Цель. Показать учащимся достижения науки XIX - XX веков в познании человека.
Предметные задачи.
- Иметь представление о великих русских ученых И.П. Павлове и И.М. Сеченове.
- Установить роль нервной системы в познании окружающего мира и приспособляемость к нему.
Метапредметные задачи.
Создать условия для развития у учащихся:
- интереса к познанию нового;
- умения сохранять и выполнять учебную задачу;
- умения адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- умения работать в паре;
- умения работать с информацией (получать информацию из различных источников, фиксировать в различных формах, использовать её для решения познавательных задач, обобщать её);
- умения обсуждать ход выполнения работы и полученные результаты.
Оборудование.
- Учебник “Окружающий мир”, 4 кл., 2 ч. (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), 2013; рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику “Окружающий мир” (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), 2013; презентация по теме урока.
Ход урока
I. Актуализация знаний
Учитель: Каким событиям XIX - XX веков был посвящён прошлый урок?
Дети: Развитие науки и техники.
Учитель: Проверим выполнение заданий из рабочей тетради по данной теме.
Запишите средства передвижения по воде в порядке их освоения человеком: колёсный пароход, бревно, парусник, плод, танкер, лодка, ледокол (слайды 2- 9).
Дети: Бревно —> плод —> лодка —> парусник —> колёсный пароход —> ледокол —> танкер
Учитель: Рассмотрите рисунки механизмов. Какие свойства воздуха использовал человек при их создании? (слайд 10)
Дети: сжимаемость и упругость воздуха, тёплый воздух легче холодного.
II. Создание условий для введения в тему урока.
Учитель: На предыдущих уроках мы узнали о великих достижениях в области науки и техники. Но тайной оставался сам… Как вы думаете, кто?
Дети: Сам человек.
Учитель: Тема урока “Новые знания о человеке” (слайд 11).
Учитель: Как вы думаете, какой объект для изучения будет главным на уроке?
Дети: Человек. Его нервная система.
III. Открытие нового знания
Учитель: Нервная система очень долго оставалась тайной для врачей и учёных. Они не могли ответить на вопросы, как мы воспринимаем мир, почему видим, как мыслим, запоминаем, от чего зависит речь. И только в XIX - XX веках учёные стали находить ответы на эти вопросы.
Посмотрите на портрет (слайд 12). Перед вами портрет великого учёного Ивана Петровича Павлова, который вместе с Иваном Михайловичем Сеченовым исследовал человеческий мозг.
Учитель: Прочитайте о И.П.Павлове на стр. 24.
Дети самостоятельно читают текст.
Учитель: Приведите примеры, доказывающие то, что учёный Павлов был необыкновенным человеком.
Дети: Около 90 лет прожил Иван Петрович Павлов.
Дети: До конца жизни он занимался гимнастикой и ездил на велосипеде.
Дети: Это единственный учёный, который удостоился 132 наград.
Учитель: Чему были посвящены его исследования?
Дети: Его работы были посвящены исследованию нервной системы и, в частности, функций головного мозга.
Дети: За свои многочисленные труды в области кровообращения и пищеварения он был награжден Нобелевской премией.
Учитель: На прошлом уроке говорили о развитии промышленности. Какие новые внешние воздействия на органы чувств человека появились при этом?
Дети: С развитием промышленности на человека стали воздействовать запахи, которых нет в природе, звуки, которые издают разные приборы; продукты питания, разнообразные по вкусу...
Учитель: Как они влияют на человека?
Ответы детей
Учитель: Мы видим, что человек приспособился к новым внешним воздействиям. И.П.Павлов установил, что именно нервная система обеспечивает приспособление организма к внешней среде. Включается сложная система связей органов человека. Но начало этому процессу дают органы чувств.
Учитель: Какие знаете органы чувств?
Дети: Орган зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. (Слайд 13)
Учитель: Какие из них важнее?
Ответы детей.
Учитель: Если человек утрачивает какой-то орган чувств, то другие начинают “работать” за повреждённый.
Учитель: Какие примеры вы можете привести?
Ответы детей
Учитель: Надо беречь свои органы чувств, т.к. при потере большинства органов чувств внешняя информация не отправляется в мозг, не поступают никакие приказы.
Органы чувств изучали во 2 классе. Вспомним, какую информацию можно получить с помощью каждого органа чувств и правила по его защите. Слушаем ребят и заполняем таблицу в рабочей тетради.
Выслушиваются сообщения учащихся об органах чувств:
- орган зрения (слайды 14 - 16)
- орган слуха (слайды 17 - 19)
- орган обоняния (слайды 20 - 22)
- орган вкуса (слайды 23 - 24)
- органы осязания (слайды 25 - 27)
После каждого сообщения проверяется заполнение таблицы в рабочей тетради.
Учитель: Берегите ваши органы чувств. С помощью их вы можете хорошо учиться и работать, быстро замечать происходящие вокруг явления, вовремя замечать опасности.
Учитель: Обсудите в парах, какие органы чувств воспринимают информацию в следующих ситуациях, и какие действия должны последовать.
Выполнение задания на стр. 26 в учебнике. Обсуждение полученных результатов.
Учитель: Говоря о нервной системе, мы не можем не вспомнить о строении клетки нервной ткани (слайд 28). В чём особенность строения клетки нервной ткани?
Дети: Есть отростки.
Учитель: Нейрон состоит из тела и отростков. Нейроны проводят сигналы от органов чувств в центральную нервную систему и от центральной нервной системы к исполнительным органам.
Откройте учебник на стр. 28. Проследите путь от органа чувств (кожи руки) до головного мозга; от органа зрения до головного мозга.
Дети: Часть пути информация проходит по спинному мозгу.
Учитель: О строении и работе нервной системы вы узнаете на следующем уроке более подробно.
IV. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.
Учитель: Какую новую информацию получили?
Ответы детей
Учитель: У вас на партах лежат кружки. Выберите один кружок и покажите.
- Зеленый - все на уроке было понятно, с заданиями справились легко и без ошибок.
- Синий - не все было понятно, были трудности, но их удалось преодолеть.
- Красный - работать было трудно, многое было непонятно.
Учитель: Какие ваши органы чувств участвовали сегодня на уроке?
Ответы детей
V. Домашнее задание
Текст на стр. 24-26 и задания после текста.
Литература.
- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу “Окружающий мир”, 4 класс. Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”.
- Галяшина П.А., Плотникова А.Ю. Поурочно-тематическое планирование к учебникам Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. “Окружающий мир”. 3–4 классы. Самара: Издательство “Учебная литература”: Издательский дом “Федоров”.
- Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова / авт.- сост. Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель.