Интегрированное занятие по тестопластике «Зима. Изменения в жизни животных»

Разделы: Работа с дошкольниками


Дети – наша гордость, наше будущее. И для того, чтобы это будущее было безоблачным и стабильным, мы должны сейчас позаботиться о нём.

В наш век технологий и скоростей очень важно с ранних лет развивать личность, способную к саморазвитию. Не зря сказал А. Франс “Фантазия, её вымыслы сеют прекрасное и доброе в мире. Только фантазия делает человека великим”.

На базе своей группы, я Зинченко Ольга Юрьевна, воспитатель МКДОУ “Сказка”, г. Бородино, Красноярского края, предлагаю детям заниматься тесто пластикой. Наше ДОУ работает по программе “Развитие”. Анализ программы показывает, что в занятиях по ИЗО деятельности, мало времени уделяется лепке и совсем нет работы с “пластичным, тёплым и приятным” материалом – тестом. Всем конечно уже известно, что работа руками: аппликация, рисование, лепка из пластилина, лепка из глины и из теста нацелена на развитие мелкой моторики рук, а, следовательно, и на развитие речи, и на логическое мышление, фантазии, и на развитие памяти, и на художественно-эстетическое развитие. А следовательно, нам просто необходимо, заниматься таким интересным и увлекательным процессом, как тесто пластика. В своей работе, я опираюсь на авторские технологии И. Кискальт, Е.Данкевич, в них нет разграничения по возрастам, более половины содержания является авторскими наработками, программа рассчитана на детей 4–7 лет и проводится один раз в неделю на протяжении учебного года (с октября по апрель).

В результате работы с тестом у детей развивается:

  • иелкая моторика рук;
  • творческие способности, фантазия, воображение;
  • трудолюбие, аккуратность, художественно-эстетический вкус;
  • интерес в изучаемой области;
  • речь, память.

Наблюдается улучшение эмоционального настроя, повышаются технические навыки и умения.

Иногда, можно совместить какое-то занятие из образовательной программы с занятием по тесто пластике, для наилучшего восприятия материала, предлагаемого дошкольнику. Один из примеров такого совмещения предлагаю вашему вниманию.

Цель: ознакомить детей с жизнью животных зимой. Ввести понятие “зимующие птицы”. Вылепить птичку из солёного теса.

Задачи:

  • познавательное развитие: Познакомить детей с названиями зимующих птиц. Развивать интерес к познанию окружающего мира. Расширить знания детей о зимующих птицах. Развивать навык присоединения частей фигуры при помощи палочки и воды. Учить детей делать выводы из нескольких фактов;
  • социально-коммуникативное развитие: Воспитывать любовь и уважение к братьям нашим меньшим. Развивать желание заботиться и подкармливать птиц зимой;
  • речевое развитие: обогатить словарь детей понятиями “зимующие птицы”, “Синица”, “Снегирь”, “Дятел”, “Свиристель” . Развивать выразительность речи, зрительную и тактильную память;
  • художественно-эстетическое развитие: развивать творческое воображение, мелкую моторику. Формировать умение передавать в лепке форму строения тела птицы. Закрепить умение детей раскатывать тесто между ладонями, придавая им шарообразную, овальную, конусовидную формы. Закрепить умение детей пользоваться стекой для обозначения глаз, разъединения клюва, выделения оперения. Учить детей анализировать свои работы, сравнивая их с предоставленными изображениями (фотографии, иллюстрации в книгах и тематические картинки), а также с работами других детей. Учить составлять общую композицию.

Материал и оборудование: картинки с изображениями зимующих птиц расположенных на магнитной доске, книги с иллюстрациями на подставке, мультимедийные средства, для демонстрации презентации, магнитофон с записями “звуки птиц”, солёное тесто разных цветов, стеки, ёмкости с водой, тонкие деревянные палочки, подложки.

План проведения.

  1. Вступительный этап: введение в ситуацию.
  2. Основной этап: демонстрация презентации с пояснениями и вопросами, лепка птички.
  3. Рефлексия.

Подготовительный этап.

