Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.
Задачи:
- воспитание культуры поведения;
- познакомить с понятиями: «пассажир», «общественный транспорт»;
- познакомить с видами общественного транспорта;
- повторить правила дорожного движения;
- развивать мышление, речь, внимание.
Оборудование: аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем», сигнальные светофоры, условные знаки: солнышко, тучка, солнышко с тучкой, импровизированный автобус, колокольчик, презентация (у автора).
Подготовительная работа: изготовление сигнального светофора.
План занятия:
- Организационный момент
- Упражнение «Моё настроение»
- Сообщение темы и цели занятия
- Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
- Беседа о правилах дорожного движения
- Основная часть
- Загадки «Общественный транспорт»
- Словарная работа
- Физминутка Игра «Светофор»
- Решение этикетных задач
- Игра «Разрешается – запрещается»
- Итог занятия
- Рефлексия
- Упражнение «Моё настроение»
Ход занятия
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Примечание |
1. Организационный момент Цели:
|
||
– Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Упражнение «Моё настроение». Я прошу вас ответить на вопрос: с каким настроением вы пришли на занятие, но обозначить своё настроение вам нужно с помощью условного значка. Воспитатель также принимает участие. – Мы с вами составили карту нашего настроения. |
Дети выбирают и прикрепляют на доску свой значок |
На столе разложены условные знаки (солнышко, тучка, солнышко и тучка) |
2. Сообщение темы и цели занятия Цели:
|
||
– Наше занятие я предлагаю начать с разминки «Это я, это я, это все мои друзья!». Я прочитаю вам вопросы, а вы, если поступаете так, как здесь говорится, говорите: «Это я, это я, это все мои друзья!». Правила понятны? Начинаем.
– Молодцы! Беседа – Скажите, а что мы сейчас с вами вспомнили? – А кому нужны правила дорожного движения? – Ребята, я предлагаю вам совершить поездку на автобусе. Автобус уже ждёт нас на остановке. Вы согласны? Проходите и рассаживайтесь по местам. – Когда мы с вами сели в автобус, кем мы стали? – А кто такие пассажиры? – Для пешеходов и водителей есть правила дорожного движения, а для пассажиров есть какие-то правила? – Вот об этих правилах мы сегодня и поговорим. И я предлагаю вам проехать в школу «Юных пассажиров» |
Если правило соответствует норме, дети говорят: «Это я, это я, это все мои друзья!». Если же какие-либо из правил не соответствуют норме, тогда дети молчат.
Правила дорожного движения. Пешеходам и водителям.
Дети проходят и рассаживаются по местам. Пассажирами Пассажир – лицо, которое пользуется для передвижения каким-либо транспортом и не управляет им. Да Ребенку, который занял место водителя, вручается руль и он имитирует действия водителя |
Импровизированный автобус из стульев Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Звучит песня «Мы едем, едем, едем..» |
3. Основная часть Цели:
|
||
– Итак, остановка «Школа юного пассажира». Мы доехали до места назначения, прошу всех на выход. – Ребята, мы в «Школе юных пассажиров». Здесь, как и в обычной школе, проходят уроки. Слышите, звенит звонок, и я приглашаю вас на первый урок. – Ребята, предлагаю вам отгадать загадки.
– А как можно одним словом назвать все отгадки? – А что же такое общественный транспорт?
– Наш первый урок окончен. Перемена. Физминутка Игра на внимание «Светофор» – Я предлагаю вам поиграть. Я буду показывать вам цвета светофора. Когда светофор горит красным цветом, вы должны стоять тихо. Если желтый цвет, вы хлопаете в ладоши. Когда зеленый – топаете. – Ребята, слышите, звенит звонок. Начинается второй урок. На этом уроке мы с вами будем решать этикетные задачи. Слушайте меня внимательно.
– В салон автобуса вошли два пассажира: серый Волк с двумя огромными сумками и длинноухий Зайка. Увидев два свободных места, Волк тут же сел на одно из них, а на второе поставил свои сумки. Помогите маленькому Зайке найти место в автобусе. Что не так сделал волк? – Медвежата ехали в гости к бабушке в переполненном автобусе. По дороге они рассказывали друг другу интересные истории и так увлеклись, что чуть не проехали свою остановку. Пробираясь к двери, медвежата нечаянно толкнули дяденьку Лося, отдавили лапу тете Лисе и свалили на пол малыша Бельчонка. Какие грубые ошибки допустили медвежата? Как избежать подобных ошибок?
– Наш урок окончен. Перемена. Я предлагаю вам поиграть в игру «Разрешается – запрещается». Я буду называть действия пассажиров, а вы отвечайте «Разрешается» - хлопаете, или «Запрещается» - топаете.
Молодцы! Все правильно ответили. |
Дети «выходят» и рассаживаются по своим местам
Автобус
Трамвай
Троллейбус
Электричка
Метро
Общественный транспорт Общественный транспорт — это маршрутные транспортные средства. Они перевозят людей по дорогам и движутся по установленному маршруту с обозначенными остановками.
Дети выполняют соответствующие цвету действия
Нужно уступить бабушке место и сказать: «Садитесь, пожалуйста»
Женщине с ребёнком тоже нужно уступить место и сказать: «Прошу Вас, присаживайтесь»
Мороженное в транспорте не кушают, так как можно испачкать костюм пассажиров
Сумку с плеча нужно снять, чтобы не мешать другим пассажирам
Нельзя занимать свободные места сумками. Сумки можно поставить на пол у своих ног или держать на коленях. В транспорте нужно быть собранным и внимательным. К выходу нужно готовиться заранее, спрашивая у впереди стоящих пассажиров: выходят ли они на следующей остановке. Если пассажиры не выходят, нужно извиниться и обратиться с просьбой пропустить вас. Причинив неудобства пассажирам, не забудьте извиниться. Дети выполняют соответствующие действия |
Слайд 4 Звенит звонок
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Звенит звонок с урока
Цвета светофора
Звенит звонок на урок
Звенит звонок с урока |
4. Итог занятия Цель: создать условия для выявления уровня освоенности рассмотренного материала |
||
– Наши занятия подошли к концу. Нам пора возвращаться домой. Занимайте свои места в автобусе. Помните, что воспитанные пассажиры не толкаются, мальчики пропускают девочек вперед. Водитель, займите свое место в кабине. А теперь остальные проходите. – Остановка «Детский дом». Выходите, ребята. Помните о правилах поведения. – Что вы узнали на уроках в «Школе юных пассажиров»? – Было ли это занятие интересным?
– Узнали вы что-то новое на занятии? – Было ли это занятие для вас нужным, полезным, важным? – Давайте посмотрим на карту нашего настроения. Вспомните своё настроение в начале занятия, не изменилось ли оно сейчас? Если у кого-то изменилось, поменяйте картинку. – А у меня настроение хорошее. Вы все сегодня молодцы. Всем спасибо. |
Дети садятся на свои места Правила поведения пассажиров Дети показывают сигнал:
Красный – нет, зеленый – да. Красный – нет, зеленый – да, желтый – не всё было полезным. |
Слайд 10
Слайд 11
Дети используют сигнальный светофор |
Используемая литература:
- «Уроки вежливости» комплект наглядных пособий, Харьков, «Ранок», 2007.
- И.В. Мирошниченко «Путешествие в страну Вежливость», Харьков, «Ранок», 2006.