Тип. Обобщающий (игровая форма)
Цель: обобщить и закрепить ученые действия и умения по теме океаны.
Деятельность учащихся
- строить логическое рассуждение,
- устанавливать причинно-следственные связи в каждом океане;
- систематизировать изученную информацию по океанам;
- взаимодействовать друг с другом в процессе обсуждения в группах.
Этапы урока.
1. Организацонный момент.
Сообщение темы, целей, правил и формы проведения (1 мин.)
Класс делится на 4 группы.
II. Мотивационно-ориентировочный этап.
Каждая группа готовит презентацию по теме своего океана, затем выполнят задания учителя и соседних групп.
III. Операционно-исполнительский этап
Задание №1.
Дать краткую характеристику океана по группам в виде минипрезентации. (2 мин)
- Тихий
- Атлантический
- Индийский
- Северно-Ледовитый
Оценка в баллах – высший - 5 жетонов, время ответа - 2 мин.
Задание №2. Разминка.
Заполнить лоцию Северно-Ледовитого океана, указать моря, береговую линию, полезные ископаемые, портовые города, природные особенности (to, течение). Прочитать устно 1 группе (ответ)
Задание №3. Что лишнее?
Дается конверт, в котором собраны названия котловин океанов течений, отобрать правильные ответы к данному океану (по группам). Показать на карте.
Задание №4. Учитель зачитывает короткие описания различных явлений, объектов океанов. Играющие поднимают картинки с названием того океана, к которому это принадлежит.
Задание №5. Собрать разрезанную карту океанов (группе разные 4 океана).
Задание №6. Конкурс капитанов. У доски на карте пройти путь от порта до порта по всем морям океана (указать координаты крупного портового города)
Задание №7. Объяснить каждое наименование объекта лежащее в конверте (7-8) - животные, растения, to воды, острова и т.д.
Задание №8. Зачитать отрывок из художественного произведения о водах океана, тайнах и др.
Приложение к заданию №2.
Лоция Северного Ледовитого океана
Ответы:
- остров Гренландия
- Норвежское море
- Норвежское течение
- Скандинавский полуостров
- Белое море
- Новая Земля
- Шпицберген остров
- море Баффина
- хр. Менделеева
- хр. Ломоносова
- котловина Нансена
- море Лаптевых
- Канадская котловина
- Чукотское море
- о. Врангеля
- Берингов пролив.
Приложение к заданию №5
- конверт Атлантический океан
- конверт Северно-Ледовитый океан
- конверт Индийский океан
- конверт Тихий океан
Приложение к заданию №4
- Океан называют Великим, занимает 1/3 поверхности планеты и почти ? площади Мирового океана. Расположен по обеим сторонам от экватора и 180? меридиана. (Тихий)
- Описание маршрутов этого океана первым составили арабы. Сведения постепенно накапливались со времен плавания Васко-да Гаммы. В конце 18 в. первые промеры провел англ. мореплаватель Дж. Кук. (Индийский)
- Особенность климата этого океана – сезонные ветры муссоны в северной части океана, которая расположена в субэкваториальном поясе и подвержена значительному влиянию суши. (Индийский)
- Через весь океан почти по меридиану протянулся гигантский хребет. В одном месте он выходит на поверхность о. Исландия. (Атлантический)
- Центральная часть океана пересечена горными хребтами и глубокими разломами. Между хребтами лежат глубоководные впадины и котловины. Характерен большой шельф, который составляет более трети площади дна океана. (Северно-Ледовитый)
- На берегах этого океана в разные эпохи возникали центры мореплавания в Древней Греции, Карфагене, Скандинавии. С эпохи Великих географических открытий океан стал главным водным путем на Земле. (Атлантический)
- Первые сведения о природе приполярных областей океана были собраны в конце 19в. во время дрейфа “Фрама” Ф.Нансена и плавания к полюсу в начале 20в. Г.Седова на шхуне Св.Фока”. (Северно-Ледовитый)
- Самый не спокойный и грозный среди океанов планеты. В центральных частях дуют пассаты. В западной – развиты муссоны. Нередко над западной частью океана проносятся опустошительные тропические ураганы – тайфуны. (Тихий).
Приложение к заданию №3
1 конверт:
|
Тихий океан |
2 конверт:
|
Атлантический океан Тихий океан Северно-Ледовитый океан |
3 конверт:
|
Северо-Ледовитый океан Индийский океан Тихий океан |
4 конверт:
|
Индийский океан
Северно-Ледовитый океан Тихий океан |
IV. Рефлексивно-оценочный этап.
Подсчет жетонов.
- Определения победителя.
- Самоанализ.
Выставление оценок.
Просмотр видеоролика “Океаны Земли”.