  • Наблюдение за различными птицами, находящимися на территории детского сада.
  • Рассматривание следов на снегу. Могли ли они принадлежать птице?
  • Рассматривание картинок и иллюстраций с изображениями зимующих птиц.
  • Чтение стихов и сказок про птиц.
  • Загадывание и разгадывание загадок про птиц.
  • Составление презентации.
  • Музыкальное оформление.

Организационный этап.

  • Оформление места проведения.
  • Подготовка необходимого оборудования.

1. Вступительный этап

В.: Посмотри в окошко,
Подожди немножко.
Кто это летает?
Песни распевает.
Нам стучит в окошко,
Просит крошечек немножко? (Птичка)

В.: Молодцы. А теперь мы с вами превратимся в птичек. Когда птички поют, вы летаете, а когда песенка птичек смолкнет, вы присаживаетесь на стульчики – это ваши веточки. Ведь птички не могут всё время летать, им тоже надо отдыхать. Начинаем. (Звучит запись пения птиц) дети передвигаются по группе (летают). Звуки смолкли, и дети торопятся на стульчики. (Повторить 2–3 раза)

2. Основной этап

1 часть

В.: Ребята, к нам пришло интересное письмо, из зимнего леса! Не простое, а живое. Давайте посмотрим его?

Ответы детей.

Начало демонстрации презентации.

В.: Посмотрите, кто это? (Слайд ёж и медведь)

Ответы детей.

В.: А как они зимуют?

Ответы детей. (Спят) (след. слайд)

В.: В лесу живёт много животных, олени, лисы (след. слайд), кабаны, рыси, волки, норка (след. слайд), зайцы и белки. Ой, что это с ними? Наверно они из другого времени года? Кто подскажет из какого?

Ответы детей. (Лето)

В.: Молодцы. А как они выглядят зимой? Что с ними происходит?

Ответы детей. (меняют цвет)

В.: Они меняют свои шубки на более тёплые и не заметные, зайчик с серого на белый, а белочка с рыжего на серый. Для чего?

Ответы детей. (Прятаться от хищников)

В.: Очень хорошо. Но в лесу живут не только животные, но и птицы. Вы помните, что многие из пернатых, улетают на юг. Но есть и такие, которые остаются зимовать. Таких птиц называют “зимующие птицы”. (След. слайд) Вот некоторые из них: Сороки, вороны, воробьи, синицы, свиристели, дятлы, снегири. Все они разные, как по размерам, окраске, так и по вкусам (след. слайд). Воробьи любят крошки и зернышки. Дятлы предпочитают червячков и орешки. Синички обожают сало, а снегири - ягоды рябины, боярышника. (след. слайд) большая часть “зимующих птиц” слетается поближе к человеку, потому, что в лесу зимой, птицам и животным очень сложно выжить и прокормиться! Поэтому мы люди, должны помогать братьям нашим меньшим. Ребята, а как мы можем помочь животным и птицам перезимовать?

Ответы детей. (Кормить)

В.: Молодцы! Кормить животных и птиц.(след. слайд) Делать кормушки и скворечники. А самое главное не забывать подсыпать корм в кормушки! (След. слайд.) Посмотрите, кто это появился перед нами?

Ответы детей. (Девочка)

В.: Девочка, но не простая, а лесная. И похожа на помощницу деда Мороза. Это она прислала нам это письмо, из леса, с интересным рассказом о животных и птицах. А теперь у неё есть к вам вопросы. Вам было интересно смотреть письмо? (Ответы детей) (След. слайд)

В.: Ребята, скажите, чем питается воробей?

Ответы детей. (Крошками, зёрнышками) (след. слайд)

В.: Ребята, скажите, чем питается снегирь?

Ответы детей. (Ягодами рябины) (след. слайд)

В.: Ребята, скажите, чем питается синичка?

Ответы детей. (Салом) (след. слайд)

В.: Ребята, скажите, чем питается дятел?

