Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа поможет понять и объяснить многие моменты истории страны, судьбы разных социальных и этнических групп, поколений, отдельных людей: поможет избежать некоторых ошибок и найти способы борьбы с отрицательными явлениями, уходящими корнями в толщу народных верований.
Интерес к народным праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, так как многое было утрачено. Появилась необходимость возрождения старинных праздников и обрядов.
Праздники играли значительную социальную роль в жизни русского народа.
Молебен и крестный ход, собиравшие в обязательном порядке всех жителей, общая праздничная гульба – всё это сближало людей, поддерживало в них чувство коллективизма. Праздник, на который приходила вся ближняя и дальняя родня, способствовал укреплению родственных связей, развитию родственной взаимопомощи. Он нёс своеобразные образовательные функции. Частое общение с приехавшей издалека роднёй, с пришельцами, привлечёнными праздником: ярмарочными торговцами, балаганщиками, нищими, богомольцами – позволяло жителям узнавать новости, обмениваться впечатлениями о событиях в стране, судить о победах и поражениях войск, получать знания о далёких странах и народах. Обсуждение важных новостей помогало осознанию общих интересов жителей не только одного села, но и всего уезда. Губернии, страны. Праздник, одним из условий которого было ничегонеделанье, давал передышку в тяжёлом труде крестьянина или ремесленника. Кроме того, праздник отвлекал людей от будничных забот, семейных неприятностей, жизненных трудностей, давал психологическую разрядку, а совместное времяпрепровождение, активное общение издавало иллюзию равенства всех людей, хотя и на непродолжительное время снимало социальную напряжённость в обществе. Праздники с их весёлыми плясками. Песнями, кулачными боями, борьбой. Позволяли людям продемонстрировать свои творческие возможности, таланты и способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение односельчан, передать им своё умение более молодым.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Сейчас, к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
Начинать изучение культурные традиции надо с раннего возраста детей. В системе школьного воспитания - это начальные классы. Следовательно, важно так построить воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая необходимые знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.
Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Необходима система работы с детьми, т.е. программа по изучению основных праздничных обрядов и ритуалов и установлению связи народной культуры и современности через преподавание истории русских праздников на факультативных занятиях в школе. Различные явления народной жизни – ее уклад, семейно-социальные отношения, область умственной деятельности и искусства – возникают, развиваются, частично умирают, оставляя лучшее в традициях, праздничных обрядах. Знакомство и осмысление этих явлений предполагает программа “Азбука народных праздников”, которая рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с учащимися. Кроме того, данная программа может использоваться в учреждениях системы дополнительного образования, а её материалы могут быть использованы в любом общеобразовательном учреждении для организации учебно-воспитательного процесса.
В годы советской власти все русские праздники были запрещены, так как они в той или иной мере были связаны с религией. Даже столь любимая всеми детьми елка долгое время оставалась “вне закона”, пока не придумали увенчать ее красной звездой и создать вокруг нее новые пролетарские обычаи. В настоящее время обычаи стали возрождаться, восстановлено празднование Рождества, первые чины государства принимают участие в пасхальных и других церковных праздниках. Мы разучились праздновать, веселиться и приносить радость как себе, так и другим. Программа по изучению традиционных русских праздников направлена именно на то, чтобы восстановить утраченные знания о старинных обрядах.
Направленность программы – духовно-нравственная. Данная программа направлена на передачу духовного опыта русского народа, способствующего восстановлению связей между поколениями и формирование активной, творческой личности.
Цель программы: освоение учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа через знакомство и изучение истории возникновения народных праздников; игровых традиций русского народа в календарной последовательности православных праздников; через работу с народным календарем, с сезонными праздниками; через погружение в бойкое, меткое народное слово.
Задачи программы:
- познакомить с народным календарем и составляющих его сезонных и православных праздников, обрядов русского народа, его характером, присущими ему нравственными качествами;
- систематизировать сведения о русских праздниках через выпуск периодической газеты “Праздничный хоровод”, который имеет большую просветительскую и практическую направленность;
- формировать у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность; национальные традиции;
- воспитывать на традициях празднования народных праздников творческую личность, обладающую художественным вкусом.
Отличительной особенностей программы “Азбука народных праздников” является активное включение детей в мир народных традиций, включение их в процесс познания окружающего мира, организации их взаимодействия, основанного на сотрудничестве и коллективном решении задач познания, осмысления и принятия новых знаний и нравственных и эстетических ценностей. Данная программа имеет просветительскую и практическую направленность – выпуск периодической газеты “Праздничный хоровод” (выходит 2 раза в год).
Возраст детей: 9 лет (3 класс), 4 класс (10 лет).
Срок реализации дополнительной программы: 2 года.
Формы и режим занятий: групповая, индивидуальная, по подгруппам, коллективная. Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными.
