Цель:
- познакомить учащихся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает;
- учить читать слова с новой буквой;
- развивать речь, память, мышление учащихся;
- воспитывать бережное отношение к хлебу.
Ход урока
I. Определение темы урока и постановка целей
На доске записаны слова : БАТОН БУЛКА БУБЛИК
Учитель: Что написано на доске?
Ученик: На доске записаны слова
Учитель: Что вы знаете о слове?
Ученик: Словом можно обозначить предмет, его действия, признаки. Словом можно отвечать на вопросы. Слова состоят из звуков человеческой речи
Учитель: Придумайте задание с данными словами
Ученик: Можно найти лишнее слово
Мы можем найти общее в данных словах
Учитель: Найдите лишнее слово
Ученик: Я считаю, что лишнее слово БАТОН, так как в нем нет буквы “Л”, а в других словах есть. Ударение падает на второй слог, а в других словах на первый слог
Учитель: Найдите общее, что объединяет все эти слова
Ученик: Все эти слова обозначают хлебные изделия и начинаются с буквы “Б”
Учитель: Произнесите позвучно слово “ХЛЕБ” и определите, все ли звуки в этом слове вам знакомы.
Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Дети хором тянут каждый звук)
Ученик: Тема сегодняшнего урока будет звук [ х ] и буквы, которыми он обозначается, потому что в слове “ХЛЕБ” первый звук [ х ] и нам он не знаком.
Учитель: Поставьте перед собой цель.
Ученик: Мы должны познакомиться с новым звуком и буквами, которыми он обозначается, научиться читать слоги и слова с новыми буквами.
II. Работа над новым материалом
Учитель: Подумайте, какое задание мы можем выполнить со словом “ХЛЕБ”
Ученик: Мы можем составить звуковую схему этого слова
Учитель: Составьте звуковую схему слова “ХЛЕБ” ( Дети составляют схему в кассах каждый самостоятельно, а один ученик работает у доски)
Учитель: Произнесите еще раз первый звук в данном слове и дайте ему полную характеристику.
(Ученики произносят первый звук и дают характеристику. он согласный, так как произносить его нам мешают зубы и язык. Этот звук глухой, потому что произносится без голоса. Он твердый)
Учитель: Моя бабушка в годы войны пекла “Хитрый хлеб”. Этот хлеб состоял не только из муки, в нем были трава и опилки. Бабушка месила тесто и лукаво улыбалась, называя этот хлеб ласково “хлебушек”. Он был с секретом “хитрый”. Этот хлеб спас моей бабушке жизнь в годы войны.
Почему бабушка называла хлеб “хитрым”?
(Ученики дают объяснение, как они поняли рассказ учителя)
Учитель: Назовите первый звук в слове “хитрый” и дайте ему полную обоснованную характеристику
(Дети в классе произносят первый звук и дают его характеристику : он согласный, так как произносить его нам мешают зубы и язык. Этот звук глухой, потому что произносится без голоса. Он мягкий, так как после него звучит звук [ и ])
Учитель: Сравните два новых звука, с которыми мы знакомимся на уроке
Ученик: Звуки [ х ] , [ х` ] похожи тем, что они согласные, глухие и могут быть как твердый, так и мягкий
Учитель: Как вы думаете , какой буквой можно обозначить эти звуки?
Ученик : Эти звуки обозначаются буквой Х. Она согласная, так как обозначает согласные звуки
Учитель: (показывает карточки со слогами ХА ,ХУ, ХИ ,ХО, ХЕ )
Подумайте и скажите, какое задание мы можем выполнить с данными слогами?
Ученик: Мы можем прочитать слоги и придумать с ними слова
Учитель: Прочитаем слоги и проведем слоговой аукцион. Я буду показывать слог, а вы мне слово с данным слогом.
Ученик: ХИ…(хижина, хихикать…)
ХО…(хочет, хорошо…)
Учитель: Откроем учебник и каждый самостоятельно прочитает пословицы. Скажите, что их объединяет ?
Прочитайте и объясните смысл тех пословиц, в которых есть слова с новой буквой
(Дети читаю выразительно пословицы и объясняют смысл пословиц)
Учитель: Прочитайте первую пословицу наоборот, начиная с последнего слова к первому (ГОЛОВА ВСЕМУ ХЛЕБ ОБЕДОМ ЗА)
Прочитайте вторую пословицу через слово (БЕЗ ХЛЕБА РОДИТСЯ)
На доске слово: ХЛЕБОПЕКАРНЯ
Учитель: Прочитайте слово и объясните его значение. Придумайте задание с данным словом.
Ученик: Можно придумать новые слова, используя буквы данного слова.
Учитель: Составьте новые слова, используя буквы данного слова, которые будут иметь в своем написании букву, с которой мы познакомились на уроке. Дайте характеристику новым звукам в каждом составленном слове.
(Дети придумывают слова и дают характеристику нового изученного звука )
Работа с карточкой.
(На столе у каждого ученика карточка с текстом)
Как хлеб ищут.
В детстве мальчик часто терял свои вещи. Не находил и сердился. Бабушка велела искать так, как хлеб ищут. Внук не понимал этих слов. Ведь хлеб искать не нужно, он лежит в шкафу.
Началась война. Продуктов не хватало. Все время хотелось есть. Мальчик проверял все ящики в доме, надеясь найти хлебные крохи. Теперь он понял, как хлебушек ищут. (А.Митяев)
Учитель: Прочитаем текст, записанный на карточке и сосчитаем, сколько в нем слов с новой буквой?
Ученик: В этом тексте 10 слов с буквой Х
Учитель: Назовите эти слова
(Ученики называют из текста слова)
Учитель: Найдите среди названных слов лишнее слово, ориентируясь на изученный нами материал.
Ученик: Лишнее слово “КРОХИ”, так как в нем звук [ х] согласный глухой мягкий. А в остальных словах звук [ х] согласный глухой твердый.
Учитель: А почему мальчик искал хлеб? Как нужно относиться к хлебу?
III. Итог урока
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Расскажите все, что делали сегодня на уроке, в порядке выполнения вами задания
Рефлексия.
У каждого на столе имеются лепестки разного цвета, с помощью которым вы можете показать свое отношение к уроку. Если урок понравился и вам было все понятно, то ученик поднимает красный лепесток, если понравилось не все – зеленый лепесток, но если вам ничего не понравилось – синий.