Тип урока: комбинированный.
Цели:
- сформировать у учащихся представление о борьбе русского народа против западной агрессии в 13 веке;
- создать условия для воспитания у учащихся патриотизма на основе информации о мужестве и самоотверженности русских воинов.
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: смогут назвать причины побед русского оружия в борьбе с западными завоевателями.
2. Метапредметные:
- Познавательные: научить находить информацию в различных источниках, формулировать свою точку зрения по проблеме.
- Регулятивные: продолжить формировать умение планировать свою деятельность, оценивать результаты учебной деятельности.
- Коммуникативные: продолжить формирование способности сотрудничать с классом и учителем на уроке.
3. Личностные:
- сформулировать и высказать своё мнение о роли личности в истории, о необходимости проявлять смелость в конкретных ситуациях;
- утвердить ценностно-смысловую установку быть патриотом.
Словарь урока: Александр Ярославич (Невский), 15 июля 1240 г. – Невская битва; 5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище.
Ресурсы урока:
- учебник «История России с древнейших времён до кон. 16 века» 6 кл. (под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной);
- карта « Борьба Руси с иноземными завоеваниями в 13 веке»;
- мультимедийное оборудование
- презентация (Приложение 2).
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Орг. момент (1 мин.) |
Добрый день, ребята, я рада вас видеть. Надеюсь на эффективное сотрудничество. Видно, что у вас хорошее настроение и вы готовы к уроку. |
|
2 этап. Проверка домашнего задания (5-6 мин). |
Учитель раздаёт опросный лист с текстом на каждую парту. Задание классу: прочитать текст, найти ошибки и справить их. «После смерти Чингисхана главой западного улуса стал его сын Батый. Свои походы Батый начал в 1235г., разорив Волжскую Булгарию. Затем монголы вторглись на территорию рязанского княжества. После того как рязанцы открыли ворота города, Рязань была разрушена.Затем были разорены Владимир и Москва, позже Новгород. Северо-Восточная Русь лежала в руинах. В следующем году монголы двинулись на территорию Западной Европы» 2. Демонстрирует слайд №2 и озвучивает задания |
Работают в парах, озвучивают ошибки, дают верные ответы. Выполняют задание, обмениваются тетрадями, сверяют с правильным ответом по слайду презентации. |
3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) (3-4 мин.) |
Проблемные вопросы. – В пер. пол. 13 века русские земли подверглись нашествию монголов. Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель? (записывает варианты на доске) – Представим Русь в образе пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. Два всадника устремились на него. Один с Востока на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи и с натянутым луком – кто это? – Другой – в железных латах и с пикой в руках. Обратитесь к легенде карты в учебнике на стр. и выясните, кто ещё в 13 веке совершал завоевательные походы на Русь? Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? |
Называют причины.
Дают ответ. Анализируют данные карты, дают ответ. |
Общий вывод. На уроке пойдёт речь о борьбе Руси с немецкими рыцарями и шведскими феодалами, при этом будет уделено особое внимание полководческому таланту Александра Невского. |
||
Тема урока – запись на доске «Борьба Руси с западными завоевателями» Проблема (запись на доске) : «Почему Русь в схватке с монголо-татарами потерпела поражение, но смогла дать отпор завоевателям с Запада?» |
Делают записи в тетради, участвуют в формулировании проблемы. |
|
4 этап. Целеполагание и планирование. (2-3 мин.) |
Вопрос классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему? План урока (на доске):
В результате урока вы сможете:
|
Отвечают на вопрос, участвуют в планировании деятельности. |
Как вы думаете, в каких источниках можно найти информацию, чтобы ответить на поставленные вопросы? |
Высказывают версии ( учебник, документы, фильмы). |
|
5 этап. Актуализация знаний (2 мин). |
Задаёт вопросы для актуализации знаний: – Кого называют героями? – Приведите примеры героических поступков. |
Отвечают на вопросы, приводят примеры. |
6 этап ( 20 мин). |
«Открытие» нового знания (изучение новой темы) |
|
Вопрос 1. Причины вторжения немецких рыцарей и шведских феодалов. |
1. Организует работу с текстом учебника по группам. Делит класс на четыре группы (приём времена – года ученики наугад берут картинки с изображением природы в разное время года). Задание: С пунктом 1 параграфа 13 работают 1 и 2 группы, со 2-м пунктом 3 и 4. Участникам 1 и 3 групп необходимо по тексту сформулировать не менее 3-х вопросов. 2. Организует работу с дополнительной информацией (предоставляет слово ученику для сообщения) Демонстрирует слайд №3 Задание: внимательно выслушайте сообщение и выясните, какие черты характера позволили Александру в 16 лет стать новгородским князем? |
Знакомятся с информацией, формулируют вопросы. Задают вопросы ученикам из 2 и 4 групп, дополняют ответы.
