Цели: (1-3 слайд)
- формировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом
- усвоение учащимися фаз митоза и понимание его биологического значения;
- формировать умение последовательно выстраивать процессы митоза и определять их.
Задачи:
- Развивающая
- совершенствовать умения работать с учебником, ИКТ, микроскопом
- развивать память, внимание, мышление, умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- оформлять работу в виде таблицы;
- Воспитательная
- Формировать чувство ответственности, значимости знаний для дальнейшей жизни
- Дидактическая
- создать условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Методический инструментарий: учебник Н.И. Сонина, компьютер с мультимедийным проектором, «Биология» 9 класс; электронное учебное издание ДРОФА «Общие закономерности» Б/9 кл. (мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И. Сонина); настенная таблица «Клетка»; карточки с изображением фаз митоза; магнитная доска, магниты, микроскопы, микропрепараты «Митоз в корешках лука», презентация «Деление клетки. Митоз».
План урока:
- Организационный момент, сообщение учащимися целей и задач урока.
- Проверка домашнего задания. Кроссворд, тестовая проверка знаний.
- Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.
- Изучение нового материала (беседа с использованием мультимедийной презентации, лабораторная работа).
- Повторение нового материала.
- Закрепление изученного материала (самостоятельная работа учащихся, работа по таблице).
- Выводы урока и запись домашнего задания.
Ход урока
«Все клетки образуются из клеток путем деления»
Р. Вирхов
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
(4 слайд)
- кроссворд «Эукариотическая клетка» (Приложение 7)
- тестовая проверка знаний. Приложение 1. Ответы: 1- А; 2 – В; 3 – А; 4 – В; 5 – В; 6 – Г; 7 – Г; 8 – В; 9 – Г; 10 – Б (Обратная связь – самопроверка)
- обозначение структур ядра и их состава
III. Актуализация знаний учащихся. Определение темы урока.
(5 слайд)
Предлагаю учащимся проблемную задачу:
- Известно, что каждый организм в природе рано или поздно погибает – от других организмов, от болезней или просто от старости. Но, тем не менее, численность организмов многих видов не уменьшается, а виды существуют на Земле сотни тысяч и миллионы лет.
- Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений?
В ходе обсуждения данной задачи подвожу учащихся к выводу о том, что существование и продолжение жизни на Земле обеспечивает уникальное свойство всех живых организмов – способность к размножению (самовоспроизведению), в основе которого лежит деление клеток.
Молекулярная сущность этого процесса выражается в уникальной способности ДНК к самоудвоению молекул.
– Ребята, посмотрите на оформление доски и определите тему сегодняшнего урока. (На доске с помощью магнитов помещены рисунки: строение клетки, ядро клетки, фазы деления клетки). (Деление клетки. Митоз)
– Запишите тему урока в тетради.
Задание. В ходе работы, установите биологическое значение митоза
IV. Изучение нового материала.
(6-11 слайд)
Работа с учебником
Цель: выявить отличие понятий жизненный цикл клетки и митотический цикл.
Задание. Выполните задания на карточке – путеводителе №1. «Митотический цикл деления клеток». Приложение 2.
№1. Прочитайте раздел «Жизненный цикл клетки. Митотический цикл клетки» на с. 137 и ответьте на вопросы:
- что называется жизненным циклом клетки?
- что называется митотическим циклом клетки?
- что общего и чем отличаются эти понятия?
Запишите эти определения в тетрадь и постарайтесь их запомнить.
№2. Беседа о митозе и его фазах с одновременной демонстрацией схем, использованием мультимедийной презентации, заполнением обучающимися таблицы (карточка – путеводитель №1. «Митотический цикл деления клеток»)
Наша задача выяснить, что называется митозом и особенности этапов митоза, научиться их определять на рисунках. (Рис.1 Фазы митоза)
№3. Выполнение лабораторной работы «Митотическое деление клетки (на примере корешка лука)» (Приложение 3)
V. Релаксационная физминутка.
VI. Повторение нового материала.
Анемация фрагмента фильма «Митоз. Митотический цикл клетки» проводится с целью повторения информации в другой форме и представления дополнительной возможности для тех, кто не успел заполнить таблицу доделать ее.
После просмотра фильма обучающиеся формулируют вывод.
Точное распределение генетического материала между дочерними клетками обеспечивает эмбриональное развитие, рост, восстановление органов и тканей после повреждения.
VII. Закрепление изученного материала (индивидуальная самостоятельная работа учащихся).
(12 слайд)
- «Найди пару» (Соотнести характерные особенности процессов с фазами митоза)
- Установите правильную последовательность фаз митоза в клетках кончика корешка лука.
Ответ: а — интерфаза; б — профаза; в — метафаза; г — анафаза; л, е — ранняя и поздняя телофазы - Тестирование. Приложение 4. Ответы: 1 – А; 2 –В; 3 – А; 4 – Б; 5 – Б; 6 – Б; 7 – В; 8 – В; 9 – Г; 10 – Г) (13 слайд)
- Заполните пропуски в тексте. Приложение 5. (14 слайд)
- Выполнение задания за компьютером. Задание. Расположите описание фаз митоза и иллюстрации к ним в правильной последовательности.
VIII. Вывод. Итог урока.
– Ответьте, чем понятие «митоз» отличается от понятия «митотический цикл»?
– Раскройте биологическое значение митоза.
IX. Запишите домашнее задание.
(15 слайд)
Повторить текст на с. 137–142, составить задания для игры «Биологическое лото». Составить по три вопроса разной категории сложности по теме «Митоз». Заполнить часть таблицы №1 «Сравнительная характеристика способов деления клеток», графу «Митоз» (Приложение 6.)
Фазы | Митоз | Мейоз | |
Первое деление | Второе деление | ||
По желанию учащихся подготовить сообщения* о Т. Шванне и М. Шлейдене на 3-4 мин.