Для того, чтобы вызвать у обучающихся младших классов познавательный интерес к малой родине, необходимо использовать формы работы, адекватные данному контингенту детей. Одной из таких форм является дидактическая игра, поскольку известно, что игровая деятельность является ведущей деятельностью младших школьников. Педагогическая ценность игры состоит в том, что она обладает огромным воспитательным, коммуникативным, развивающим и обучающим потенциалом; играя, ребенок формируется как личность.
Необходимо отметить, что игровая деятельность является ведущей деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья (в частности, задержка психического развития) вплоть до старшего школьного возраста. По этой причине, а также опираясь на опыт проведения данной игры-викторины в специальных (коррекционных) классах для детей с задержкой психического развития, мы можем рекомендовать проведение игры не только в общеобразовательных классах.
Актуальность проведения краеведческих игр заключается в необходимости формирования грамотной и культурной личности, неравнодушной к судьбе родного края.
В игре может участвовать любое количество команд по 5–6 человек. Игра рассчитана на обучающихся младшего школьного возраста общеобразовательных классов, а также на обучающихся с задержкой психического развития 3–6 классов. Сценарием игры могут воспользоваться в своей работе педагоги дополнительного образования, классные руководители, учителя истории и географии. Расчетное время игры – 45–50 минут. Правильность и качество выполнения заданий оценивает жюри, состоящее из 3 членов (педагогов, родителей, старших школьников).
Цель игры: создать условия для развития мотивационной и познавательной сфер обучающихся через вовлечение в интеллектуально-игровую деятельность.
Задачи.
Воспитательный аспект: прививать интерес к историческому наследию родного города, воспитывать чувство гордости за достижения Полевчан, гражданское чувство сопричастности и ответственности.
Обучающий аспект: расширять и углублять знания обучающихся о родном городе, способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания.
Развивающий аспект: развивать речь, мышление, умение аргументировать, доказывать, работать в группе.
Оборудование: мультимедийная презентация (приложение 6), карточки с заданиями, перчатки, совок+веник, 2 ведра.
Предварительная работа: в течение учебного года педагоги знакомят обучающихся с историей Полевского городского округа, его символикой, достопримечательностями, биографией и произведениями П.П. Бажова. Работа проводится в разных формах: урочная и проектная деятельность, экскурсии, просмотр видеоматериалов и т. д. Накануне игры в классах определяются команды, выбирается капитан, обдумывается название и эмблема.
Ход игры
Команды-участницы заходят в зал и занимают места за столами.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Сегодня вы – участники игры, посвященной городу, в котором мы все живем, Полевскому. Нашу игру мы так и назвали – “Мой город”.
Полевской раскинулся в верховьях реки Чусовой в пятидесяти километрах южнее Екатеринбурга. Своё имя Полевской получил от названия реки Полевой, а река когда-то и правда текла среди полей. В этом году Полевскому исполняется 295 лет (впервые игра-викторина проведена в 2012 г.). Наш город молодой. Например, Москве 865 лет, Санкт- Петербургу 309 лет. Однако, несмотря на свою молодость, у нашего города славная история. В нашем городе жил и творил уральский сказочник Павел Петрович Бажов.
Давайте посмотрим фильм о нашем городе.
(После фильма рекомендуется провести беседу о достопримечательностях: перечисление, описание герба)
Ведущий объявляет правила игры (команды принимают решение сообща, право отвечать предоставляется той команде, капитан которой первым поднимет руку), представляет жюри и капитанов команд.
1 конкурс. "Кто прославил наш город"
Ведущий:
Маленькая юркая ящерка один из самых древних жителей Урала, она красуется на гербе нашего города, она - герой многочисленных уральских сказов. Сейчас капитаны команд получат карточку с заданием: на карточке много ящерок, больших и маленьких, каждой из них присвоена буква. Кто быстрее оставит из букв ответ на вопрос "Кто прославил наш город?". (Приложение 1)
В завершение конкурса на экране проецируется правильный ответ - Павел Бажов.
