Цель: развитие познавательной активности учащихся.
Задачи:
познакомить учащихся с игрой “Произвольный префикс”;
развивать письменную и устную речь учащихся; мыслительные процессы
анализа, синтеза; логическое мышление, образное мышление, память;
воспитывать у учащихся качества личности, необходимые современному, деловому человеку.
Тип урока: нетрадиционный.
Вид урока: изучение нового и применение новых знаний на практике.
Оборудование: денежные купюры, названия банков, предметные картинки и их названия, названия профессий; ватман, карандаши, фломастеры, маркеры и т.п.; таблица “префиксов”; таблица “ЗУХ”; повязки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Психологический настрой.
“На что похоже настроение?”
- Встанем в круг. Вы по очереди говорите, на какое время года, природное явление, погоду похоже ваше сегодняшнее настроение. Например: “Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?”
- Обобщая ваши ответы, можно сказать, что сегодня у вас настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д.
“Все в твоих руках”
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладони бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу.” Мудрец посмотрел на него, подумал и сказал : “Все в твоих руках”.
- В наших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание.
2. Формулирование темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны разных наук, познакомимся с игрой “Произвольный префикс”. А также будем учиться быть современным человеком, который должен уметь думать, рассуждать, находить нестандартные решения, доказывать и отстаивать свою точку зрения.
- Каким Вы хотите видеть наш урок? А Вы поможете мне его провести?
- Ну, что ж, коллеги, в добрый путь! Я жду от вас красивых мыслей!
3. Вхождение в тему.
- Перед вами на доске предметы.
Задание будет таким: нужно классифицировать все данные предметы (подсказка: названия предметов подписаны снизу) по группам, записать каждую группу предметов в отдельный столбик и дать общее название, т.е. обобщить их.
Одежда | Животные | Экономические понятия | |
пальто | собака | биржа | рынок |
сапоги | лисица | бизнес | деньги |
платок | заяц | акции | ценные бумаги |
4. Работа по теме.
Метод отсекающих вопросов.
- Любите ли вы играть? Я хочу предложить вам поиграть в игру “Да - Нет”.
- Используя метод отсекающих вопросов, вы должны угадать, о каком предмете сегодня будет идти речь на уроке:
- Это едят?
- Это обувают на ноги? Одевают на голову?
- Там продают и покупают?
- Это то, чем расплачиваются за покупки? и т.д.
- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? Верно – это ДЕНЬГИ.
- Говоря о деньгах, мы не можем не говорить о домах, где работают деньги.
Думаю, что вы догадались. Что это БАНКи.
“Корзина идей”.
- Как, по-вашему, могут работать деньги, ведь они бумажные?
- Ваши предложения и идеи будем складывать в “Корзину идей”.
Разгадай анаграмму.
- В каждом таком учреждении работают не только деньги, но и люди различных профессий. А вот люди каких профессий, я предлагаю вам расшифровать:
дензипрет - президент,
цеви претзиден - вице президент,
джермене - менеджер (распределитель),
рекдитор - директор.
- Как вы думаете, чем они занимаются? (Выступление детей со своими сообщениями)
Деление на группы.
- Хотели бы вы побывать в роли президента банка, вице президента, менеджера и т.д.?
- Я предлагаю вам сейчас организовать банк. В этом нам помогут бумажные купюры.
Вам необходимо собрать купюру, и каждый из вас будет знать к какой группе – БАНКу он будет относиться; на оборотной стороне купюры прочитайте, какая у вас должность в “банке”.
Жеребьёвка групп.
- Группы сформированы, но любой банк имеет название. Проведём небольшую жеребьёвку. Подойдите президенты групп, каждый из вас не глядя выберет название своей группы – БАНКА:
банк “Финансовый магнат”;
банк “Kid - bank”;
клан “Фальшивомонетчик”;
банк “Teacher - bank”.
Составление рекламы.
- Группы-банки организованы, теперь необходимо привлечь к себе клиентов.
Что нам в этом может помочь? Вы правы – это РЕКЛАМА.
- На дом вам было дано творческое задание: подумать макет рекламы для банка.
Сейчас вы должны за самое короткое время нарисовать рекламу для своего банка, по окончании президенты расскажут о своей рекламе.
- Клану фальшивомонетчиков предлагается также придумать рекламу, для своих клиентов.
Написание “синквейна”.
- К нарисованной рекламе каждый член группы – банка составляет и записывает “синквейн” - стихотворение из пяти строк:
1 стр. – существительное (тема)
2 стр. – два прилагательных (по теме)
3 стр. – три глагола (по теме)
4 стр. – фраза – личное отношение
5 стр. – слово – резюме, дающее новую тему
Составление “кластера”.
- В это время фальшивомонетчики создают “кластер” - созвездие: чем по их мнению хорошо понятие БАНК, а чем плохо?
Приём вынесения.
- Теперь давайте пофантазируем: представьте, что ваш банк процветает, приносит хороший доход и прибыль, но тут случается НЕПРЕДВИДЕННОЕ; деньги исчезают вообще. Как по-вашему, люди смогли бы обходиться без них?
- Вам даётся 30 секунд на раздумье. Запишите идеи в тетрадь.
- Пополним нашу “Корзину идей”:
брали бы в долг, обменивались товаром,
брали бы без денег, за золото, рисовали бы деньги.
Написание эссе: “Вред в пользу”.
- Как называют людей, которые самовольно рисуют деньги?
- Но иногда и фальшивые деньги приносят пользу. Сейчас вам предлагается написать небольшое сочинение – эссе, используя принцип “Вред в пользу”, придумать систему защиты банков от воров, используя фальшивые деньги.
- Фальшивомонетчики также пишут о вреде в свою пользу.
5. Физминутка.
6. Игра “Произвольный префикс”.
- Отдохнули? Теперь я хочу познакомить вас с игрой “Произвольный префикс”.
- Придумал её известный итальянский писатель Джанни Родари.
- Почему она так называется?
ПРЕФ – это то, что приставлено, присоединено;
ПРЕФИКС - с английского языка приставка.
ПРОИЗВОЛЬНЫЙ – свободный.
- Будем приставлять к словам всё, что нам захочется.
- Но прежде вспомним понятия “С”, “ПОД С”, “НАД С”, функции “С”.
- Возьмём слово, предмет нашего урока: БАНК – это система “С”.
- Любая система состоит из элементов, связанных между собой.
(СБЕРБАНК, НАЦБАНК, СБЕРКАССА – являются ПОД “С”).
- В тоже время “С” является частью “НАД С”. Как вы думаете, что будет являться
“НАД С” БАНКА? - ЦЕНТРОБАНК.
- Какова же функция банка? (Купля-продажа)