Знакомство с электронными таблицами

Разделы: Информатика


Учебно-методическое обеспечение: Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/Л. Л. Босова. - 3-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 229 с.

Время реализации: 40 мин.

Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся создавать, редактировать и выполнять простейшие вычисления в электронных таблицах.

Образовательная цель: расширение представлений учащихся о табличных информационных моделях, об электронных таблицах.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Используемые методы: создание ситуации познавательной новизны, наглядный (демонстрация программы Excel, презентация), практический (выполнение практической работы).

Методы контроля: фронтальный опрос, наблюдение за содержанием ответов, за выполнением практической работы, самоконтроль по образцу.

Оборудование.

Наглядные пособия: презентация к уроку.

Раздаточный материал: Приложение 1 "Электронная таблица Microsoft Excel", Приложение 2 "Практическая работа", Приложение 3 "Рефлексия".

Технические средства обучения: компьютерный класс, оснащённый операционный системой Windows, Microsoft Office Excel, проектор, экран.

Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихся УУД
1. Орг. момент

(1-2 минуты)

Приветствует учащихся.

Предлагает проверить готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные действия: нравственно-этическая ориентация.
2. Актуализация знаний. (4-5 минут) 1. Какие преимущества обеспечивают табличные модели по сравнению со словесным описанием?

2. Какие таблицы называют вычислительными?

3. В таблицах какого типа можно проводить вычисления?

4. В какой жизненной ситуации могут оказаться полезными вычислительные таблицы? Приведите примеры.

6. Одна из жизненных ситуаций была предложена вам в д/з (зад.2 раб. 7 на стр. 186) Как вы с ней справились?

7. Сформулируйте основные признаки вычислительных таблиц.

Отвечают на вопросы.

Сравнивают выполнение д/з с образцом на слайде и выставляют себе оценки.

Формулируют основные признаки вычислительных таблиц:

- значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы;

- может содержать итоговую строку (графу);

- в итогах размещаются суммы чисел из соответствующих граф (строк), которые должны иметь смысл.

Регулятивные действия: контроль, коррекция, оценка.
3. Постановка учебной задачи. (4-5 минут) С одной из жизненных ситуаций мы поработаем сегодня на уроке. Кто хоть раз участвовал дома в ремонте? Если нет, то представим, что нам предстоит ремонт. Высказывания детей. Регулятивные действия: целеполагание, планирование.

Познавательные действия: постановка проблемы.

Что люди делают в самом начале ремонта, когда подготовили комнаты: вынесли мебель, ободрали старые обои? Закупают стройматериалы.
Как определить сколько рулонов обоев нужно купить? Подсчитать площадь стен, площадь обоев и определить количество рулонов по формуле Sстен / Sрул = К + 1 запасной рулон.
Если у вас не одна комната, а три или больше. Как удобнее производить расчеты? В вычислительных таблицах.
Вспомните как мы создавали вычислительные таблицы в Word и как использовали формулы?

Для обработки какой информации создан текстовый процессор Word?

Задавали кол-во строк и столбцов, заносили нужную информацию, вводили формулы.

Для обработки текстовой информации.

В наборе стандартных приложений Microsoft Office есть специальная программа для автоматизации обработки данных, представленных в табличной форме. Как она называется? Excel.
Как выдумаете, что мы будем делать на уроке?

Для чего будем знакомиться с Excel?

Изучать Excel.

Чтобы создать таблицу подсчёта количества рулонов обоев для ремонта.

4. “Открытие нового знания”. (7-8 минут) Рассказ о структуре электронных таблиц Excel. Работа с карточкой (Приложение 1). Познавательные действия: общеучебные.
5. Первичное закрепление. (4-5 минут) Предлагает обменяться с соседом по парте и проверить заполненные карточки (Приложение 1).

Оценивает работу у доски.

Трое учеников выходят по очереди к доске и рассказывают как справились с заданием (перечисляют элементы окна, виды указателей мыши, смежные и несмежные диапазоны) с помощью слайдов в презентации. Регулятивные действия: коррекция при необходимости. Коммуникативные действия: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль. (4-5 минут) Предлагает разделиться на три группы, выбрать вожатого и создать таблицу "Объект комната" (Приложение 2). Создают таблицу "Объект комната" в группах. Участники группы могут обращаться за помощью к вожатому, вожатые групп могут советоваться между собой и с учителем. Регулятивные действия:

Самоанализ и самоконтроль.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 минут) Закончили мы работу, ответили на вопрос "Сколько нужно рулонов обоев для комнаты?"

Сообщает, что дети, которые правильно выполнят задание, получат оценки.

При наличии времени учитель даёт дополнительное задание по форматированию таблиц (Приложение 2).

Предлагают по аналогии:
  1. Создать таблицу "Объект рулон".
  2. Оформить формулу для нахождения количества рулонов: = Целое(Sстен / Sрул) +1
Познавательные действия: общеучебные, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества.

8. Рефлексия деятельности Предлагает заполнить карточку рефлексии (Приложение 3). Заполняют карточку рефлексии (Приложение 3). Регулятивные действия: контроль, саморегуляция.
9. Итог урока. (2-3 минуты) Чему вы научились сегодня на уроке?

Как вы думаете все ли возможности Excel мы рассмотрели?

На следующем уроке мы продолжим работу, но для этого вам нужно потрудиться дома.

Ответы учащихся.

Записывают Д/З: РТ № 43 стр. 59 (выучить элементы окна Excel);
придумать таблицу к заданию 4 работы №8 компьютерного практикума

Регулятивные действия: целеполагание.