Урок литературного чтения по теме «Н. Носов "Федина задача"»

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный.

Реализуемые педагогические технологии: Личностоно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, технология успешного обучения, эвристические технологии.

Методы: анализа, словесный, проблемно-поисковый, наглядности.

Цель урока: Расширить знания детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова и познакомить с новым рассказом.

Задачи:

  • учить анализировать текст на примере рассказа Н.Н. Носова;
  • развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, устную речь и мышление, чувство юмора, развивать правильное его восприятие;
  • воспитывать интерес к чтению, серьезное отношение к выполнению учебных заданий.

Оборудование: мультимедиа, учебник, рабочая тетрадь, маски для инсценирования, аудиозапись с текстом рассказа в исполнении Л. Дурова.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок.

– Сегодня на уроке много гостей и мы им всегда рады. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихо сядем за парты.

II. Проверка домашнего задания. Фронтальная работа.

1) Чтение басни по ролям.

– Передайте образ каждого героя.

– Какова мораль этой басни.

2) Самопроверка по готовому образцу (по слайду презентации). «Эрудит» №3 с.63

– Зачитайте отрывки из басен.

III. Актуализация знаний. Фронтальная работа.

– А сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством ещё одного детского писателя. А какого, вы догадаетесь сами, выполнив задания, которые приготовил вам один из героев его произведений. Слайд

1) Назовите произведение по отрывку.

а) – А я раз купался в море, говорит Мишутка, – и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.

– Врёшь!

– Нет, правда!

– Почему же ты не умер?

– А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой…(«Фантазёры») Слайд

б) Тут Мурзик прыгнул на подоконник, где стоял аквариум, и хотел выскочить обратно в форточку, но сорвался и с размаху как плюхнется в аквариум! Вода так и брызнула в разные стороны. Мурзик выскочил из аквариума и давай отряхиваться. Тут мама и схватила его за шиворот:

– Вот я тебя проучу как следует! («Карасик») Слайд

в) Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.

Мама рассердилась:

– Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна? («Заплатка») Слайд

г) Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда они шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. («Огурцы») Слайд

д) Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё. Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх. («На горке») Слайд

– Кто автор этих произведений?

2) Знакомство с биографией.

Давайте вспомним его биографию.(Подготовленный ученик знакомит с биографией Н.Носова)

IV. Изучение нового. Фронтальная работа.

1) Работа с текстом до начала чтения.

Расшифруйте название произведения «АЧАДАЗ АНИДЕФ»

– Выскажите предположение, о чём пойдет речь?

2) Первичное восприятие. Прослушивание текста по грамзаписи в исполнении Л. Дурова.

– Ваша задача внимательно следить за чтением артиста, по ходу чтения отметить непонятные слова. И проверить свои предположения относительно содержания рассказа.

3) Проверка первичного восприятия. Фронтальная работа.

Понравился вам рассказ?

– Подтвердились ваши предположения по заглавию и рисункам?

– К какому жанру относится это произведение?

4) Словарная работа.

Какие непонятные слова вам встретились в тексте? Как сумели их истолковать?

Слайд

задачник – учебник

отрегулировал – настроил

рокочущий бас – громкий грубый голос

чурбан – глупый человек

титулярный советник – высокий чин в России до 1917 года

кафтан – удлиненный пиджак

борзая – быстрая

Физкультминутка. Слайд

Рано утром солнце встало,
Нам лучи свои послало.
Вы, ребята, не зевайте,
А лучи скорей поймайте.

Лучи: удача, успех, уверенность, стремление, везение, взаимопомощь.

– С таким позитивным багажом вам все будет по плечу.

V. Закрепление.

1) Чтение рассказа «цепочкой».

Слайд Задания и вопросы перед чтением

1 ряд: Сколько всего задач прочитал Федя? (2) Найдите и прочитайте.

2 ряд: Сколько раз прочитал Федя задачу? (5)

3 ряд: Сколько концертных номеров прослушал Федя? (6) Найдите и прочитайте.

2) Беседа по прочитанному. (Ответы на вопросы.)

3) Выборочное чтение.

– А сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»? (3)

– Найдите и прочитайте строчки со словом «колокольчик»

– Кто автор данных строк? (А.Пушкин «Зимняя дорога», А.Толстой «Колокольчики мои», И.Макаров «Однозвучно гремит колокольчик»)

4) Фронтальная работа.

а) Чтение и анализ пословиц. Слайд

Какая пословица больше подходит к рассказу? Обоснуйте свой выбор.

  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Какие труды, такие и плоды.
  • Без охоты нет и работы.
  • Ум – хорошо, а два – лучше.
  • Делу – время, потехе – час.
  • Сделал дело – гуляй смело.

б) Беседа.

– Как вы думаете, для чего Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью? (Чтобы дети смеялись над своими недостатками и избавлялись от них)

5) Работа в парах. Выполнение в тетради №1,2 с.66

Проверка по готовому образцу на слайде.

6) Фронтальная работа.

– Чему нас учит это произведение?

– Нет ли среди вас таких детей?

– Как вы выполняете домашнее задание? Есть ли у вас свой уголок, где можно спокойно готовить уроки?

7) Работа в группах. Решение задачи из рассказа. Слайд

VI. Итог урока. Рефлексия.

– С каким произведением познакомились?

– Какой это рассказ?

– Какой сделали вывод?

VII. Домашнее задание (вариативное).

  1. Чтение по ролям отрывков:
    а) Когда у Феди было хорошее настроение. Придать голосу окраску радости, удовольствия.
    б) Когда настроение очень изменилось. Показать голосом недовольство, негодование.
  2. Составить словесный портрет Феди Рыбкина.
  3. Сочинить рассказ «Федя у друга».
  4. Всем: №3,4 с.67 в тетради.

Приложение