Урок истории по теме «Борьба Руси с западными завоевателями». 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о борьбе русского народа против западной агрессии в 13 веке;
  • создать условия для воспитания у учащихся патриотизма на основе информации о мужестве и самоотверженности русских воинов.

Планируемые образовательные результаты: 

1. Предметные: смогут назвать причины побед русского оружия в борьбе с западными завоевателями.

2. Метапредметные:

  • Познавательные: научить находить информацию в различных источниках, формулировать свою точку зрения по проблеме.
  • Регулятивные: продолжить формировать умение планировать свою деятельность, оценивать результаты учебной деятельности.
  • Коммуникативные: продолжить формирование способности сотрудничать с классом и учителем на уроке.

3. Личностные:

  • сформулировать и высказать своё мнение о роли личности в истории, о необходимости проявлять смелость в конкретных ситуациях;
  • утвердить ценностно-смысловую установку быть патриотом.

Словарь урока: Александр Ярославич (Невский), 15 июля 1240 г. – Невская битва; 5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище.

Ресурсы урока: 

  • учебник «История России с древнейших времён до кон. 16 века» 6 кл. (под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной);
  • карта « Борьба Руси с иноземными завоеваниями в 13 веке»;
  • мультимедийное оборудование
  • презентация (Приложение 2).

Ход урока 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент  (1 мин.)

Добрый день, ребята, я рада вас видеть. Надеюсь на эффективное сотрудничество. Видно, что у вас хорошее настроение и вы готовы к уроку.

2 этап. Проверка домашнего задания (5-6 мин).

Учитель раздаёт опросный лист с текстом на каждую парту. Задание классу: прочитать текст, найти ошибки и справить их.

«После смерти Чингисхана главой западного улуса стал его сын Батый. Свои походы Батый начал в 1235г., разорив Волжскую Булгарию. Затем монголы вторглись на территорию рязанского княжества. После того как рязанцы открыли ворота города, Рязань была разрушена.Затем были разорены Владимир и Москва, позже Новгород. Северо-Восточная Русь лежала в руинах. В следующем году монголы двинулись на территорию Западной Европы»

2. Демонстрирует слайд №2 и озвучивает задания

Работают в парах, озвучивают ошибки, дают верные ответы.

Выполняют задание, обмениваются тетрадями, сверяют с правильным ответом по слайду презентации.

3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) (3-4 мин.)

Проблемные вопросы.

В пер. пол. 13 века русские земли подверглись нашествию монголов. Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель? (записывает варианты на доске)

– Представим Русь в образе пахаря. Он стоит, отняв руки от сохи, взгляд его тревожен. Два всадника устремились на него. Один с Востока на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи и с натянутым луком – кто это?

– Другой – в железных латах и с пикой в руках. Обратитесь к легенде карты в учебнике на стр. и выясните, кто ещё в 13 веке совершал завоевательные походы на Русь?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

 

Называют причины.

 

 

Дают ответ.

Анализируют данные карты, дают ответ.

Общий вывод. На уроке пойдёт речь о борьбе Руси с немецкими рыцарями и шведскими феодалами, при этом будет уделено особое внимание полководческому таланту Александра Невского.

Тема урока – запись на доске «Борьба Руси с западными завоевателями»

Проблема (запись на доске) : «Почему Русь в схватке с монголо-татарами потерпела поражение, но смогла дать отпор завоевателям с Запада?»

Делают записи в тетради, участвуют в формулировании проблемы.

4 этап. Целеполагание и планирование. (2-3 мин.)

Вопрос классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему?

План урока (на доске):

  1. Причины вторжения немецких рыцарей и шведских феодалов.
  2. Невская битва.
  3. Ледовое побоище.

В результате урока вы сможете:

  • назвать основные события героической борьбы русских воинов с завоевателями
  • оценить полководческий талант А. Невского
  • ответить на вопрос: каковы причины победы дружины А. Невского над врагами?

Отвечают на вопрос, участвуют в планировании деятельности.

Как вы думаете, в каких источниках можно найти информацию, чтобы ответить на поставленные вопросы?

Высказывают версии ( учебник, документы, фильмы).

5 этап. Актуализация знаний (2 мин).

Задаёт вопросы для актуализации знаний:

– Кого называют героями?

– Приведите примеры героических поступков.

Отвечают на вопросы, приводят примеры.

6 этап ( 20 мин).

«Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Вопрос 1. Причины вторжения немецких рыцарей и шведских феодалов.

