На экранах телевизоров показывают много развлекательных игр для детей и подростков. Например: “Умники и умницы”, “Звёздный час”, “Крестики – нолики”, “Кто умнее пятиклассника?” и т.д. и т.п. Названия некоторых из них можно использовать для проведения внеклассных мероприятий. Мероприятия такого типа – приём введения в занятия по физике элементов игры. Они основаны, как правило, на групповой деятельности учащихся, вследствие чего ценна как средство воспитания коллективизма, чувства личной ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом: ведь никому не хочется в глазах друзей оказаться несостоятельным и подвести их своим незнанием или неумением. Внеклассные мероприятия бывают разными по содержанию, структуре, форме организации; разной может быть и их роль в учебно-воспитательном процессе.
В 8 классе после изучения раздела “Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества” предлагаю провести игру “Крестики – нолики”, которая очень нравится учащимся. Сценарий игры очень прост. Перед началом мероприятия на интерактивной доске вычерчивается план-сетка с девятью секторами (если нет возможности, то на обычной доске). Каждый сектор имеет своё название (спорт, кухня, техника и т.д.) и к каждому сектору прилагаются карточки с тремя вопросами. Названия секторов могут быть различными, т.е. из разных областей наук. Это позволяет проверять знания и умения учащихся на более глубоком уровне и находить связь между физикой и жизнью. Учащиеся отвечают на вопросы и, учитывая степень полноты и правильности ответа, сектора зачёркиваются либо крестиком, либо ноликом. Третий вопрос является резервным.
Эта игра позволяет осуществлять межпредметную связь в учебном процессе, что позволяет организовать системный подход в обучении, и что очень важно, подбором тематик секторов и вопросов показать учащимся жизненную важность изучения того или иного материала.
В разработке предусмотрены задания для игры с болельщиками, пока команды обсуждают и готовят ответы на вопросы. Презентация “Знаешь ли ты учебник физики?”, загадки, шарады, анаграммы, метаграммы и логогрифы. Всё это вместе позволяют провести игру интересно и увлекательно.
Игра “Крестики-нолики”
Техника | Кухня | История |
Животный мир | Спорт | Строительство |
География | Медицина | Сельское хозяйство |
Техника
- Почему при недостаточной смазке выплавляются шатунные и коренные подшипники трактора?
- Кроме красоты и требований гигиены, какие другие есть ещё соображения, что холодильники изнутри и снаружи красят в белый цвет?
- Почему при заточке инструментов на наждачном круге необходимо охлаждать их водой?
Кухня
- Опытные хозяйки, прежде чем наливать в стакан крутой кипяток, опускают в него чайную ложку. Для чего?
- Почему при варке варенья предпочитают пользоваться деревянной ложкой, а не металлической?
- Когда скорее остынет чайник с кипятком: когда чайник поставлен на лёд или когда лёд положен на крышку чайника?
История
- Люди научились обрабатывать бронзу раньше, чем железо. Почему?
- На каком явлении основан способ добычи огня древними людьми?
- Кто впервые изобрёл прототип современного термометра?
Животный мир
- Почему при облучении инфракрасными (тепловыми) лучами жучков паразитов в зерне они погибают, а зерно нет?
- Каково назначение толстого слоя подкожного жира у китов, тюленей и других животных, обитающих в водах полярных морей?
- Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?
Спорт
- Почему, если быстро скользить вниз по шесту или канату, можно обжечь руки?
- Почему коньки легко скользят по льду, а по стеклу, поверхность которого более гладкая, на коньках кататься невозможно?
- Когда парусным спортивным судам удобнее входить в гавань – днём или ночью?
Строительство
- Для чего используют пористые материалы (пенопласт, поролон, керамзит, опилки и др.) в строительстве?
- Почему при вбивании гвоздя его шляпка нагревается слабо, а когда гвоздь уже вбит, то достаточно нескольких ударов, чтобы сильно нагреть шляпку?
- Зачем канализационные и водопроводные трубы зарывают в землю на значительную глубину?
География
- В северных районах ранней весной иногда поверхность почвы посыпают измельчённым торфом, тонко молотым углём, сажей или покрывают чёрной бумагой. Для чего это делают?
- Климат островов умереннее и ровнее, чем климат больших материков. Почему?
- Зачем в странах Средней Азии местные жители во время сильной жары носят шапки-папахи и ватные халаты?
