Основная цель занятия. Закрепление понятий по прядению и ткачеству. Знакомство с историей одежды. Создание кукол – артистов для кукольного театра.
Задачи занятия.
Образовательные.
- Создать условия для удовлетворения потребности субъекта в реализации своей познавательной активности в соответствии с индивидуальными особенностями.
- Обеспечить усвоению понятий по теме “Одежда”.
- Устранить пробелы в знаниях по прядению и ткачеству.
- Обобщить и систематизировать знания по истории родного края.
- Отработать навыки работы с ножницами и разными материалами (бумагой и тканью).
- Формировать умения анализировать исторические факты и давать им обоснованную оценку.
Воспитательные.
- Формировать интерес к историческому прошлому.
- Продолжить формирование осознанной потребности в труде и творческого начала у учащихся.
Развивающие.
- Развивать аналитическое мышление.
- Развивать познавательные умения.
- Развивать умения учебного труда.
- Содействовать развитию необходимых личностных качеств (воли, целеустремленности, аккуратности, ответственности, собранности).
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
|
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
|
|
Материальное оснащение.
Оборудование для учителя: литература, дидактические и наглядные материалы, дополнительные материалы (бумага, картон, ткань) и ножницы, клей, кисточки.
Оборудование для учащихся: цветной картон, белая бумага, разноцветные ткани, ножницы, клей, кисточка, карандаш, клеенка.
Список литературы для педагога
- Бежкович А. С. Хозяйство и быт русских крестьян. - М.: 1959 г.
- Большой энциклопедический словарь/ Сост. А. М. Прохоров.: Москва, 2002 г.
- Даль В. И. Пословицы русского народа. – М.: 1957г.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Н. Ю. Шведова. – Москва.: 2000 г.
- “Русские” (историко – этнографический атлас). - М.: 1967 г.
- Русские народные традиции и современность. - М.: 1995 г.
- Русские/Сост. Н. С. Полищук, И. В, Власов, В. А. Александров. - М.: 1990г.
- Семенова М. Мы – славяне. - С-Пб.: 1997 г.
- Чистов К. В. Этнография восточных славян. - М.: 1994 г.
- http://kartonkino.ru/igrushki-dlya-detey-svoimi-rukami/elegantnyie-3d-kuklyi-iz-bumagi/
- https://urok.1sept.ru/.
Список литературы для детей
- Русская изба (иллюстративная энциклопедия). - С-Пб.: 1996 г.
- Семенова М. Мы – славяне. - С-Пб.: 1997 г.
- Фрейтаг И. П. Ткачество. Что умеют мастера / Л. Л. Аникина. – СПб.: СМИО Пресс, 2007 г. Выпуск 5
Дата проведения занятия 12.05.2014 г.
I. Организационная часть урока – 2 мин.
- Ребята! Сегодня на занятии мы продолжим закрепление исторических понятий, связанные с прядением и ткачеством. Но мы поговорим о готовых изделиях ткачества. Кто уже догадался, о чем пойдет речь? (Об одежде)
- Выполним практическое задание – оденем куклу (мальчикам – мужской костюм, девочкам – женский).
- Изучение традиционного народного костюма представляет большой исторический и практический интерес. Одежда, являясь одним из важных элементов материальной культуры, отражает те социальные и экономические изменения, которые происходили в определенные исторические периоды.
II. Повторение пройденного материала – 5 мин.
Закрепление пройденного материала проходит по командам. Класс делится на 4 команды по 5-6 человек в каждой. Отметить одним из смайликов свое самочувствие на экране соревнований.
Задания | 1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда |
Настроение | ||||
Повторение | … | …. | …. | ... |
Итого |
||||
Новый материал Игра |
… | … | … | … |
Итого |
||||
Выставка работ | ||||
Всего | ||||
Настроение |
На выполнение одного задания дается одна минута. На экране соревнований приклеиваются вагончики поезда. Кто первый поднимает руку для ответа, ставится вагончик с 4-мя окошками, у второго – с 3-мя и т.д. Общее количество баллов соответствует количеству окон на вагонах.
1. Назови сырье, которое использовалось при изготовлении ткани
- Лен
- Подорожник
- Крапива
- Лютик
- Лыко и рогожа
- Василек
- Конопля
- Одуванчик
- Шерсть
- Первоцвет
2. Назови инструменты прядения, используя картинки
- Самопрялка
- Веретено
- Пряслице – маховичок – колесико
- Прялка
- Ткацкий стан
3. Беление и крашение
Из чего получали:
- 1Красный цвет, к №1 к №1
- Желтый, к №1
- 1Оранжевый, к №2 к №2
- Зеленый, к №2
- 1Синий, к №3 к №3
- 1Малиновый и фиолетовый, к №3
- Коричневый, к №4 к №4
- Черный
4. Тест-опрос
- Существовали и названия тканей по цвету. (Славянское название говорит учитель – дети сопоставляют с цветами красок.) Кто первым поднимет руку, тому наклеивается вагончик.