1. Организует работу с текстом учебника по группам. Делит класс на четыре группы (приём времена – года ученики наугад берут картинки с изображением природы в разное время года).

Задание:

С пунктом 1 параграфа 13 работают 1 и 2 группы, со 2-м пунктом 3 и 4. Участникам 1 и 3 групп необходимо по тексту сформулировать не менее 3-х вопросов.

2. Организует работу с дополнительной информацией (предоставляет слово ученику для сообщения)

Демонстрирует слайд №3

Задание: внимательно выслушайте сообщение и выясните, какие черты характера позволили Александру в 16 лет стать новгородским князем?

Знакомятся с информацией, формулируют вопросы. Задают вопросы ученикам из 2 и 4 групп, дополняют ответы.

 

– сообщение учащегося об Александре Ярославиче (2 мин).

– высказывают своё мнение.

Вопрос 2. Невская битва.

1. Предоставляет информацию.

 В годы владычества монголов единственным свободным городом на Руси оставался Новгород, через который проходил важнейший торговый путь, связывавший север Европы с Русью и странами Востока. Получив известие о нашествии монголов на северо-восточные земли, шведы решили воспользоваться ослаблением Руси. Для похода на Новгород были собраны значительные силы. Поход на Русь поддержали и католические священники, которые хотели обратить русских в католическую веру.

2. Демонстрируетслайд №4, рассказывает о сражении, обращаясь к схеме.

– Задание: познакомьтесь с документом на с. 112 учебника и назовите имена героев битвы.

 

Записывают в тетрадь дату сражения, читают отрывок, называют имена, объясняют, почему Александр Ярославич получил прозвище Невский.

Вопрос 3. Ледовое побоище.

1. Демонстрирует слайд № 6, поясняет действия немецких рыцарей и просит определить их цели 

2. Демонстрирует слайд №7, озвучивает задание, обучает приёмам аргументированного высказывания своей точки зрения.

3. Демонстрирует слайд №8 и предлагает высказать мнение: чем руководствовался Александр Невский, выбирая место сражения?

4. Демонстрирует слайд №9, просит прослушать стихотворение и сказать, что нового оно поведало о битве? Отметить, какие слова были непонятны?

5. Демонстрирует слайд №10 (отрывок из фильма Эйзенштейна « Александр Невский»); задание: назовите чувства, которые вы испытали при просмотре фрагмента.

6. Задаёт вопрос: как вы думаете, почему русские воины одержали победы на берегу Невы и льду Чудского озера?

7. Демонстрирует слайд №11

Организует работу с рабочим листом (приложение 1), объясняет правила выполнения задания. 

Демонстрирует слайд №12

Определяют захватнические цели крестоносцев, называют дату, записывают её в тетрадь, высказывают своё мнение.

Подготовленный ученик читает с выражением отрывок; -выполняют предложенные задания.

Делятся впечатлениями.

Называют причины (храбрость воинов, полководческое искусство Александра Невского).

Работают в парах, результат проверяют по слайду, комментируют выполнение задания.

7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) (2-3 мин.)

Проблемная ситуация

В 16 веке Александр Невский был причислен церковью к лику святых. По приказу Петра 1 в 18 веке прах Александра Невского был перезахоронен в Санкт- Петербурге в Александро-Невской лавре. В 1942г. Во время Великой Отечественной войны был учреждён орден Александра Невского.

 Демонстрация слайда №13

как вы думаете, кого награждали этим орденом?

 

 

 

Высказывают свои предположения.

8 этап. Рефлексия и оценивание (3-4мин).

1. Задаёт вопросы:

– Какую проблему мы ставили в начале урока?

– Удалось ли её решить в ходе урока?

2. Организует рефлексию (упражнение «Плюс – минус – интересно»)

Предлагает ученикам заполнить таблицу из трёх граф (демонстрируется на доске). В графу «П»- «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке. В графу «М»-«минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

3. Выставляет и комментирует оценки.

Сравнивают цель урока и полученные результаты

– делают выводы

 

Заполняют таблицу, анализируют содержание урока с точки зрения ценности для себя.

 

Оценивают свою работу на уроке.

9 этап. Домашнее задание (2 мин).

Инвариантная часть: п.13, вопросы 1-5.

Вариативная часть:

  • составить кроссворд на тему» Борьба Руси с западными завоевателями»
  • найти информацию о людях, награждённых орденом Александра Невского.