есть реки – подземные. Иногда подземные воды выходят на поверхность. Образуются родники.

А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.

Работа с макетом реки.

Приложение.

Карта Работа с картой России. Дети учатся правильно показывать крупные реки России (Лена, Енисей, Обь, Волга...)
Работа с тетрадью

слайд 8

(с помощью инструмента “перо” задание можно выполнить на доске)

С 22 №39 (проверка на доске слайд 8)

Канал – это сооружение, по которому речные суда переплывают из реки в реку.

Работа с детскими ноутбуками На ноутбуках детям предлагается исправить ошибки в тесте “Река 1” (сильные ученики могут выполнить задание “Река 2”)
Слайд 9

(белые окошки удаляются поэтапно)

Давайте вспомним с какими новыми понятиями мы сегодня познакомились.
Слайд 10 Много ли воды на земле? (сравнение со стаканом)

97% - всей воды сосредоточено в океанах и внутренних морях.

2% - приходится на долю пресных вод, заключенных в покровных и горных ледниках менее 1% – выпадает на долю пресных вод - озер и рек, подземных и грунтовых.

Таким образом, количество легкодоступной пресной воды на планете не так уж и много, да и состав воды в водоёмах не всегда отвечает санитарным нормам.

Слайд 11 (активируется элемент просмотра фильма) Просмотр видеоролика “Загрязняя воду – мы убиваем себя!”

Какие чувства вызвал у вас этот ролик? Почему? Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?

Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!

Что же надо делать для защиты рек?

Меры по охране рек.

а) строительство очистных сооружений

б) экономия воды

в) посадка и охрана растений по берегам рек.

г) контроль за уровнем загрязнения воды.

Домашнее задание.

Слайд 12

Рефлексия.

– Кому понравился сегодняшний урок?

– Что вам на уроке понравилось?

– Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями?

– Получили ли вы ответы на свои вопросы?

– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?

Всем: У. с. 104-107

Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как защитить реки?”

На выбор:

Подготовить сообщение о крупных реках России.

Составить кроссворд по теме “Реки”.

Я надеюсь, что урок был интересным и каждый почерпнул для себя очень много полезной информации.

Спасибо за урок. Урок окончен.