Цель: Знакомство с буквой и звуком Ш.
Задачи: Формировать простейшие умения звукового анализа; развивать фонематический слух, общую и артикуляционную моторику; зрительное и слуховое восприятие на основе игр, игровых действий и упражнений; упражнять детей в соотнесении звука и буквы; воспитывать положительную установку на учебную деятельность;
Оборудование: Буквы из наждачной бумаги, касса букв, картинки, елка, сч.палочки, цв. полоски, фасоль
1. Орг. момент.
Мы сюда пришли учиться,
не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
работаем старательно.
2. Дыхательная гимнастика.
Вдох – на выдохе – а, у, и.
Вдох – на выдохе – я, ю, е.
3. Артикуляционная гимнастика.
1. Круглый рот (показ картинок)
2. Свои губы прямо к ушкам
растяну я, как лягушка.
3. А теперь слонёнок я –
хоботок есть у меня.
4. Язык лопаткой положи
и спокойно подержи.
5. На качелях я качаюсь –
вверх, вниз, вверх, вниз.
6. Я лошадка – Серый Бок! (4 раза цокают).
Я копытцем постучу (4 раза цокают).
Если хочешь – прокачу (4 раза цокают).
4. Пальчиковая гимнастика.
Пальцы – дружная семья,
друг без друга нам нельзя.
Вот большой! А это средний.
Безымянный и последний –
наш мизинчик, малышок!
У-у-у! Указательный забыли,
Чтобы пальцы дружно жили,
будем их соединять
и движенья выполнять...
Мы рога козы покажем.
И рога оленя даже...
Мы про зайку не забудем –
ушками водить мы будем (показывают рога и уши животных).
Чтобы чётко говорить,
надо с пальцами дружить (выполняют упражнение “Ребро, кулак, ладонь”.)
5. Повторение.
Собери шары по цвету, прочитай полученные слова: о-са,, у-ха, у-хо, му-ха, са-ма, ма-ма.
Проговаривание со всеми детьми.
6. Новый материал.
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
Прослушайте скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?
Шесть мыШат
В камыШах ШурШат.
Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ш, будем учиться выделять звук Ш в словах и читать букву Ш.
- Как шипит гусь, змея?
Звук [Ш] согласный, всегда твердый, глухой, шипящий, обозначаем синим цветом.
Игра “Внимательные ушки” (поймай звук Ш хлопнуть в ладоши)
С, М, Ш, А, Х, Ш, С, У, Ш, О, У, Ш
Слоги: АУ, СА, ШУ, УА, ШО, УХ , ША, АШ, АМ, УШ, МА, ОШ,
Слова:
Я спроШу у малыШа:
“Что у нас на букву Ш?”
Он ответит: “Знаю, папа –
Школа, Шарики и Шляпа”.
Посмотрите, елочка стоят без шишек, шишки лежат, но они не простые, а с картинками. Показ картинок и проговаривание шапка, шарф, шарик, шкаф, шуба, шило, словарная работа.
Отберите картинки, в названии, которых есть звук [Ш] и повесьте на елку.
Загадка
Для шипенья хороша
В алфавите буква ...
Звук [Ш] живёт в букве Ша, демонстрируется буква.
пальчиковая гимнастика).
“Пальцы сжали в кулачок,
Карандаш зажали, разжали
А теперь давай дружок,
Согни два пальца.
И подумай, не спеша,
Что за буква? Ясно – Ша”.
КОНСТРУИРОВАНИЕ (работа со счётными палочками)
- Давайте построим из палочек букву Ш.
Как называются элементы? (Прямые палочки)
Как расположен первый элемент? (Первый, второй, третий элемент расположены вертикально)
Как расположен последний элемент? (Последний элемент расположен горизонтально)
Постройте из палочек букву ш.
Тактильное восприятие.
а) Буква из наждачной бумаги.
б) Выложить фасолью на столе.
в) Буква рассыпалась соберите из цветных полосок
.
Физминутка.
Дети идут змейкой по классу и произносят звук Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш.
Составление и чтение слогов АШ, ОШ, УШ, ША, ШО, ШУ.
Работа с букварем – читающие, остальные раскрашивают букву и предметы на эту букву.
Итог урока.
- С каким звуком познакомились?
- Какую букву мы читали?
- Что вы читали с буквой Ш?
Д/З: чтение стр с буквой Ш, раскрашивание буквы.