70-летию Великой Победы посвящается
70 лет прошло с тех пор, как прогремели последние залпы Великой Отечественной войны. 1418 дней и ночей солдаты завоёвывали этот великий день. Кровью, потом, слезами досталась нам Великая Победа. Тяжёлые будни войны. И было бы намного тяжелее солдату, если бы рядом не была песня: боевая и суровая, весёлая и грустная. Песня, которая писалась на фронте в минуты затишья. Поэтами и композиторами становились сами бойцы.
И сегодня, здесь, мы вспомним эти песни.
(Приложение 1). Приложения
(Фоном звучит “Случайный вальс”, муз.М.Фрадкина, сл. Е.Долматовского)
Чтец: С первого взгляда, может,
В них ничего и нет.
Что меня вновь тревожат
Песни военных лет.
Что-то для нас святое
Скрыто в их глубине.
Строки, какие стоя
Хочется слушать мне.
Стёршиеся чернила,
Выцветшая тетрадь,
Строки, с какими было
Легче нам умирать.
Песни поры военной,
Что сберегли для нас,
Весь неприкосновенный
Наших сердец запас.
1-й ученик: Песня военных лет… Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным дорогам войны до победного её окончания. Песня делила вместе с воином и горести и радости, подбадривала их весёлой и озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных и любимых. Песня помогала переносить голод и холод, тяжкий многочасовой труд во имя Победы. Стихи и песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага. Они помогали народу выстоять и победить.
2-й ученик: Воскресенье 22 июня 1941 года. Мирное голубое утро в Москве оборвалось: в двенадцать из всех репродукторов раздался суровый голос (Звучит запись сообщения от Советского Информбюро о начале войны)
(Приложение 2)
Растоптав соглашения и обязательства, без объявления войны, Гитлер бросил бронированные полчища на Советский Союз.
3-й ученик: 24 июня 1941 года газеты “Известия” и “Красная звезда” опубликовали стихотворения Василия Ивановича Лебедева-Кумача, начинавшегося словами “Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…”. Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы. Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознамённого ансамбля песни пляски Красной Армии Александр Васильевич Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: “Будем разучивать новую песню – “Священную войну”.
(Приложение 3)
(Звучит фонограмма песни “Священная война”, муз.
А.В.Александрова, сл.В.И.Лебедева-Кумача.)
4-й ученик: (на фоне песни) Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни печатать не было времени), а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Ещё день на репетицию с оркестром, а 27 июня уже состоялась премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
5-й ученик: С первых же тактов песня
захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет,
в зале наступила абсолютная тишина. Все встали,
как во время исполнения гимна. На суровых лицах
видны слёзы, и это волнение передаётся
исполнителям. У них тоже слёзы на глазах…
(Песня звучит громко)
6-й ученик: Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль “Священную войну”. Так начался путь песни, славный и долгий путь. Её пели всюду – на передовом крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось орудие победы. Каждое утро после боя курантов она звучала по радио.
7-й ученик: В летописи Великой Отечественной войны есть немало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня – гимн. Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, выдолбленной в скале. Гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали её гранатами. Силы защитников таяли…И вдруг из глубины подземелья послышалась песня:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною
С проклятою ордой!...
Потом раздался сильный взрыв, и обломки скалы завалили пещеру… Не сдались советские воины ненавистному врагу.
8-й ученик: На эстраду поднялась очень красивая женщина в сверкающем платье и спросила, здесь ли находится боец Мамушкин. Мамушкин смутился и хотел спрятаться. Актриса обратилась к Мамушкину и сказала, что хочет спеть для него песню. И спросила, какая песня ему нравится. Мамушкин долго мучился оттого, что все на него смотрели, потом набрался духу и выпалил: “Синий платочек”.
9-й ученик: Клавдия Ивановна Шульженко – истинно народная артистка. Сейчас трудно подсчитать, в скольких частях она выступала. Известно лишь, что только за первый год войны ансамбль, которым руководили она и Владимир Каралли, дал в частях Ленинградского фронта пятьсот концертов. В каких только условиях не приходилось выступать! И на кузове грузовика, и на опушке леса, и в полуразрушенном сарае.
10-ученик: В репертуаре Клавдии Ивановны Шульженко было много песен Но где бы она не выступала, бойцы всегда просили её: “Спойте “Синий платочек”.
(Звучит фонограмма 1 куплета песни “Синий платочек”, муз. Е.Петербургского, сл. М.Максимоваа в исполнении К.И.Шульженко)
(Приложение 4)
11-й ученик: Счастливая и необычная судьба у этой песни: она родилась дважды. А чтобы разобраться, как это случилось, давайте перенесёмся в довоенный 1939 год. В это время впервые прозвучала её незатейливая мелодия. Именно тогда, спасаясь от фашистской неволи, в Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива “Голубой джаз”. Они выступали с концертами в Белостоке, Львове, Минске и других городах. Весной 1940 года “Голубой джаз” гастролировал в Москве. На одном из концертов побывал поэт и драматург Я.М.Галицкий. Среди многочисленных мелодий, прозвучавших на концерте, одна особенно понравилась ему, и тут же он сделал подтекстовку.
12-й ученик: После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов, и через несколько дней состоялась премьера песни. Эта незатейливая песенка понравилась москвичам. Песню включили в свой репертуар многие известные певицы и певцы: Л.А.Русланова, И.Д.Юрьева, К.И.Шульженко. Но эта была песня мирных дней, и когда началась война, трудно было предположить, что “Синий платочек” встанет в строй боевых песен.