Формы проведения занятий: игры, викторины; составление сборника рецептов, гаданий; коллективно- творческая работа; лекция; проектная деятельность; исследовательская деятельность; презентация работ; выпуск газеты.
Занятия проводятся в группе 1 раз в неделю по 1 академических часу (40 минут). За год 34 часа (34 учебных недель), за два года 68 часов.
Планируемые результаты обучения
По окончанию изучения программы "Азбука народных праздников" учащиеся будут знать: ключевое понятие - народный праздник; историю возникновения народных календарных и православных праздников; народный календарь (обряды, обычаи, игры) и составляющих его сезонных праздников и обрядов русского народа, его характер, присущими ему нравственные качества; традиции праздничного застолья; периодические издания и историю возникновения газеты; профессии в периодическом издании.
Учащиеся будут уметь: определять календарные и православные праздники; проводить русские народные игры; систематизировать сведения о русских праздниках через выпуск периодической газеты “Праздничный хоровод”, который имеет большую просветительскую и практическую направленность. Проявлять инициативность и творчество при выполнении своих обязанностей в издании газеты “Праздничный хоровод”; уважительно и доброжелательно относится к людям; работать в группе и индивидуально; самостоятельно работать с литературой; делать умозаключения и выводы из полученной информации.
Содержание изучаемого курса
I год обучения
1 раздел “Введение”( 3 ч.)
Знакомство с понятием народный праздник – день знаменательный, памятный, посвященный определенному событию. Календарные и православные народные праздники. Своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события, лежащего в основе праздника, его происхождения и значимости для общества. Составление таблицы “Народные праздники”.
II раздел “Осень – перемен восемь” (3 ч.)
Знакомство с такими праздниками, как “Семенов день”, “Рождество Богородицы”, “Кузьминки”. Определение календарных и православных праздников. Подведение итогов этого раздела. Осенью наступала пора молодежных посиделок, свадеб, народных игрищ, театрализованных представлений, это время прощания с прошедшим летом и встречи зимы.
III раздел “Выпуск газеты “Праздничный хоровод” (4 ч.)
Знакомство с понятием “газета”, историей возникновения газеты, профессиями в периодическом издании.
Практические занятия (3 ч.)
Исследовательская работа “Профессии в газете”.
Распределение обязанностей среди учащихся.
Исследовательская работа “Создание собственной газеты” (выходит 2 раза в год).
IV раздел “Пришла зима – не отвертишься” (10 ч.)
Знакомство учащихся с традициями празднования Нового года в разных странах, новогоднего застолья, кто был первым Дедом Морозом, как называют Деде Мороза в разных странах.
Практические занятия (5 ч.):
Разработка проекта “Новый год по-…”
Письмо Деду Морозу или Санта Клаусу.
Выпуск №1 периодической газеты “Праздничный хоровод”, посвященный традициям празднования Нового года.
Презентация выпуска №1 газеты “Праздничный хоровод” (Приложение 1).
V раздел “Встреча весны” (10 ч.)
Знакомство с такими праздниками, как “Масленица”, “Благовещение”, Вербное воскресенье”, “Пасха”, “Егорьев день”. Определение календарных и православных праздников. Подведение итогов по разделу.
Практические занятия (6 ч.)
Готовим блины.
Раскраска пасхальных яиц.
Народные игры на Пасху (разучивание).
Выпуск №2 периодической газеты “Праздничный хоровод”, посвященный традициям празднования Масленицы и Пасхи (Приложение 3).
Презентация выпуска газеты № 2.
VI раздел “Солнышко на дворе, встречай лето” (3 ч.)
Знакомство с такими праздниками, как “Вознесение”, “Семик”, “Троица”. Определение календарных и православных праздников. Подведение итогов по разделу.
VII раздел “Обобщение” (1 ч.)
Практическое занятие:
Подводятся итоги за год, организуется выставка работ учащихся (по выбору учителя).
II год обучения
1 раздел “Введение” (2 ч.)
Закрепление знаний об известных праздниках по временам года (обзор-викторина“Всякая душа празднику рада). Проведение викторины по следующим праздникам: “Новый год”, “Масленица”, “Пасха”, “Троица”, “Кузьминки”. Получение новых знаний об их праздновании. Подведение итогов.
II раздел “Выпуск газеты “Праздничный хоровод” (2 ч.)
Распределение обязанностей среди учащихся (выборы новых кандидатов). Отчет о проделанной работе предыдущего состава.
III раздел “Осень велика, зима долга” (7 ч.)
Знакомство с русским народным праздником “Воздвижение”. Знакомство с народными обрядами на Покров день, приметами и пословицами. Подведение итогов этого раздела. Осенью наступала пора молодежных посиделок, свадеб, народных игрищ, театрализованных представлений, это время прощания с прошедшим летом и встречи зимы.
Практические занятия (4 ч.):
Разработка проекта “Придет Покров…”.
