Урок биологии по теме «Оплодотворение. Беременность и рождение». 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Цели.

Предметные:

  • дать представление о стадиях развития зародыша и плода;
  • раскрыть сущность оплодотворения;
  • познакомить с понятием “беременность”;
  • выяснить режим беременной женщины.

Метапредметные:

  • формировать исследовательские навыки;
  • формировать умение: классифицировать, структурировать материал, делать выводы и заключения, аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

  • развивать коммуникативные качества, культуру общения;
  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • развивать интеллектуальные особенности учащихся;
  • воспитывать потребность в заботе о своем здоровье.

Задачи.

  1. Выяснить, как развивается зародыш и плод человека.
  2. Разъяснить, что такое роды.

Используемые технологии:

  • проблемные;
  • здоровьесберегающие;
  • ИКТ;
  • проектно-исследовательские;
  • личностно-ориентированные.

Основные понятия и термины.

  • Оплодотворение.
  • Зигота.
  • Эмбриология.
  • Бластула.
  • Гаструла.
  • Беременность.
  • Матка.
  • Плацента.

Оборудование:

  1. Таблица: “Стадии развития зародыша”.
  2. Таблица “Половая система человека”.
  3. Видеофильм: “Развитие зародыша и плода. Беременность”.
  4. Фотографии зародышей, эмбрионов человека на различных этапах внутриутробного развития”.
  5. В.Моцарт “Реквием”.

Структура урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Индивидуальная работа по карточкам.

  1. Карточка №1. Приложение 1
  2. Карточка №2. Приложение 2

2. аполнение таблиц на доске:

  1. Таблица № 1: “Половое и бесполое размножение”. Приложение 3
  2. Таблица № 2: “Особенности строения яйцеклетки и сперматозоида”. Приложение 4

3. Вопросы для фронтального опроса:

  1. Каково значение размножения?
  2. В чем заключается преимущество полового размножения?
  3. Какие функции выполняют половые железы?
  4. Почему семенники и яичники называются железами смешанной секреции?
  5. Как влияют гормоны половых желез на организм?
  6. Что такое оплодотворение?
  7. Что такое гамета?
  8. Какие виды гамет вам известны?
  9. Почему ребенок наследует признаки обоих родителей?
  10. Каков набор хромосом у человека?
  11. Сколько хромосом несет в себе половая клетка?
  12. Что такое яичники и семенники?
  13. Какое количество сперматозоидов вырабатывается у мужчин за всю жизнь?
  14. Какое количество яйцеклеток вырабатывается у женщин за всю жизнь?
  15. Что образуется после слияния яйцеклетки и сперматозоида?

III. Изучение нового материала:

1. Рождение и развитие живых существ изумляло человека во все времена. Как зарождается, с чего начинается жизнь человека и животных, с чего начинается? Вам уже известно, что развитие любого живого организма начинается с оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом. Итак, оплодотворение – процесс слияния половых клеток, в результате которого образуется зигота, происходит в маточной трубе. Сперматозоиды проникают в полость матки, достигают маточную трубу и встречаются с яйцеклеткой. Один из них внедряется в нее, это и есть оплодотворение.

2. Состояние женщины от оплодотворения до рождения называется беременностью. Женщина способна забеременеть с начала регулярного созревания яйцеклеток в яичнике, то есть примерно с 16 до 46 лет. Детородный возраст женщины около 30 лет. Лучше всего женщины переносят первую беременность от 22 до 26 лет. Беременность продолжается в среднем 280 суток и заканчивается рождением ребенка. Во время беременности усиливается работа половых желез. Усиливается выделение гормонов. Они вызывают ряд изменений в организме женщины. Увеличиваются в объеме грудные железы, размер и масса матки, повышается артериальное давление, изменяется состав крови. Возрастает потребность в воде, усиливается обмен веществ, необходимых для построения костей скелета, нервной системы плода, требуется больше витаминов. Обеспечение плода необходимыми питательными веществами является серьезной нагрузкой для организма матери. И может подорвать ее здоровье, если она больна и не получает соответствующего питания.

3. Что же происходит в оплодотворенной яйцеклетке в матки матери? Какие изменения она претерпевает? Развитие зародышей изучает наука эмбриология, основателем которой является Карл Бэр. Благодаря Карл Бэру мы знаем, что развитие млекопитающих, в том числе и человека, начинается так же, как и у других животных со стадии яйцеклетки.

4. Развитие зародыша (эмбриональное развитие).

Заполняется таблица по ходу объяснения.

