Тип урока: комбинированный.
Реализуемые педагогические технологии: Личностоно-ориентированные, здоровьесберегающие, технология проблемного обучения, технология успешного обучения, эвристические технологии.
Методы: анализа, словесный, проблемно-поисковый, наглядности.
Цель урока: Расширить знания детей о жизни и творчестве Н.Н. Носова и познакомить с новым рассказом.
Задачи:
- учить анализировать текст на примере рассказа Н.Н. Носова;
- развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, устную речь и мышление, чувство юмора, развивать правильное его восприятие;
- воспитывать интерес к чтению, серьезное отношение к выполнению учебных заданий.
Оборудование: мультимедиа, учебник, рабочая тетрадь, маски для инсценирования, аудиозапись с текстом рассказа в исполнении Л. Дурова.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем мы урок.
– Сегодня на уроке много гостей и мы им всегда рады. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихо сядем за парты.
II. Проверка домашнего задания. Фронтальная работа.
1) Чтение басни по ролям.
– Передайте образ каждого героя.
– Какова мораль этой басни.
2) Самопроверка по готовому образцу (по слайду презентации). «Эрудит» №3 с.63
– Зачитайте отрывки из басен.
III. Актуализация знаний. Фронтальная работа.
– А сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством ещё одного детского писателя. А какого, вы догадаетесь сами, выполнив задания, которые приготовил вам один из героев его произведений. Слайд
1) Назовите произведение по отрывку.
а) – А я раз купался в море, говорит Мишутка, – и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.
– Врёшь!
– Нет, правда!
– Почему же ты не умер?
– А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой…(«Фантазёры») Слайд
б) Тут Мурзик прыгнул на подоконник, где стоял аквариум, и хотел выскочить обратно в форточку, но сорвался и с размаху как плюхнется в аквариум! Вода так и брызнула в разные стороны. Мурзик выскочил из аквариума и давай отряхиваться. Тут мама и схватила его за шиворот:
– Вот я тебя проучу как следует! («Карасик») Слайд
в) Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.
Мама рассердилась:
– Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна? («Заплатка») Слайд
г) Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда они шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. («Огурцы») Слайд
д) Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё. Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх. («На горке») Слайд
– Кто автор этих произведений?
2) Знакомство с биографией.
– Давайте вспомним его биографию.(Подготовленный ученик знакомит с биографией Н.Носова)
IV. Изучение нового. Фронтальная работа.
1) Работа с текстом до начала чтения.
– Расшифруйте название произведения «АЧАДАЗ АНИДЕФ»
– Выскажите предположение, о чём пойдет речь?
2) Первичное восприятие. Прослушивание текста по грамзаписи в исполнении Л. Дурова.
– Ваша задача внимательно следить за чтением артиста, по ходу чтения отметить непонятные слова. И проверить свои предположения относительно содержания рассказа.
3) Проверка первичного восприятия. Фронтальная работа.
– Понравился вам рассказ?
– Подтвердились ваши предположения по заглавию и рисункам?
– К какому жанру относится это произведение?
4) Словарная работа.
– Какие непонятные слова вам встретились в тексте? Как сумели их истолковать?
Слайд
задачник – учебник
отрегулировал – настроил
рокочущий бас – громкий грубый голос
чурбан – глупый человек
титулярный советник – высокий чин в России до 1917 года
кафтан – удлиненный пиджак
борзая – быстрая
Физкультминутка. Слайд
Рано утром солнце встало,
Нам лучи свои послало.
Вы, ребята, не зевайте,
А лучи скорей поймайте.
Лучи: удача, успех, уверенность, стремление, везение, взаимопомощь.
– С таким позитивным багажом вам все будет по плечу.
V. Закрепление.
1) Чтение рассказа «цепочкой».
Слайд Задания и вопросы перед чтением
1 ряд: Сколько всего задач прочитал Федя? (2) Найдите и прочитайте.
2 ряд: Сколько раз прочитал Федя задачу? (5)
3 ряд: Сколько концертных номеров прослушал Федя? (6) Найдите и прочитайте.
2) Беседа по прочитанному. (Ответы на вопросы.)
3) Выборочное чтение.
– А сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»? (3)
– Найдите и прочитайте строчки со словом «колокольчик»
– Кто автор данных строк? (А.Пушкин «Зимняя дорога», А.Толстой «Колокольчики мои», И.Макаров «Однозвучно гремит колокольчик»)
4) Фронтальная работа.
а) Чтение и анализ пословиц. Слайд
– Какая пословица больше подходит к рассказу? Обоснуйте свой выбор.
- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
- Какие труды, такие и плоды.
- Без охоты нет и работы.
- Ум – хорошо, а два – лучше.
- Делу – время, потехе – час.
- Сделал дело – гуляй смело.
б) Беседа.
– Как вы думаете, для чего Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью? (Чтобы дети смеялись над своими недостатками и избавлялись от них)
5) Работа в парах. Выполнение в тетради №1,2 с.66
Проверка по готовому образцу на слайде.
6) Фронтальная работа.
– Чему нас учит это произведение?
– Нет ли среди вас таких детей?
– Как вы выполняете домашнее задание? Есть ли у вас свой уголок, где можно спокойно готовить уроки?
7) Работа в группах. Решение задачи из рассказа. Слайд
VI. Итог урока. Рефлексия.
– С каким произведением познакомились?
– Какой это рассказ?
– Какой сделали вывод?
VII. Домашнее задание (вариативное).
- Чтение по ролям отрывков:
а) Когда у Феди было хорошее настроение. Придать голосу окраску радости, удовольствия.
б) Когда настроение очень изменилось. Показать голосом недовольство, негодование. - Составить словесный портрет Феди Рыбкина.
- Сочинить рассказ «Федя у друга».
- Всем: №3,4 с.67 в тетради.