Интегрированные уроки технологии в рамках ФГОС

Разделы: Технология


В образовании путь интеграции рассматривается как один из самых перспективных. По данным современной науки мысль о необходимости интеграционного подхода в образовании пыталась утвердиться не одно столетие. Сегодня понятие “интеграция” рассматривается в образовании как объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, содержания образовательных программ разных предметов или предметных областей.

Интеграция – это не простое объединение частей в целое, а система, которая ведет к количественным и качественным изменениям, логично, что она должна иметь различные уровни.

  1. Первый уровень – интеграция естественнонаучной и гуманитарной культур. Важна интеграция учебных дисциплин, поиск в их взаимодействии подходов к целостному видению мира, к раскрытию духовного потенциала предмета.
  2. Второй уровень – интеграция изучаемых дисциплин на основе разработке учителями единых программ формирования ведущих понятий межпредметного характера в процессе обучения.
  3. Третий уровень – интеграция за счет осуществления и усиления практической направленности не только конкретного предмета, но и цикла предметов на основе взаимосвязей с учебными дисциплинами.
  4. Четвертый уровень – использование общенаучных методов познания, обучения этим методам учащихся.

Признаки интегрированного урока:

1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;

2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для:

а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы;

б) повышения интереса учащихся к предметам;

в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;

г) экономии учебного времени и т. п.;

3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.

Наиболее общая классификация интегрированных уроков:

- Конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;

- Конструирование и проведение интегрированных уроков одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;

- Создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.

Основными направлениями осуществления межпредметных связей для совершенствования учебного процесса являются:

- Усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала;

- Теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приёмах обучения;

- Комплексность и сотрудничество учителей разных предметов в формах его организации.

Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Интегрированные уроки позволяют расширить и углубить знания по основным разделам образовательной области “Технология”:

- кулинария;

- материаловедение;

- уход за одеждой;

- элементы машиноведения;

- проектирование и изготовление изделия;

- рукоделие;

- интерьер жилого дома;

Использование ИКТ практикуется главным образом для создания нетрадиционных форм уроков, что позволяет развивать творческие способности детей (урок-проект, урок-зачёт, интегрированный урок, урок защиты творческих работ, урок открытий, урок путешествие, урок-радиопередача, обобщающий урок-КВН, урок – деловая игра) . На таких уроках у детей формируются умения и желание учиться, закладываются знания и навыки не только конкретного урока, но и владения средствами информационных технологий, без которых невозможно дальнейшее обучение.

Предлагаем разработанные примеры интеграции с предметами биологии и химии.

Определение крахмала в крупах.

Основной вред крахмала состоит в том, что при его переизбытке крахмал плохо переваривается, бродит, по сути загрязняет пищеварительный тракт слизью (особенно это касается добавленного крахмала и крахмала из жирных вредных блюд

При исследовании содержания крахмала в крупах, необходимо предварительно в сухую крупу(рис, гречка, геркулес) добавить теплой воды и оставить на 10-15 мин. Затем слить воду и провести обнаружение крахмала в крупе, добавив несколько капель настойки йода.

Качественной реакцией на крахмал является образование интенсивной фиолетовой окраски при добавлении 5%-й спиртовой настойки йода.

Наиболее сильное окрашивание наблюдается при эксперименте с овсянной крупой, это свидетельствует о том, что в овсянке содержание крахмала выше по сравнению с образцами других круп.

Очистка серебра.

При долгом хранении серебро становится черным: это означает, что на его поверхности образовался слой сульфида серебра.

Для очистки серебра на дно чашки положить алюминиевую фольгу и налить теплый раствор хлорида натрия, затем опустить серебряное изделие. При контакте серебряной ложки с алюминиевой фольгой получается гальваническая пара и начинается электрохимический процесс: на одном полюсе идет окисление алюминия, а на другом восстановление сульфида серебра до металлического серебра.

Определение качества меда.

Есть метод определения наличия примесей. Чтобы определить есть ли в меду крахмал или мука, берут небольшое количество меда и растворяют в малом количестве дистиллированной воды. Затем берут обычный йод и добавляют в раствор несколько капель. В случае, если есть крахмал или мука — раствор посинеет. При определении примеси мела нужно добавить в такой же раствор меда несколько капель уксусной эссенции. При наличии мела раствор зашипит с выделением углекислого газа.

Использование интеграции делает процесс обучения более живым и интересным, что повышает мотивацию учащихся и способствует их активизации.

Литература

1. http://zdravo.by/questions/531/chem-vreden-krakhmal

2. Думенко Т.Г учитель технологии. Информационные технологии при изучении образовательной области "Технология". http://pedsovet.org/

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.