«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!»
А. Нивен
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и способов действий.
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания , умения учащихся по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
- Формирование навыков самостоятельной и творческой работы учащихся на уроке.
- Развитие математического мышления и логической речи учащихся;
- Выработать у учащихся умение к самоконтролю.
- Воспитание уважительного отношения к сверстникам.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (тестовые задания).
План урока:
- Организационный момент;
- Целеполагание;
- Актуализация опорных знаний и умений учащихся (устная работа);
- Творческое задание учащихся (тестирование)
- Решение примеров и уравнений
- .Итог урока: самостоятельная работа – контроль знаний;
- Рефлексия;
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Проверка опорных теоретических знаний по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».
Фронтальный опрос
Сейчас вам придется ответить на ряд вопросов, отмечая правильные ответы в оценочной таблице:
- Что представляет собой координатная прямая?
- Какие числа называются противоположными?
- Какие числа называются целыми?
- Что называют модулем числа?
- Чему равен модуль положительного числа?
- Чему равен отрицательного числа?
- Чему равен модуль нуля?
- Какое из двух отрицательных чисел считают большим?
- Какими числами выражается увеличение, уменьшение любой величины?
- Чему равна сумма противоположных чисел?
- Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.
- Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.
- Каким действием можно заменить вычитание числа b из a?
- Как найти длину отрезка на координатной прямой?
2. Практическая часть.
Работа ведётся с тремя группами (сформированы по степени усвоения темы). Учащиеся 2 и 3 группы выполняют тестирование самостоятельно по карточкам.
Ребята первой группы работают совместно с учителем, учащиеся решают по очереди, проговаривая подробно решение вслух.
Пока решают учащиеся 1 группы, проверяются решение заданий 2и 3 групп (по готовому компьютерному слайду).
После проверки выполнения теста учащиеся 2и 3 групп получают новые задания (если необходимо, то проводится инструктаж по их выполнению).
Пока решают задания учащиеся 2 и 3 группы, 1 группа заканчивает работу с учителем. Далее совместно с учителем решают следующие задания.
Запишите сумму чисел, раскрыв скобки.
-(-5) + (-7)=
+(-4) – (-9) – (+9) + (+14)=
-(-(-14)) – (+(-12)) – (-(+11)=
0 – (+а) – (-с) + (-а) + (+с)=
Затем учащиеся 1 группы решают самостоятельно:
-20 + 9,7 =
24 – 27 =
-2 + 3 =
63 – 100 =-10,3 + 15,6 =
-58 +95 =
-12 + 11, 5 =-10 + 10,5 =
-0,2 – 1 =108 – 102,7 =
28 – 22,7 =
-5,2 + 7,2 =
Проверяются решения заданий 2 и 3 группы (слайд).
После проверки решения заданий во всех группах учащиеся выполняют самостоятельную работу.
Карточка №1
- Сравните значения выражений: 3,87 + (-2,63) и 5,29 + (-3,59) ( 1б)
- Вычислите: 5,4 + (- 3,7) + ( - 4,2) (1б)
- Вычислите: : 3,7 – х = -2,3 (2б)
- Замените звездочки знаками «+» или « - » так, чтобы получились верные равенства: - 6,1 * (- 2,3 )* 3,8 = 0 ( 3б)
Карточка №2
- Сравните значения выражений: - 7,35 +4,54 и -4,68 + 3,46 (1б)
- Вычислите: 12,8 + (- 3,5) + ( - 7,6) (1б)
- Вычислите : х – 3,9 = -2,7 ( 2б)
- Замените звездочки знаками «+» или « - » так, чтобы получились верные равенства: 3,9 * 7,4 * ( - 9,3) = - 12,8 (3б)
Проверка самостоятельной работы по образцу.
Карточка №1
- Сравните значения выражений: 3,87 + (-2,63) < 5,29 + (-3,59)
- Вычислите: 5,4 + (- 3,7) + ( - 4,2) = - 2,5
- Вычислите: 3,7 – х = -2,3 х = 6
- Замените звездочки знаками «+» или « - » так, чтобы получились верные равенства: - 6,1 - (- 2,3 ) + 3,8 = 0
Карточка №2
- Сравните значения выражений : - 7,35 +4,54 < -4,68 + 3,46
- Вычислите: 12,8 + (- 3,5) + ( - 7,6) = 1,7
- Вычислите : х – 3,9 = -2,7 х = 1,2
- Замените звездочки знаками «+» или « - » так, чтобы получились верные равенства: 3,9 - 7,4 + ( - 9,3) = - 12,8
Оценки за самостоятельную работу.
3 балла – « 3»
4 балла – «4»
5 баллов и выше – «5»
Учащиеся заполняют оценочную таблицу , получают оценки.
Домашнее задание.
Повт. п.31-34, №1113, 1116, подготовиться к контрольной работе
Урок хочется закончить стихами
Есть науки хороши
Для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно.
Для развития ума предназначена она -
Математика.
Это было, это будет, это вечно!
Рефлексия.
- На уроке я работал активно / пассивно
- Своей работой на уроке я доволен / не доволен
- Урок для меня показался коротким / длинным
- За урок я не устал / устал
- Моё настроение стало лучше / стало хуже
- Материал урока мне был понятен / не понятен, полезен / бесполезен
- Домашнее задание мне кажется лёгким / трудным, интересно / не интересно
Урок окончен.
Карточка учета
Название этапа | Проверка опорных теоретических знаний | Тестирование | Задания | Самостоятельная работа |
Количество баллов |