– сообщение учащегося об Александре Ярославиче (2 мин). – высказывают своё мнение. |
Вопрос 2. Невская битва. |
1. Предоставляет информацию. В годы владычества монголов единственным свободным городом на Руси оставался Новгород, через который проходил важнейший торговый путь, связывавший север Европы с Русью и странами Востока. Получив известие о нашествии монголов на северо-восточные земли, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси. Для похода на Новгород были собраны значительные силы. Поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить русских в католическую веру. 2. Демонстрируетслайд №4, рассказывает о сражении, обращаясь к схеме. – Задание: познакомьтесь с документом на с. 112 учебника и назовите имена героев битвы. |
Записывают в тетрадь дату сражения, читают отрывок, называют имена, объясняют, почему Александр Ярославич получил прозвище Невский. |
Вопрос 3. Ледовое побоище. |
1. Демонстрирует слайд № 6, поясняет действия немецких рыцарей и просит определить их цели 2. Демонстрирует слайд №7, озвучивает задание, обучает приёмам аргументированного высказывания своей точки зрения. 3. Демонстрирует слайд №8 и предлагает высказать мнение: чем руководствовался Александр Невский, выбирая место сражения? 4. Демонстрирует слайд №9, просит прослушать стихотворение и сказать, что нового оно поведало о битве? Отметить, какие слова были непонятны? 5. Демонстрирует слайд №10 (отрывок из фильма Эйзенштейна « Александр Невский»); задание: назовите чувства, которые вы испытали при просмотре фрагмента. 6. Задаёт вопрос: как вы думаете, почему русские воины одержали победы на берегу Невы и льду Чудского озера? 7. Демонстрирует слайд №11 Организует работу с рабочим листом (приложение 1), объясняет правила выполнения задания. Демонстрирует слайд №12 |
Определяют захватнические цели крестоносцев, называют дату, записывают её в тетрадь, высказывают своё мнение. Подготовленный ученик читает с выражением отрывок; -выполняют предложенные задания. Делятся впечатлениями. Называют причины (храбрость воинов, полководческое искусство Александра Невского). Работают в парах, результат проверяют по слайду, комментируют выполнение задания. |
7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) (2-3 мин.) |
Проблемная ситуация В 16 веке Александр Невский был причислен церковью к лику святых. По приказу Петра 1 в 18 веке прах Александра Невского был перезахоронен в Санкт- Петербурге в Александро-Невской лавре. В 1942г. Во время Великой Отечественной войны был учреждён орден Александра Невского. Демонстрация слайда №13 как вы думаете, кого награждали этим орденом? |
Высказывают свои предположения. |
8 этап. Рефлексия и оценивание (3-4мин). |
1. Задаёт вопросы: – Какую проблему мы ставили в начале урока? – Удалось ли её решить в ходе урока? 2. Организует рефлексию (упражнение «Плюс – минус – интересно») Предлагает ученикам заполнить таблицу из трёх граф (демонстрируется на доске). В графу «П»- «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке. В графу «М»-«минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 3. Выставляет и комментирует оценки. |
Сравнивают цель урока и полученные результаты – делают выводы
Заполняют таблицу, анализируют содержание урока с точки зрения ценности для себя.
Оценивают свою работу на уроке. |
9 этап. Домашнее задание (2 мин). |
Инвариантная часть: п.13, вопросы 1-5. Вариативная часть:
|