Ответы детей. (Червячками и орешками) (след. слайд)

В.: Как вы замечательно отвечали на вопросы. Девочка помощница говорит вам большое спасибо, но ей пора уходить, и спрашивает, можно ли ей ещё как-нибудь прийти к вам в гости?

Ответы детей. (Да)

В.: А ещё она хотела вас попросить, кое-что сделать. Почти все “зимующие птички” улетели поближе к человеческому жилью, и ей в лесу стало скучно. Она просит вас слепить птичек, чтобы ей не было так одиноко. Ребята, поможем нашей гостье?

Ответы детей. (Да)

В.: До свидания лесная помощница, мы обязательно поможем тебе. (След. слайд)

Вы устали мои птички?
Птички – невелички.
Давайте крылышки мы разомнём. (Дети показывают руки)
Птички полетели, (Птичка)
Крыльями махали, (Вращение кистями рук)
На деревья сели, (Дерево каждой кистью рук)
Вместе отдыхали. (Каждой кистью руки делают “птичку”)
Утром птичка проснулась. (Дети встают и тянутся вверх)
Потянулась, улыбнулась. (Движения соответствуют тексту)
Раз – водой она умылась, (Движения соответствуют тексту)
Два – изящно покружилась, (Движения соответствуют тексту)
Три – нагнулась и присела, (Движения соответствуют тексту)
На четыре – улетела. (Машут руками как крыльями и присаживаются за столы).

Замечательно мы полетали,
Теперь сделаем, что обещали.
Птичек нам пора слепить,
И на волю отпустить.

2 часть

В группе, на столах всё приготовлено для тестопластики. Картинки и иллюстрации расположены напротив рабочих столов, на подставке.

В.: Ребята, что это перед вами на столе лежит?

Ответы детей. (Тесто)

Во время работы, звучит тихая, релаксирующая музыка.

В.: Правильно. Наш кусочек теста мы делим на две равные части. Из одной половинки, формируем тело птички, (яйцевидная форма) немного вытягиваем с одной стороны и прищипываем с другой. Делаем хвост. Берём второй кусочек и тоже делим его на две части. Из одной катаем шарик и формируем голову птички, прищипываем немного и формируем клюв. Соединяем обе части (тело и голова) при помощи маленькой деревянной палочки и немного (капельку воды) на место соприкосновения головы и тела. Берём оставшееся тесто и опять делим на две равные части. Из них катаем яйцеобразную форму, которую сплющиваем и придаём форму крыльев. Присоединяем крылья к телу при помощи воды и лёгкого надавливания. Берём стек и намечаем глазки, клюв, оперение. Птичка готова. Теперь нашей девочке ,лесной помощнице, не будет так грустно одной.

3. Рефлексия.

В.: Посмотрите. Сколько разных, красивых фигурок у нас получилось. Ребята, скажите, а кого мы лепили сегодня?

Ответы детей. (Птиц)

В.: Наверно они все одинаково называются?

Ответы детей. (Нет, по-разному: воробьи, вороны, синички и снегири)

В.: А как этих птичек называют одним словом?

Ответы детей. (Зимующие)

В.: Ребята, что вам понравилось сегодня делать?

Ответы детей. (Смотреть слайды, лепить и т.д.)

В.: Какие вы молодцы! Прекрасно потрудились, а теперь давайте расставим наших птичек в красивую композицию и полюбуемся работами. Спасибо всем за внимание и активное участие. Мне тоже было очень интересно на нашем занятии.

Используемая литература и материалы:

  • Программа “Развитие”.
  • Авторские технологии И. Кискальт, Е.Данкевич по тестопластике.
  • Сборники пальчиковых гимнастик.
  • Т.Г. Казакова “Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности”.
  • Т.О. Комарова “О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности”.
  • М.В. Трофимова “Учёба, игра и изобразительная деятельность”.
  • Т.Н. Доронова “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”.
  • А.А. Грибовская “Народное искусство и детское творчество”.
  • А.А. Грибовская “Коллективное творчество дошкольников”.
  • Самостоятельные фотографии.
  • Картинки животных и птиц заимствованные на сайтах (images.yandex.ru, www.myplanet-na.com).

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3