На фоне всеобщей увлечённости информационными технологиями и бесконечными презентациями, считаю незаслуженно забытыми простые, но эффективные формы работы с применением разнообразного раздаточного материала.
На уроках географии применяю сигнальный опрос, смысл которого заключается в одновременных ответах на вопросы учителя всего класса или учащихся одного варианта с помощью карточек.
Правила проведения сигнального опроса:
- Четкая и внятная формулировка вопроса.
- Карточки с ответами ученики поднимают одновременно (не вовремя поднятая карточка засчитывается как неправильный ответ).
- Карточки с ответами учащиеся поднимают по сигналу учителя (я применяю счёт: раз, два, три)!
Преимущества сигнального опроса перед другими формами:
- Позволяет учителю оценить степень усвоения материала всеми учащимися.
- Вовлекает в опрос всех учеников одновременно.
- Активизирует деятельность учащихся.
- Имеет некоторую игровую направленность.
- Позволяет выставить отметки значительному количеству учеников.
Чтобы выставить отметки посредством данного опроса, пользуюсь двумя приёмами:
А. Взаимоконтроль. С карточками-сигналами работают вначале учащиеся первого варианта. Их соседи по парте фиксируют в тетради правильность каждого ответа знаками «+» и «-» , (после того, как учитель укажет на ошибки). Критерии оценки записаны на доске. Ученики выставляют отметку товарищу, учитель фиксирует.
Б.Контроль учителя. Учащиеся начинают работать стоя. Ученик, допустивший ошибку, садится и продолжает отвечать сидя за партой. При данной форме опроса выставляется только отметка «5» тем, кто не допустил ни одной ошибки.
Один из наиболее часто используемых мною наборов – материки (рисунок 1).
Рисунок 1.
Возможность применения данных карточек-сигналов:
Курс природоведения.
Тема : Суша.
Примерные вопросы:
- Самый большой материк.
- На этом материке – величайшая пустыня мира – Сахара.
- Самый южный материк планеты.
- Самый влажный материк планеты. И.т.д.
География. Начальный курс. (6 кл.).
Тема: Географические координаты.
Примерные вопросы:
- Материки, части которых находятся и в северном и в южном полушарии.
- Материки, которые пересекаются нулевым меридианом.
- Материк, который пересекается всеми меридианами
- Материк, все точки которого имеют южную широту и восточную долготу.
- Материк, все точки которого имеют северную широту и западную долготу.
- Материк, на котором имеется точка с координатой 90° южной широты. И.т.д.
География. Начальный курс. (6 кл).
Тема: Мировой океан.
Примерные вопросы:
- Какой материк омывается Индийским океаном с востока?
- У берегов, какого материка находиться крупнейший остров Земли Гренландия?
- Частью какого материка является полуостров Камчатка?
- Какие материки разделяет пролив Дрейка? И.т.д.
География материков и океанов. (7 кл).
Итоговый урок.
Примерные вопросы:
- Какой материк называют материком высоких равнин?
- На каком материке находится самая протяжённая горная система?
- Какой материк омывается всеми океанами только с одной стороны?
- На каком материке нет действующих вулканов и современного оледенения?
Экономическая и социальная география мира.
Тема: Политическая карта.
Примерные вопросы:
- На этом материке находятся две страны-, лидирующие в мире по численности населения.
- На этом материке нет монархий.
- На этом материке государственный язык только один – английский.
- Большинство стран этого материка освободилось от колониальной зависимости в 60-х годах XX века.
- Всего 3 страны (все они федерации) занимают 90% площади данного материка. И.т.д.
Система сигнального опроса хорошо работает в процессе преподавания курса: «Природа России».
Я применяю карточки – сигналы при закреплении и проверке знаний по различным темам, например: «Геологическое строение территории России».
Для каждой пары учеников (один на парту) учитель изготавливает комплект цветных карточек:
А. Круглые карточки с названиями геологических эр.
Б.Прямоугольные двусторонние карточки с названиями тектонических структур.
Цвет карточек по возможности соответствует цветам общепринятым в школьных географических атласах.
Предвижу критику загруженных работой учителей по поводу трудоёмкости работы по изготовлению данного раздаточного материала. Я сделала такие карточки 6 лет назад из цветного картона, они в отличном состоянии и работа с их применением всегда вызывает заинтересованность и положительные эмоции моих учеников.
Данные карточки можно использовать на уроке в различных целях:
- Выложить геологические эры от самой древней к самой молодой.
- Распределить тектонические структуры по эрам, согласно времени формирования.
- Провести проверку с помощью сигналов при изучении соответствия форм рельефа определённому строению земной коры.
Возможные вопросы с использованием карточек геологических эр:
- В какую эру мы живём?
- В какую эру жили динозавры?
- В какую эру сформировались древние платформы?
- В какую эру сформировалась Западно-Сибирская плита (молодая платформа)?
- В какую эру испытали вторичное поднятие все горные системы Земли?
Возможные вопросы с использованием карточек тектонических структур:
- Какая складчатость является самой древней в геологической истории Земли?
- Какой тип складчатости находится в основании Уральских гор?
- Какому типу складчатости соответствуют горные поднятия Северо-Восточной Сибири?
- Для какого типа складчатости характерна вулканическая деятельность?
- Какой тип складчатости находится в основании Срединного хребта Камчатки?
Такая работа возможна как на стадии закрепления знаний в конце урока усвоения новых знаний, так и в качестве проверки знаний в начале следующего.
Подобные типы карточек применяю в темах: Климатические пояса и области России, Типы почв России.
При изучении темы: Части Мирового океана (Начальный курс географии,6кл), применяю приём создания учениками условных моделей карты.
Каждый ученик получает набор раздаточных материалов, имитирующих:
- Мировой океан (лист синей цветной бумаги);
- 2 материка различной конфигурации;
- 4 острова различной конфигурации.
Получив задание, ученики перемещают условные знаки на импровизированной карте.
Учитель выдаёт жетоны из цветной бумаги 5-6 ученикам, которые справились с заданием в числе первых.
В конце работы выставляются только положительные отметки, согласно количеству полученных жетонов.
Возможные задания:
1. Архипелаг протянулся с запада на восток и находится в северной части фрагмента карты.
Рисунок 3
2. Большинство заливов находятся у западных берегов материков и островов
Рисунок 4
3. Превратите заливы в моря.
Рисунок 5
4. Создайте внутреннее море без помощи островов.
Рисунок 6
5. Создайте максимальное количество проливов.
Рисунок 7