Эмбриональное развитие.
Срок развития зародыша Некоторые признаки зародыша человека на разных стадиях развития.
Несколько часов Яйцеклетка + сперматозоид = оплодотворение (стадия зиготы). <Рисунок 1>
Несколько дней В оплодотворенной яйцеклетке начинается процесс клеточного деления. К моменту попадания в матку яйцо состоит из 30-32 клеток (стадия бластулы) <Рисунок 2>
12 день Оказавшись в полости матки, зародыш внедряется в ее слизистую оболочку, обильно снабженную кровеносными сосудами. Из оболочки покрывающей зародыш и слизистой оболочки матки образуется специальный орган - плацента. Через плаценту зародыш получает от матери необходимые питательные вещества и кислород, а выводит ненужные продукты обмена и углекислый газ. Появляется хорда, нервная система, кровеносная система и другие органы (стадия гаструлы). <Рисунок 3>
4 неделя Плацента отделяется от зародыша и остается связанной с ним только пуповиной (40 см), через которую проходят сосуды, несущие кровь в обоих направлениях. Сосуды пуповины являются частью кровеносной системы зародыша. Кровь матери никогда не смешивается с кровью зародыша. Капилляры матери отделены от капилляров зародыша тонкой перепонкой. На этой стадии обозначаются голова и тело, появляются жаберные щели, зачатки конечностей. <Рисунок 4>
5-7 неделя Формируются лица, нос, глаза, уши, руки зародыша, появляются позвонки вокруг хорды, пальцы, соединенные плавательными перепонками. Формируется 4х камерное сердце, исчезает хвост и жаберные щели, появляются ногти. Зародыш достигает 2,5 см. с этого момента его называют плодом, происходит его непрерывный рост и развитие. <Рисунок 5>
12 неделя Крошечное существо сформировалось. <Рисунок 6>
4 месяц Длина 16 см. и он может двигаться. <Рисунок 7>
8 месяц Ребенок уже большой и ему становится тесно в матке. К моменту рождения длина плода в среднем 50 см, а вес 3300 г. <Рисунок 8>

5. Гигиена беременности. (Сообщение ученика, данное ранее).

6. Роды: Сорок недель развивается плод внутри матери, получая от нее все необходимое до тещ пор, пока не достигнет определенной зрелости и станет вполне способным продолжать жизнь вне материнского организма и тогда у женщины начинаются роды – великое, критическое испытание прочностей тканей, сосудов, систем организма. Рождение человека – явление священное, таинственное, но порой очень болезненное для матери, которая с безоглядной щедростью отдает ребенку все – энергию, кровь, воздух, иной раз и саму жизнь. Роды начинаются с сильных, болезненных сокращений матки (родовые схватки), которые продвигают плод по родовым путям. Изгнание плода осуществляется в результате сокращения матки и мышц брюшной полости. После изгнания плода пуповины перевязывают и отрезают. Прекращение обмена кровью плода с кровью матери приводит к накоплению углекислого газа, который возбуждает дыхательный центр головного мозга, возбуждение передается мышцам и вызывает первый вдох у ребенка, который является началом самостоятельного дыхания новорожденного. Своим появлением на свет мы обязаны нашим ласковым мамам. Мы благодарим, что они дали нам жизнь.

7. Первый подарок, который нам дает мать, - это жизнь, второй – это любовь, и третий – понимание!

Не знаю ничего красивей
Достойной матери счастливой
С ребенком малым на руках. (Тарас Шевченко)

8. Материнство – священный долг женщины. Но увы, не все дети могут родиться….

Аборты – прерванная беременность, начиная с самых ранних ее сроков вплоть до 28 недель! (Сообщение ученика)

IV. Обобщение

Решите правильно или неправильно то или иное утверждение:

  1. В большинстве случаев с яйцеклеткой сливается только один сперматозоид.
  2. Оплодотворение происходит в маточных трубах.
  3. Кровь зародыша сливается с кровью матери.
  4. Сосуды пуповины являются частью кровеносной системы зародыша.
  5. Все органы в зародыше формируются к 7 месяцам.
  6. Беременность в норме длится 7 месяцев.
  7. В пищевом рационе беременной женщины должны быть продукты, содержащие соли кальция, железа.
  8. Беременным женщинам надо есть “за двоих”.
  9. Первый крик ребенка связан с возбуждением дыхательного центра углекислым газом.

V. Рефлексия, домашнее задание

  1. Мы выполнили наш план урока. Изучили стадии эмюрионального развития зародыша, узнали , что такое беременность и гигиена беременной. Узнали, что такое роды и аборт.
  2. Оценки за урок.
  3. Домашнее задание: выучить № 65. Заполнить таблицу № 3 “Правила здорового образа жизни беременной”. Приложение 5