Оглавление
Пояснительная записка
Преамбула к уроку
Технологическая карта урока
Список литературы
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Пояснительная записка
Целью курсовой работы является разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС на основе реализации системно-деятельностного подхода.
Системно-деятельностный подход – технологическая основа Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, который ориентирован на развитие у учащихся способов выполнения различных видов деятельности, что позволяет учащимся видеть различные ситуации в поле возможных собственных действий по ее преобразованию, делая учащихся более свободными при выполнении действий в новых ситуациях.
Основными принципами обучения являются:
- Приоритет деятельности учащихся перед трансляцией знаний.
- Создание учениками собственных материальных продуктов деятельности.
- Открытая коммуникация , понимаемая и как возможность демонстрации учащимися продуктов образовательной деятельности, так и совместная деятельность по созданию этих продуктов.
- Индивидуальность образовательной траектории , понимаемая как возможность использования вариативных информационных источников и технологических инструментов.
Задачей учителя в рамках урока является создание учебной ситуации как системы внешних условий, побуждающих учащихся к их преобразованиям, к деятельности. Результатом учебной деятельности должен стать учебный продукт, например: описание объекта, которое представлено в виде таблицы, схемы, карты, выводы, представленные в письменной форме, по результатам просмотра экспериментов по изучению свойств объектов, составление классификаций, сопоставление и сравнение объектов. Информационным продуктом может быть презентация, блог, текстовый документ, гипертекстовый документ, отражающий результаты индивидуальной или коллективной информационно-поисковой деятельности школьников. Творческим продуктом является эссе, в котором представлен собственный взгляд на научную проблему и способ ее разрешения. При решении задач социального характера ? создание простейших моделей (описательных, функциональных) объектов и процессов в виде изображений, чертежей, анимационных объектов и др., например, технических устройств, социальных объектов (зимний сад, виртуальный дом и др.).
Этапами организации учебной деятельности должны быть следующие:
- Знакомство с предлагаемой учебной ситуацией и ориентировка в ней.
- Выполнение действий с объектами (исследование, преобразование), адекватные целям разрешения ситуации.
- Фиксация результатов в виде знаковой модели.
- Представление результатов группе, их оценка.
Таким образом, системно-деятельностный подход требует представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности, обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи, выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.
Основной результат нового подхода к обучению – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.
В разработанном мною уроке достижение результатов обучения планируется за счет использования приемов проблемно-диалогической образовательной технологии и технологии развития критического мышления.
Обучение в диалоге – образовательная технология, которая решает задачи приобретения учащимися глубоких знаний по учебным предметам на основе организации различных видов коммуникативного взаимодействия.
Технология обучения в диалоге создает условия
обучения свободно, тактично вступать в диалог,
последовательно и четко излагать свои мысли,
толерантно отстаивать свою точку зрения, слушать
собеседника и вслушиваться в его доводы.
Проблемно-диалогический урок имеет следующую
структуру:
1) создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками;
2) актуализация учениками своих знаний на основе новых знаний;
3) поиск решения проблемы учениками;
4) выражение решения;
5) применение знаний учениками.
Цель такого урока - обучить самостоятельному решению проблем, средство - открытие знаний вместе с детьми. Какие универсальные учебные действия прежде всего развивает проблемный диалог? Организационные – умение решать проблемы; коммуникативные – вести диалог с другими людьми; интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы, анализировать полученные результаты, оценивать свою деятельность в ходе урока.
Цель технологии развития критического мышления ? развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения работать с информацией, анализировать различные аспекты проблемы, то есть, позволяющих учиться самостоятельно.
Работа в рамках данной технологии позволяет осуществить рефлексивное взаимодействие и на этапе совместной постановки цели, и на этапе совместной деятельности, и на этапе осмысления результатов деятельности. Таким образом, урок выстраивается как совместная целенаправленная деятельность учителя и ученика. Это обеспечивает условие для развития личности ученика.
Для организации групповой работы мною выбран прием решения проблемы “Денотатный граф”. Денотатный граф ? способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия темы ? модель. К нему из текста подбираются глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки, обозначающие действия. К глаголам подбираются характеристики, выраженные прилагательными или другими частями речи. Образуется сочетание: ключевое слово, глагол, другая часть речи, характеризующая основные признаки ключевого понятия (граф может дробиться и разветвляться по мере чтения учебника).
При работе с денотатным графом ученик получает возможность научиться следующим универсальным учебным действиям:
- Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное.
- В процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Этот прием многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, помогает овладеть умением учиться самостоятельно.
Преамбула к уроку
Урок разработан мной в рамках системно-деятельностного подхода и учитывает требования, предъявляемые к современному уроку ФГОС.
Урок разработан для подачи материала на базовом уровне в 6 классе при учебном плане 2 часа в неделю (70 учебных часов в год).
Для проведения урока необходим раздаточный материал (приложения №1-№4), демонстрационное оборудование для показа учебной презентации, учебник “Информатика. Учебник для 6 класса” авторов Л.Л. Босовой и А.Ю. Босовой (см. список литературы).
Технологическая карта урока “Модели и моделирование”
Цели урока: предметные:
- формировать представления о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
- формировать представления о моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
- продемонстрировать вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
метапредметные:
- формировать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;
- формировать навыки сотрудничества со сверстниками
- критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
личностные:
- вырабатывать ответственное отношение к труду;
- осознавать необходимость критического осмысления результатов своей деятельности.
Список литературы
- Асмолов А.Г. и др “Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя” ? М, Просвещение, 2014.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. “ Информатика. Учебник для 6 класса” ? М, Бином, Лаборатория знаний, 2013.
- Ермолаева М.Г. “Современный урок: анализ тенденции возможности” ? СПб, КАРО, 2011.
- Муштавинская И.В. и др. “Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС” ? СПб, КАРО, 2014.
Электронные ресурсы:
- www.school-collection.spb.ru
- http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/eor6/posters/6-9-1-modeli.jpg
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000009db-1000-4ddd-dfe7-460047fe08b1/00.swf
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/707de005-32ba-45bc-ba85-b562adc729de/93.swf
- http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/782d97dc-3be7-41b7-a4c6-
1c60fcaf4f21/%5BPH10_01-001%5D_%5BPK_03%5D.swf - http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/03a4baaa-284b-4e9a-9303-58cd9e83f2a1/7_194.swf
Приложение 1
Выбери модели среди объектов:
фото | скелет | муляж яблока | река |
бассейн | автомобиль | кукла | кодовый замок |
ручка | мультфильм | схема метро | ежедневник |
выкройка фартука | песня | часы | паспорт |
Приложение 2
Укажи модели для решения задачи:
Натурная модель | Информационная модель |
1. Родители хотят объяснить своему ребенку, что такое самолет | |
2. Пассажир хочет выбрать место в салоне самолета | |
|
|
3. Будущего пилота необходимо научить управлять самолетом | |
|
|
4. Инженер-конструктор представляет новую по конструкции модель самолета | |