Выпуск №3 периодической газеты “Праздничный хоровод” “Покров Пресвятой Богородицы”.
Презентация выпуска газеты № 3.
IV раздел “Зимние праздники в разгаре, а весна уж на пороге” (10 ч.)
Знакомство с традициями празднования русского народа с такими праздниками, как “Наум-грамотник”, “Сочельник”, “Рождество Христово”, “Зимние святки”, “Васильев вечер” (Коляда), “Сретенье”, “Прощеное воскресенье”. Сущность обрядов и песен зимнего календаря состояла в том, чтобы обеспечить будущий урожай, приплод скота и счастливую жизнь в семье. Эта пора в жизни народа была насыщена колядованием, ряжением, играми и игрой, предсказаниями и приметами, гаданиями, песнями и танцами
Практические занятия (3 ч.):
Коллективно-творческая работа “Рождественская ёлка”.
Знакомство с гаданиями.
Разучивание колядок (Приложение 2).
V раздел “Матушка весна всем красна” (4 ч.)
Знакомство с Великим постом. Питание в Великий пост. Знакомство с праздниками: “Красная горка” и “Радуница”. Подведение итогов по разделу. На этот цикл приходились главные христианские праздники; православные праздники предписывали крестьянам строгий пост (воздержание в пище и отказ от веселья); характерно начало весенних полевых работ и проведение обрядов, с ними связанных; начало весенних молодежных хороводов и гуляний
Практические занятия (1 ч.)
Страстная неделя. Составление сборника рецептов “Питаемся в пост”.
VI раздел “Весна красная, а лето отрадное” (8 ч.)
Знакомство с праздниками: “Иван Купала”, “Петров День”, “Ильин день”. Подведение итогов по разделу.
Практические занятия (4 ч.):
Разработка проекта “Иван Купала”.
Выпуск №4 периодической газеты “Сколько праздников в году”, посвященный празднику “Иван – Купала””.
Презентация выпуска газеты № 4.
VII раздел “Обобщение” (1 ч.)
Практическое занятие: подведение итогов за весь курс обучения. Выставка работ учащихся, оценивание проделанной работы, самооценка. Награждение учащихся за активное участие.
Учебно-тематический план
I год обучения. Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю) (Приложение 4)
№ п/п | Тема | Количество теоретических часов | Количество практических часов | Всего часов |
1. | Введение. | 3 | 3 | |
2. | Осень - перемен восемь. | 3 | 3 | |
3. | Выпуск газеты “Праздничный хоровод”. | 1 | 3 | 4 |
4. | Пришла зима – не отвертишься. | 5 | 5 | 10 |
5. | Встреча весны. | 4 | 6 | 10 |
6. | Солнышко на дворе, встречай лето. | 3 | 3 | |
7. | Обобщение. | 1 | 1 | |
Итого: | 19 | 15 | 34 |
II год обучения.
Рассчитан на 34 учебных часа (1 раз в неделю).
№ п/п | Тема | Количество теоретических часов | Количество практических часов | Всего часов |
1. | Введение. | 2 | 2 | |
2. | Выпуск газеты “Праздничный хоровод”. | 2 | 2 | |
3. | Осень велика, зима долга. | 3 | 4 | 7 |
4. | Зимние праздники в разгаре, а весна уж на пороге. | 7 | 3 | 10 |
5. | Матушка весна всем красна. | 3 | 1 | 4 |
6. | Весна красная, а лето отрадное. | 4 | 4 | 8 |
7. | Обобщение. | 1 | 1 | |
Итого: | 19 | 15 | 34 |
Результативность освоения учащимися программы осуществляется через использование различных способов проверки: тематический контроль знаний после изучения тем; текущий контроль умений в процессе наблюдения за индивидуальной работой; выполнение творческих работ; итоговый контроль: выставки, защита проектов, результатом которых является выпуск периодической газеты “Праздничный хоровод”.
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставки, презентации, проекты, итоговые праздники и занятия.
Список используемой литературы
- Библиотека русского фольклора. - М., 1990.
- Дмитриева Н.А. Краткая история Искусств. - М. 1991.
- Емельянова Т. Красота древней земли. Народное искусство среднего Поволжья. - Л., 1988.
- Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1992.
- Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: "Высшая школа", 1983.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. М., 1991.
- Майорова М.Г., Дубинская В.А. Русское народное прикладное искусство. -М., 1980.
- Новицкая М.Ю. “Введение в народоведение”. Родная Земля”. - Сборник "Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 2 (1-4 классы)" - Просвещение, 2000.
- Новицкая М.Ю. Методические рекомендации к курсу “Введение в народоведение”. Книга для учителя. – М. “Дрофа”, 1998.
- Обрядовая поэзия. - М., 1989.
- Русские народные пословицы, поговорки. - М., 1990.
- Ставроша – детская газета.- Тольятти.