Цели.
Предметные:
- дать представление о стадиях развития зародыша и плода;
- раскрыть сущность оплодотворения;
- познакомить с понятием “беременность”;
- выяснить режим беременной женщины.
Метапредметные:
- формировать исследовательские навыки;
- формировать умение: классифицировать, структурировать материал, делать выводы и заключения, аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
- развивать коммуникативные качества, культуру общения;
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать интеллектуальные особенности учащихся;
- воспитывать потребность в заботе о своем здоровье.
Задачи.
- Выяснить, как развивается зародыш и плод человека.
- Разъяснить, что такое роды.
Используемые технологии:
- проблемные;
- здоровьесберегающие;
- ИКТ;
- проектно-исследовательские;
- личностно-ориентированные.
Основные понятия и термины.
- Оплодотворение.
- Зигота.
- Эмбриология.
- Бластула.
- Гаструла.
- Беременность.
- Матка.
- Плацента.
Оборудование:
- Таблица: “Стадии развития зародыша”.
- Таблица “Половая система человека”.
- Видеофильм: “Развитие зародыша и плода. Беременность”.
- Фотографии зародышей, эмбрионов человека на различных этапах внутриутробного развития”.
- В.Моцарт “Реквием”.
Структура урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Индивидуальная работа по карточкам.
- Карточка №1. Приложение 1
- Карточка №2. Приложение 2
2. аполнение таблиц на доске:
- Таблица № 1: “Половое и бесполое размножение”. Приложение 3
- Таблица № 2: “Особенности строения яйцеклетки и сперматозоида”. Приложение 4
3. Вопросы для фронтального опроса:
- Каково значение размножения?
- В чем заключается преимущество полового размножения?
- Какие функции выполняют половые железы?
- Почему семенники и яичники называются железами смешанной секреции?
- Как влияют гормоны половых желез на организм?
- Что такое оплодотворение?
- Что такое гамета?
- Какие виды гамет вам известны?
- Почему ребенок наследует признаки обоих родителей?
- Каков набор хромосом у человека?
- Сколько хромосом несет в себе половая клетка?
- Что такое яичники и семенники?
- Какое количество сперматозоидов вырабатывается у мужчин за всю жизнь?
- Какое количество яйцеклеток вырабатывается у женщин за всю жизнь?
- Что образуется после слияния яйцеклетки и сперматозоида?
III. Изучение нового материала:
1. Рождение и развитие живых существ изумляло человека во все времена. Как зарождается, с чего начинается жизнь человека и животных, с чего начинается? Вам уже известно, что развитие любого живого организма начинается с оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Итак, оплодотворение – процесс слияния половых клеток, в результате которого образуется зигота, происходит в маточной трубе. Сперматозоиды проникают в полость матки, достигают маточную трубу и встречаются с яйцеклеткой. Один из них внедряется в нее, это и есть оплодотворение.
2. Состояние женщины от оплодотворения до рождения называется беременностью. Женщина способна забеременеть с начала регулярного созревания яйцеклеток в яичнике, то есть примерно с 16 до 46 лет. Детородный возраст женщины около 30 лет. Лучше всего женщины переносят первую беременность от 22 до 26 лет. Беременность продолжается в среднем 280 суток и заканчивается рождением ребенка. Во время беременности усиливается работа половых желез. Усиливается выделение гормонов. Они вызывают ряд изменений в организме женщины. Увеличиваются в объеме грудные железы, размер и масса матки, повышается артериальное давление, изменяется состав крови. Возрастает потребность в воде, усиливается обмен веществ, необходимых для построения костей скелета, нервной системы плода, требуется больше витаминов. Обеспечение плода необходимыми питательными веществами является серьезной нагрузкой для организма матери. И может подорвать ее здоровье, если она больна и не получает соответствующего питания.
3. Что же происходит в оплодотворенной яйцеклетке в матки матери? Какие изменения она претерпевает? Развитие зародышей изучает наука эмбриология, основателем которой является Карл Бэр. Благодаря Карл Бэру мы знаем, что развитие млекопитающих, в том числе и человека, начинается так же, как и у других животных со стадии яйцеклетки.
4. Развитие зародыша (эмбриональное развитие).
Заполняется таблица по ходу объяснения.