13-й ученик: Но это случилось. Время написания фронтового варианта “Синего платочка” - 9 апреля 1942 года. К.И.Шульженко приехала с концертами на Волховский фронт, познакомилась с сотрудником газеты “В решающий бой” лейтенантом Михаилом Максимовым. Узнав о том, что он пишет стихи, она предложила написать новые стихи на музыку довоенного “Синего платочка”. М.Максимов сочинял всю ночь и утром показал свой текст певице. С тех пор песня эта навсегда осталась в репертуаре К.И.Шульженко. (Звучит фонограмма 2 куплет песни “Синий платочек”)
(Приложение 4)
14-й ученик: Весной 1942 года в Ташкенте режиссёр Леонид Луков снимал фильм “два бойца”. Картина рассказывала о крепкой дружбе двух солдат – уральского сталевара Саши Свинцова и одесского сварщика Аркадия Дзюбина. Эти роли исполнили Борис Андреев и Марк Бернес. Все действия в картине должна сопровождать симфоническая музыка. Но однажды, когда снимался эпизод в землянке, Л.Луков решил, что хорошая лирическая песня оживила бы сцену.
15-й ученик: Никита Богословский вспоминал: “Луков пришёл ко мне и так ярко обрисовал картину, внутреннее состояние героев, что я тут же сел за рояль и почти сразу, без единой остановки наиграл мелодию будущей “Тёмной ночи”. Она вошла в фильм без изменений. (Исполняется песня “Тёмная ночь”, муз. Н. Богословского, сл. В.Агатова)
(Приложение 5)
16-й ученик: Матери, жёны, любимые девушки, как часто вспоминали вас солдаты, в минуты затишья писали вам письма. Так в конце 1941 года под впечатлением трудного фронтового дня написал своей жене письмо в стихах. Алексей Сурков.
Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Сурков не предполагал его публиковать и тем
более не думал, что оно станет песней.
Чтец: Поэт вспоминал: (зачитать) “Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин листов, назначенный старшим музыкальным консультантом главного политуправления Военно-морского флота.
Он пришёл в нашу фронтовую редакцию и стал просить “чего-нибудь”, на что можно написать песню. “Чего-нибудь” не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что хотя я свою совесть и очистил, но песни из этого лирического стихотворения не выйдет. Листов побегал глазами по строчкам. Промычал что-то неопределённое и ушёл. Ушёл, и всё забылось”.
17-й ученик: Через неделю Листов пришёл в редакцию, попросил гитару и спел только что написанную песню. Откровенно говоря, композитор не очень был уверен в том, что песня получилась. Казалось, в те дни нужны песни призывные, героические, а он написал музыку лирическую, немного грустную.
18-й ученик: Да, “Землянка” - произведение лирическое, чуть-чуть грустное. Но Не уныние вызывала она у бойцов, не тоску. Нет, она звала в бой, воодушевляла на подвиг, звучала как вызов врагу, как презрение к смерти. Её пели перед атакой, её пели, идя в бой. (Звучит песня “В землянке”, муз. К.Листова, сл. А.Суркова)
(Приложение 6)
20 ученик: “Герои моих песен были рядом со мной, и я стал писать о скромных. мужественных, справедливых советских солдатах. (Фоном звучит песня “Соловьи”, муз. В. Соловьёва-Седого,сл.А.Фатьянова)
(Приложение 7)
Чтец: Узнавшие горе. Хлебнувшие горя.
В огне не сгорели. В боях уцелели.
Никто не расскажет смешнее историй,
И песен никто не споёт веселее.
Ну, что ж. что гремят бесконечные залпы.
Взлетает гармошка, сверкая резьбою,
И, слушая песню, никто не сказал бы,
Что час лишь, как парни вернулись из боя,-
19-й ученик: (на фоне музыки) скажет Фатьянов о тех, с кем в шинели рядового прошагал трудными дорогами войны. (Песня звучит громко)
20-й ученик: Вряд ли найдёшь человека, который хоть раз услышав эту песню. Не полюбил бы её. Она появилась на фронте ранней весной 1945 года и сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, каким-то необычайно щемящим обаянием. Слова песни точно и вместе с тем просто говорили о том, что было в те дни на душе у каждого бойца.
21 ученик: Музыку “Соловьёв” написал постоянный соавтор Фатьянова композитор Василий Соловьёв-Седой. Это было в конце 1944 года.
Чтец: Закончилась война. С восторгом возвращались в родные места победители. С трепетом и любовью встречали их дома…И зазвучали новые песни. И опять, как тогда на фронте, песня рассказывала о самом большом, соприкасаясь с мыслями людей, обращаясь к их памяти. Песней – раздумьем можно назвать песню Льва Ошанина на музыку композитора Анатолия Новикова “Дороги”, родившуюся не в годы войны, а уже после её окончания – осенью 1945 года.
Песня не зовёт в бой, но думы всё ещё связаны с войной, в памяти живут те, кто не вернулся с поля брани, и не утихло горе матерей, жён, детей.
(Исполняется песня “Дороги”, муз. А. Новикова сл. Л.Ошанина)
(Приложение 8)
Чтец: Песням тех, военных лет – поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырёх шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря про путь к Берлину пели -
Как он был нелёгок и не скор…
Песни вместе с нами постарели,
Но в строю остались до сих пор.
Песни эти с нами и поныне!
Никогда нам петь не надоест.
Как на Запад шли по Украине
И как с боем взяли город Брест,
И что помирать нам рановато,
И про тех, кто дал нам закурить…
Вы спросите сами у солдата:
Мог ли он такое позабыть?
Время нас, как пулемётом, косит
Но меня, пока ещё живой,
Песня незабытая уносит
В незабвенный лес прифронтовой…
Кто-то вальс играет на баяне:
Слушаем мы, словно в забытьи…
Помните, друзья – однополчане,
Боевые спутники мои?
Звучит фонограмма песни “Давным-давно была война”. Муз. А.Зацепина, сл. Л. Дербенёва.
(Приложение 9)