2 конкурс. “Собери названия сказов”
Ведущий:
Павел Петрович Бажов написал много сказов. Все вы хорошо знакомы со знаменитой "Малахитовой шкатулкой", Данилой-мастером, хозяйкой Медной горы... (на экране - иллюстрации к сказам П.П. Бажова, ведущий может комментировать слайды) Проверим, все ли сказы вы знаете! Кто быстрее соберет из слогов названия известных произведений Павла Петровича Бажова? (предлагаются названия “Каменный цветок”, “Серебряное копытце”, “Огневушка-поскакушка” и др. по числу команд, названия выполнены на карточках и разрезаны по слогам)
В завершение конкурса на экране проецируются названия сказов и иллюстрации к ним. Ведущий комментирует ответы. Фронтальная беседа с участниками команд о героях сказов П.П. Бажова, представленных, в частности, на гербе города Полевского (каменный цветок, ящерка).
3 конкурс . “Таюткино зеркальце”
Ведущий:
Ребята, вы читали сказ П.П. Бажова "Таюткино зеркальце"? Наверняка, читали и знаете о волшебной силе зеркальных отражений. А знаете ли вы, что с помощью самого простого зеркала можно прочитать зашифрованные слова и целые послания? Попробуйте прочитать слова на карточках! Кто справится с заданием быстрее всех? (Приложение 2)
В завершение конкурса на экране проецируются правильные ответы.
4 конкурс. “Уральские самоцветы”
Ведущий:
Урал – край самоцветов. Мы предлагаем вам выполнить звуковой анализ слов, используя специальные знаки, которые напоминают самоцветы. Какая команда быстрее всех справится с заданием? (Приложение 3 – слова для анализа с готовым звуковым анализом)
5 конкурс. “Собери рисунок”
Ведущий:
До середины прошлого века в окрестностях Полевского добывали необыкновенной красоты минерал – малахит. С давних пор малахит использовался для изготовления шкатулок, ваз, женских украшений, им украшали предметы интерьера и даже кареты знатных особ. В Государственном Музее Эрмитаж в Санкт-Петербурге есть зал, где выставлены изделия из малахита. Среди них знаменитые малахитовые вазы. (на экране – слайды об Эрмитаже, ведущий может комментировать слайды) И сейчас мы узнаем, как выглядит самая красивая из них! (Приложение 4)
В завершение конкурса на экране проецируется иллюстрация-образец.
Физкультминутка
Дружно за руки возьмемся,
И по городу пройдемся. (дети идут, маршируя
на месте)
Есть у нас дома большие, (руки поднимают вверх)
Много есть домов поменьше. (руки опускают ниже)
Зелень яркая вокруг (разводят руки в стороны)
На ветру качается. (руки качают то вправо, то
влево)
Ты – мой друг и я – твой друг, (правую руку
вперед, затем левую руку вперед)
Пусть дружба не кончается! (хлопают в ладоши)
6 конкурс. “Убери город!”
Ведущий:
Ребята, посмотрите, какой сегодня солнечный день. За окном весна. Выходя на улицу, нам не очень приятно видеть мусор, оставшийся после долгой зимы. Давайте приведем наш город в порядок! Каждая команда получит инструменты для уборки (совок, метлу или веник, ведро и перчатки). Перчатки будут служить эстафетной палочкой, вы будете передавать перчатки следующему игроку команды после того, как пробежите до обозначенного пункта и постараетесь убрать там как можно больше мусора. Какая команда справиться с заданием быстрее других? (в качестве "мусора" можно разбросать на полу обрывки бумаги)
В завершение конкурса ведущий объявляет команду-победителя.
7 конкурс. “Черный ящик”
Ведущий:
В нашем городе расположено много предприятий, которые выпускают самую разную продукцию. Самое крупное предприятие, ОАО "Северский трубный завод", выпускает трубы, которые используются в нефтедобывающей промышленности. Кроме того, в городе выпускают и продукты питания, и керамическую плитку... Сейчас мы проверим, а знаете ли вы предприятия, на которых выпускают ту или иную продукцию? Прошу капитанов выйти вперед. Из "черного ящика" вы по очереди достаете какой-либо предмет и, если это производят в Полевском городском округе, называете производителя. Жюри сосчитает количество правильных ответов у каждой команды. (В "черном ящике": фрагмент керамической плитки, упакованные колбасные изделия, метизы, застежка-молния, упакованная молочная продукция, хлебобулочные и кондитерские изделия, небольшой кусок мрамора, фрагмент шлакоблока)
В завершение конкурса на экране проецируются правильные ответы. Ведущий комментирует ответы. Фронтальная беседа с участниками команд о профессиях, распространенных в городе.
Подведение итогов и вручение грамот. (Приложение 5)