Медицина
- Медицинские грелки наполняют тёплой водой, а не тёплым воздухом. Почему?
- Почему врачи не рекомендуют сразу же после приёма горячей пищи принимать холодную?
- Почему потный человек на ветру может легко простудиться?
Сельское хозяйство
- Механизаторы внимательно следят, чтобы солома не навивалась на валы зерноуборочных машин (комбайнов, жаток). Почему?
- Почему снегозадержание, проводимое на полях в засушливых областях страны, не только хорошее средство накопления влаги в почве, но и средство борьбы с вымерзанием озимых посевов?
- В низинах растения чаще гибнут от заморозков, чем на возвышенностях. Почему?
Презентация “Знаешь ли ты учебник физики?” для игры с болельщиками состоит из слайдов-рисунков по учебникам физики. Рисунки иллюстрируют важнейшие выводы, законы, практическое применение явлений и закономерностей. Эта игра позволяет на наглядном материале выяснить, как хорошо знают учащиеся изучаемые учебники и иллюстрации в них (проверяется умение по рисунку определять наблюдаемое явление, сформулировать вывод или закон и указать практическое применение явления). Загадки, шарады, анаграммы… предназначены для выявления и развития общего кругозора учащихся. (Приложение 1)
Загадки
Найдите подходящие по смыслу слова, расставьте их вместо пропусков.
- В чём сущность явлений? – на это ответ
Искал сиракузский мудрец ….. . - Быстрей ли то падает, что тяжелей?
И это проверить решил…. . - “Сложен мир из мельчайших частиц” -
Так считал древний грек….. . - Как пишется “камень”, научит грамматика.
Размеры и форму найдёт математика.
А …. массу отыщет и вес.
(Архимед, Галилей, Демокрит, физика)
Шарады
Шарада – это загадка, ответ на которую разгадывается по частям. Например, два слова МЫШЬ и ЯК, соединяясь между собой, образуют в целом слово МЫШЬЯК.
- Наше первое увидишь
В математике не раз,
А второе – мера веса,
Отменённая у нас.
С целым можешь, бросив страх,
Птицей реять в облаках. - Три первые буквы на охоте
На выстрел отклик свой дают.
Приставьте то к ним, чем на флоте
До дна морского достают:
Я удивительный прибор
Для измерения глубин.
(пи-лот, эхо-лот)
Анаграммы
Анаграмма – слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова или словосочетания, например ЛИСА-СИЛА.
- Такое время года вы любите не зря:
Хорошая погода, походы, лагеря…
Но буквы поменяй местами -
И мы предмет получим с вами. - Я дерево. В родной стране
Найдёшь меня в лесах повсюду.
Но слоги переставь мои -
И воду подавать я буду. - Слева направо прочитаешь:
Зимой на печке он сидит.
Читай обратно и узнаешь:
Без ног по проводу бежит.
(лето-тело, сосна-насос, кот-ток)
Метаграмма
Метаграмма – разновидность загадки, в которой из загадываемого слова путём замены одной буквы другой получается новое слово, например МЕЛЬ-МОЛЬ.
- Я сибирская река,
Широка и глубока.
Букву “Е” на “У” смени-
Стану спутником Земли. - С “М” - единица,
С “Б” я в больнице,
С “Р” я на сцене,
А с “С” на столе. - Я важный элемент в таблице.
Но стоит букве измениться -
И я всем сёлам, городам
Любую новость передам.
(Лена-Луна, моль-боль-роль-соль, радий-радио)
Логогрифы
Логогрифом называется слово-загадка, меняющее своё значение при отнимании или прибавлении букв, например ЗАРЯ-ЗАРЯД.
- Я металл, меня ты знаешь:
Мощь громадная во мне;
Если “Б” ко мне добавишь,
Небо скрою в снежной мгле. - Я с полки книгу взял, прибавил “А” -
И превращенье вдруг свершилось сразу:
От книги не осталось и следа
И даже в микроскоп не видно глазу. - В планету поместите слог -
И ветер воздух всколыхнёт.
Его сильнее не найти:
Он всё сметает на пути.
(уран-буран, том-атом, уран-ураган)
Литература
- Селезнёв В.И. Увлекательная физика. – М.: Новая школа, 1997.
- Браверман Э.М. Урок физики в современной школе. – М.: Просвещение, 1993.
- Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1976.
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9. – М.: Просвещение, 2006.