- Бель – белый
- Багрянец – ярко – красный
- Зелень – зеленый
- Синота – синий
- Червляница – красный
- Крашенина – разноцветная
- Смурый – темно – серый
- Померклый – темный, черный
- Срений – белосерый
- Зекрый – зелено – голубой, бирюзовый
- Пелесый – темный, бурый
- Плавый – желтоватый
- Половый – беловатый, изжелта-белыйя = половцы – светловолосый народ
- Редрый – рыжий, красноватый
- Смаглый – темный (от “смага” - жар, пламя)
5. Разновидности и названия тканей
Найти соответствия левого столбика с правым по три названия для каждой команды (правильный вариант)
- Трикотажное полотно (льняное полотно)
- Полушерстяное (лен+шерсть)
- Посконная – вотола (толстая и грубая льняная материя) для плаща
- Толстина (конопляная материя) для паруса
- “узчина”, “усцина” (среднее полотно) для мужских и женских рубах, скатерти, полотенца
- “бель”, “тончица”, “частина” (тонкие отбеленные нарядные холсты
- “посконные”, “замашные”, “замашковые” - конопляные ткани
- “власяница” - грубая шерстяная ткань, перешло в жесткую колючую монашескую одежду
- “сермяга” - грубая ткань
- “водмол”, “опона”, “орниць”, “ярига”, “сукно” - названия шерстяных тканей
- “цатра” - теплая ткань из козьего пуха
- Бумажник – хлопчатобумажные ткани
III. Объяснение нового материала – 14 мин.
1. Одежды на Руси были свободные, длинные и необычайно красочные. Рубахи и сарафаны шились из домотканого холста и украшались вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, полосками из кружева, лентами, блестками и бисером. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.
Праздничная и будничная одежда с незапамятных времен имела сложное декоративное оформление, где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества. На протяжении многих поколений у каждого народа, населяющего необъятные просторы нашей Родины, выработались свои приемы и способы образования узора вышивки и искусства плетения кружев. История русского костюма свидетельствует о том, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин в конце XIX–начале XX века носил примерно то же, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху, сшитую из двух кусков (полотен). Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была (часто ходили босые), служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом (онучи).
Древние могила и бабушкина сундуки
- Откуда мы знаем, как наряжались 1000 лет назад наши далекие предки, что они одевали зимой и летом, в будни, в праздничные и печальные дни?
Погребальный обычай наших предков требовал отправлять человека в последний путь в богатом, удобном и красивом убранстве, причем для женщин и девушек это был свадебный наряд. (Переход из обычного мира в другой. Белый наряд невесты с древних времен считался траурным).
При раскопках в Старой Ладоге, Пскове, Новгороде и других районах часто находили обрывки одежды и почти целую обувь. Эти вещи могли быть выброшены, а влажная почва не дала “сгинуть” (сгнить).
“По одежке встречают”. Эта поговорка пришла из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам достаточно было один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду – племени принадлежит, каково его общественное положение и “гражданское состояние” - совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и т.д. Такая “визитная карточка” позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ожидать. Если человек, без крайней необходимости переодевался в одежду, не соответствующую его достоинству и полу, то его ждало осуждение, да и наказание.
В старину женщины носили юбки (платья, рубахи), мужчины – порты (брюки). В Скандинавии времен викингов жена могла запросто развестись с мужем, если он надевал на себя хоть что – нибудь, принадлежавшее к женскому убранству.
И сегодня сохранились в нашем обиходе “говорящие” детали одежды.В гимназии (19 век) девочек – гимназисток заставляли носить повсюду (театр, прогулка и др.) только форменное платье. В советское время школьники тоже носили форменные платья и костюмы, но только в школе.
- Рассмотрите картинки, что вам знакомо из одежды, как она называется и какую функцию выполняет?
Женский костюм
Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и шушпан. Женскую рубаху шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом из горловины, застегивающихся на пуговицу.
Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой невиданной формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминала маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана, а шили из дорогих тканей.
Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от “сглаза”. Особенно украшались ворот, оплечья, грудь и подол – места возможных “входов” злых сил. Рубахи в которых женщины косили, назывались “рубахи-сенокосицы”. Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле.
Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами.
На юге России вместо сарафана носили поневу – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды . Он оберегал живот. Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода.
Епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани. Душегрейка. Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей.
Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди. Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой из шелковых или шерстяных ниток, оборкой разной толщины. Носили их с сарафанами.
Головной убор
Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.