Эмбриональное развитие. | |
Срок развития зародыша | Некоторые признаки зародыша человека на разных стадиях развития. |
Несколько часов | Яйцеклетка + сперматозоид = оплодотворение (стадия зиготы). <Рисунок 1> |
Несколько дней | В оплодотворенной яйцеклетке начинается процесс клеточного деления. К моменту попадания в матку яйцо состоит из 30-32 клеток (стадия бластулы) <Рисунок 2> |
12 день | Оказавшись в полости матки, зародыш внедряется в ее слизистую оболочку, обильно снабженную кровеносными сосудами. Из оболочки покрывающей зародыш и слизистой оболочки матки образуется специальный орган - плацента. Через плаценту зародыш получает от матери необходимые питательные вещества и кислород, а выводит ненужные продукты обмена и углекислый газ. Появляется хорда, нервная система, кровеносная система и другие органы (стадия гаструлы). <Рисунок 3> |
4 неделя | Плацента отделяется от зародыша и остается связанной с ним только пуповиной (40 см), через которую проходят сосуды, несущие кровь в обоих направлениях. Сосуды пуповины являются частью кровеносной системы зародыша. Кровь матери никогда не смешивается с кровью зародыша. Капилляры матери отделены от капилляров зародыша тонкой перепонкой. На этой стадии обозначаются голова и тело, появляются жаберные щели, зачатки конечностей. <Рисунок 4> |
5-7 неделя | Формируются лица, нос, глаза, уши, руки зародыша, появляются позвонки вокруг хорды, пальцы, соединенные плавательными перепонками. Формируется 4х камерное сердце, исчезает хвост и жаберные щели, появляются ногти. Зародыш достигает 2,5 см. с этого момента его называют плодом, происходит его непрерывный рост и развитие. <Рисунок 5> |
12 неделя | Крошечное существо сформировалось. <Рисунок 6> |
4 месяц | Длина 16 см. и он может двигаться. <Рисунок 7> |
8 месяц | Ребенок уже большой и ему становится тесно в матке. К моменту рождения длина плода в среднем 50 см, а вес 3300 г. <Рисунок 8> |
5. Гигиена беременности. (Сообщение ученика, данное ранее).
6. Роды: Сорок недель развивается плод внутри матери, получая от нее все необходимое до тещ пор, пока не достигнет определенной зрелости и станет вполне способным продолжать жизнь вне материнского организма и тогда у женщины начинаются роды – великое, критическое испытание прочностей тканей, сосудов, систем организма. Рождение человека – явление священное, таинственное, но порой очень болезненное для матери, которая с безоглядной щедростью отдает ребенку все – энергию, кровь, воздух, иной раз и саму жизнь. Роды начинаются с сильных, болезненных сокращений матки (родовые схватки), которые продвигают плод по родовым путям. Изгнание плода осуществляется в результате сокращения матки и мышц брюшной полости. После изгнания плода пуповины перевязывают и отрезают. Прекращение обмена кровью плода с кровью матери приводит к накоплению углекислого газа, который возбуждает дыхательный центр головного мозга, возбуждение передается мышцам и вызывает первый вдох у ребенка, который является началом самостоятельного дыхания новорожденного. Своим появлением на свет мы обязаны нашим ласковым мамам. Мы благодарим, что они дали нам жизнь.
7. Первый подарок, который нам дает мать, - это жизнь, второй – это любовь, и третий – понимание!
Не знаю ничего красивей
Достойной матери счастливой
С ребенком малым на руках. (Тарас Шевченко)
8. Материнство – священный долг женщины. Но увы, не все дети могут родиться….
Аборты – прерванная беременность, начиная с самых ранних ее сроков вплоть до 28 недель! (Сообщение ученика)
IV. Обобщение
Решите правильно или неправильно то или иное утверждение:
- В большинстве случаев с яйцеклеткой сливается только один сперматозоид.
- Оплодотворение происходит в маточных трубах.
- Кровь зародыша сливается с кровью матери.
- Сосуды пуповины являются частью кровеносной системы зародыша.
- Все органы в зародыше формируются к 7 месяцам.
- Беременность в норме длится 7 месяцев.
- В пищевом рационе беременной женщины должны быть продукты, содержащие соли кальция, железа.
- Беременным женщинам надо есть “за двоих”.
- Первый крик ребенка связан с возбуждением дыхательного центра углекислым газом.
V. Рефлексия, домашнее задание
- Мы выполнили наш план урока. Изучили стадии эмюрионального развития зародыша, узнали , что такое беременность и гигиена беременной. Узнали, что такое роды и аборт.
- Оценки за урок.
- Домашнее задание: выучить № 65. Заполнить таблицу № 3 “Правила здорового образа жизни беременной”. Приложение 5