Головные уборы делились на девичьи и женские, или “бабьи”. Девушки по обычаю заплетали волосы в одну косу, макушку оставляли открытой. Поэтому их головной убор – это всевозможные венцы, повязки, обручи, которые украшались речным жемчугом, бисером. “Повязка”, или, как часто ее называли, “красота”, “волюшка”, в каждом селе имела свою форму и орнамент. Девичий головной убор дополнялся “пушками” – шариками из белого гусиного или лебяжьего пуха, а также “кудрями” – яркими Селезневыми перышками.
Основу всех русских женских головных уборов, несмотря на их разнообразие, составляла твердая налобная часть, в зависимости от формы (плоская, лопатообразная, с рогами) называвшаяся кичкой или рогатой кичкой. Сверху она обтягивалась кумачом, ситцем или бархатом. Затылок прикрывала прямоугольная полоса ткани – позатылень. В состав сложного головного убора входило до 12 предметов, общим весом до 5 килограммов.
Молодые женщины в первый год замужества складывали ширинку жгутом и повязывали ею повойник или сороку концами вперед. В XIX веке головные полотенца, ширинки вытеснены платками. Ими сначала покрывали голову на мягкие волосники, а затем прямо на волосы, причем и женщины, и девушки. Платок девушки завязывали под подбородком, а замужние “по-бабьи” – концами назад.
Мужской костюм
Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи из домотканого холста. Так как ткань была узкая (до60 см.), рубаху выкраивали из отдельных деталей, которые потом сшивали, а швы украшали декоративным красным кантом. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром. Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки, завязывались на талии шнурком – гашником. Поверх них состоятельные люди носили еще верхние шелковые или суконные штаны, иногда на подкладке. К низу их заправляли либо в онучи – куски ткани, которыми обертывали ноги, завязывая их специальными завязками, а затем надевали лапти, либо в сапоги из цветной кожи.
Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна, запахивающийся на левую сторону, с застежкой на крючки или пуговицы; зимой – овчинные нагольные шубы. Зипун – распашная одежда полуприлегающего, расширенного книзу силуэта с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий, до запястья. Пройма была прямой, рукав не имел оката. Кафтан, надевавшийся поверх зипуна, различался не только отделкой, но и конструктивным решением. Некоторые кафтаны (обычный, домашний, выходной) были прямого, расширенного книзу силуэта и не отрезные по линии талии. Другие имели прилегающий силуэт с обрезной линией талии и широкой сборчатой нижней частью. Дина их варьировалась от коленей до щиколотки. Для их отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетеные из шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.
Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. Каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.
Обувь. Онучи – длинные широкие полосы ткани (холщевой или шерстяной). “Лапти”, “лыченицы”, “лычаки”, “лычные сапоги” (из лыка, бересты и даже из кожаных ремешков). Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально “между делом”.
“Поршни” – порабошни, порогини, постолы. “Порт” – тряпка, лоскут, порхлый – рыхлый, мягкий. Детская обувь поршни крепились к ноге так же, как лапти. Такие же были найдены в Германии, Польше, Южной Норвегии, Балтии.
Кожаная обувь – сапоги. Летопись 985г.. Боярин Добрыня осматривает захваченных пленников – болгар и обращает внимание, что все они в сапогах. Сапоги - не очень высокие, верх – голенище. Края голенища богатых сапог отделывались тесьмой, полосками яркой ткани, вышивкой, у знатных – жемчугом. Красные “червляные” сапоги считались привилегией князей и воинской верхушки – бояр.
“Башмаки” – туфли. Отличались от поршней витой подошвой, остроносые, с невысоким подъемом, плотно облегающие ногу. В Старой Ладоге найдены башмаки по особому покрою – их подошва имеет удлинённый “хвостик”, который вшивали в треугольный вырез на заднике
Игра. Вспомни названия элементов одежды (по картинке).
IV. Практическая работа – 20 мин.
Выполнить аппликацию по предложенному шаблону с использованием цветной бумаги, лоскутов ткани. Выполнение в команде двух персонажей кукольного театра девочки Маняши и домовенка Кузи.
Критерии оценки работ учащихся.
- Самостоятельность в работе.
- Трудоемкость.
- Цветовое решение.
- Креативность.
- Качество исполнения.
- Оригинальность работы.
V. Подведение итогов – 3 мин.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что запомнилось больше всего? Давайте посмотрим ваши работы, что у вас получилось.
Выставка работ учащихся. Определение лучших работ. Выставление оценок на экране соревнований.
VI. Рефлексия. – 1 мин.
– А теперь подведем итог нашего занятия и выясним, как каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы класса. Предлагаю поставить смайлик, соответствующий вашему настроению.
VII. Домашнее задание.
- Найти вместе с родителями в интернет-источниках, энциклопедических словарях информацию про свою любимую одежду, выполнить эскиз. Оформить работу в форме доклада.