Цель: воспитание у детей любви и уважения к бабушкам и ко всем пожилым людям.
К классному часу приготовлены: стенд “Бабушки и внуки” (фотографии учащихся и их бабушек); плакат, на котором нарисован внук, обнимающий бабушку; сочинения учащихся написанные заранее. На классный час приглашены все бабушки учащихся нашего класса.
Во вступительном слове учитель говорит о доброте и мудрости бабушек, о том как некоторые из них помогают классу, о заботе и помощи им со стороны внуков и внучек.
Учитель продолжает:
- Бабушки прожили долгую жизнь, много испытаний выдержали они. К их советам надо внимательно прислушиваться. У некоторых бабушек неважное здоровье, поэтому не мешает им почаще помогать. Даю вам, ребята, домашнее задание: тем, у кого бабушка живёт в деревне или в другом городе, сегодня же постараться написать письмо, а у кого бабушка дома – не забывать поблагодарить её за обед, когда нужно, вынести мусор, помыть обувь, сходить в магазин, полить цветы. И стараться делать так каждый день, без напоминаний и просьб.
Затем учитель читает рассказ В.Осеевой “Бабка”.
Бабка была тучная, широкая, с мягким певучим голосом. В старой вязаной кофте расхаживала она по комнатам, неожиданно появлялась перед глазами, как большая тень.
- Всю квартиру собой заполонила! – ворчал Борькин отец.
А мать робко возражала ему:
- Старый человек … куда же ей деться?
- Зажилась на свете … - вздыхал отец.
– В инвалидном доме ей место – вот где!
Все в доме, не исключая Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.
Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела посудой. Потом будила зятя и дочь:
- Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку …
Подходила к Борьке:
- Вставай, батюшка мой, в школу пора!
- Зачем? – сонным голосом спрашивал Борька.
- В школу зачем? Темный человек глух и нем – вот зачем!
Борька прятал голову под одеяло:
- Иди ты, бабка …
- Я–то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.
- Мама! – кричал Борька. – Чего она тут гудит над ухом, как шмель?
- Боря, вставай! – стучал в стенку отец.
– А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.
Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку колготки, рубашку. Грузным телом колыхалась перед его кроватью, мягко шлепая туфлями по комнатам, гремела тазом и все что-то приговаривала.
В сенях отец шаркал веником.
- А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!
Бабка торопилась к нему на помощь:
- Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязные были, я их обмыла и поставила.
Отец хлопал дверью. За ним торопливо выбегал Борька. На лестнице бабка совала ему в портфель яблоко или конфету, а в карман – чистый носовой платок.
- Да ну тебя! – отмахивался Борька.
– Раньше не могла дать. Опоздаю вот …
Потом уходила на работу мать. Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить лишнего. Потом сыпались на бабку другие наставления. Бабка принимала их молча, без возражений.
Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно – по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:
- Так-то, голубчики мои … Не просто, не просто жить на свете!
Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул портфель и кричал:
- Бабка, поесть!
Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.
Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривала:
- Все хорошо, Борюшка: плохое и хорошее хорошо. От плохого - человек крепче делается, от хорошего - душа у него зацветает.
Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:
- Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?
- Ела, ела, - кивала головой бабка. – Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава.
Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:
- Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни – богу молиться, долги платить да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!
- Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!
- Вот и хорошо, Борюшка! Будешь поить – кормить да подавать с ласкою? А уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.
- Ладно. Только мертвой не приходи, - говорил Борька.
После обеда, если Борька оставался дома, бабка подавала ему газету и, присаживаясь рядом, просила:
- Почитай что-нибудь из газеты, Борюшка: кто живет, а кто мается на белом свете.
- “Почитай!” - ворчал Борька. – Сама не маленькая!
Со двора доносился визг ребят.
- Давай пальто, бабка, скорей, некогда мне!
Бабка опять оставалась одна. Поправив на носу очки, она осторожно развертывала газету, подходила к окну и долго, мучительно вглядывалась в черные строки. Буквы, как жучки, то расползались пред глазами, то, натыкаясь друг на дружку, сбивались в кучу …
Пришел однажды к Борьке товарищ. Товарищ сказал:
- Здравствуйте, бабушка!
Борька весело подтолкнул его локтем:
- Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:
- Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать.
А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:
- А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои и чужие. Она у нас главная.
- Как это – главная? – заинтересовался Борька.
- Ну, старенькая … всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.
- Не взгреет! – нахмурился Борька. – Он сам с ней не здоровается.
Товарищ покачал головой:
- Чудно! Теперь старых все уважают. Правительство, знаешь, как за них заступается! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так ему теперь они платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед всеми, жуть!
- Да мы свою бабку не обижаем, - покраснел Борька. – Она у нас сыта и здрава.
Прощаясь с товарищем, Борька почему-то задержал его у дверей.
- Бабка, - нетерпеливо крикнул он, - иди сюда!
- Иду, иду! – заковыляла из кухни бабка.
- Вот, - сказал товарищу Борька, - попрощайся с моей бабушкой.
После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:
- Обижаем мы тебя?
А родителям говорил:
- Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится.
Мать удивлялась, а отец сердился:
- Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня – мал еще!
И, разволновавшись, набрасывался на бабку:
- Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.
Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:
- Не я учу – жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете …
Перед праздником возилась бабка до полуночи на кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое, глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.
Отец, примеряя носки, кряхтел от удовольствия:
- Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам, мамаша!
Борька удивился:
- Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые – еще ослепнешь!
Бабка улыбалась морщинистым лицом. Борьку вообще интересовало бабкино лицо. Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами.
- Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? – спрашивал он.
Бабка задумывалась.
- По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно прочитать.
- Как же это? Маршрут, что ли?
- Какой маршрут? Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала, ложились на лицо морщины. Нужды терпела, билась – опять морщины. Мужа на войне убили – много слез было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет.
Слушал Борька и со страхом глядел в зеркало: мало ли он поревел в своей жизни – неужели все лицо такими нитками затянется?
- Иди ты, бабка! – ворчал он. – Наговоришь всегда глупостей …
Когда в доме бывали гости, наряжалась бабка в чистую ситцевую кофту и чинно сидела за столом. При этом следила она в оба глаза за Борькой, а тот, делая ей гримасы, таскал со стола конфеты.
У бабки лицо покрывалось пятнами, но сказать при гостях она не могла.
Подавали на стол дочь и зять, делали вид, что мамаша занимает в доме почетное место, чтобы люди плохого не сказали. Зато после ухода гостей бабке доставалось за все: и за почетное место, и за Борькины конфеты.
- Я вам, мамаша, не мальчик, чтобы за столом подавать! – сердился Борькин отец.
- И если уж сидите, мамаша, сложа руки, то хоть за мальчишкой приглядели бы: ведь все конфеты потаскал! – добавляла мать.
- Да что ж я с ним сделаю-то, милые мои, когда он при гостях вольным делается? – что спил, что съел – царь коленом не выдавит, - плакалась бабка.
В Борьке шевелилось раздражение против родителей, и он подумал про себя: “Вот будете старыми, я вам покажу тогда!” …
За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у нее стала круглая, ходила она тише и все присаживалась.
- В землю врастает, - шутил отец.
- Не смейся над старым человеком, - обижалась мать.
А бабке в кухне говорила:
- Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем-нибудь и назад не дождешься …
Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу – клубок ниток. Ждала, видно, Борьку. Стоял на столе готовый прибор. Но обедать Борька не стал.
Он долго глядел на мертвую бабку и вдруг опрометью бросился из комнаты. Бегал по улицам и боялся вернуться домой. А когда осторожно открыл дверь, отец и мать были уже дома.
Бабка, наряженная, как для гостей, лежала на столе. Мать плакала, отец в полголоса утешал ее:
- Что же делать? Пожила, и довольно. Мы ее не обижали, терпели и неудобства и расход …
В комнату набились соседи. Борька стоял у бабки в ногах и с любопытством рассматривал ее. Лицо у бабки было обыкновенное, а морщин стало меньше.
На другой день бабку схоронили. Домой шли медленно, провожали соседи. Борька забежал вперед, открыл свою дверь и на цыпочках прошел мимо бабкиного кресла. Тяжелый сундук, обитый железом, выпирал на середину комнаты; теплое лоскутное одеяло и подушка были сложены в углу.
Борька постоял у окна, поковырял пальцем прошлогоднюю замазку и открыл дверь в кухню. Отец, засучив рукава, мыл галоши. Мать гремела посудой. Борька вышел на лестницу, сел на перила и съехал вниз.
Вернувшись со двора, он застал мать сидящей перед раскрытым сундуком. На полу была свалена всякая рухлядь. Пахло залежавшимися вещами.
Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами.
- Мой еще, - сказала она и низко наклонилась над сундуком.
– Мой …
На самом дне загремела шкатулка. Борька присел на корточки. Отец потрепал его по плечу:
- Ну что же, наследник, разбогатеем сейчас!
Борька искоса взглянул на него.
- Без ключей не открыть, - сказал он и отвернулся.
Ключей долго не могли найти: они были спрятаны в кармане бабкиной кофты. Когда отец встряхнул кофту и ключи со звоном упали на пол, у Борьки от чего-то сжалось сердце.
Шкатулку открыли. Отец вынул сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шелка – тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочел:
- “Внуку моему Борюшке”.
Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: “Внуку моему Борюшке” …
Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрел по улице вдоль чужого длинного забора …
Домой он пришел поздно вечером; глаза у него распухли от слез, к коленкам пристала свежая глина.
Бабкин пакетик он положил себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: “Не придет утром бабка!”.
Рассказ произвёл сильное впечатление и на детей, и на взрослых. После чтения его не следует обсуждать, лучше одну- две минуты посидеть молча.
Слово вновь берёт учитель:
- Относиться внимательно и помогать надо не только своей бабушке. Не забывайте проявлять милосердие к чужим одиноким , больным, престарелым людям.
Наступает черёд ролевых игр. Разыгрываются сценки:
а) Дети сидят в автобусе. Входит старушка …
б) Идет бабушка с тяжелой сумкой. Ее нужно перевести через дорогу…
Класс внимательно следит за действующими лицами и комментирует их поведение. Следят и за бабушкой : поблагодарит ли она детей.
Учащиеся читают стихотворения о бабушках.
Загадка
Я вам загадаю загадку,
А вы отгадайте ее.
Кто ставит на пятку заплатку?
Кто гладит и чистит белье?
Кто дом по утрам прибирает?
Кто ставит большой самовар?
Кто с младшей сестренкой играет
И водит ее на бульвар?
Кем коврик бархатный вышит?
Кто письма подробные пишет
Солдату - отцу моему?
Чьи волосы снега белее?
А руки тонки и сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочинила стихи?
Е.Благинина
Бабушкины руки
Я с бабушкой своею
Дружу давным-давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
И все мне любо в ней.
Но бабушкины руки
Люблю всего сильней.
Ах, сколько руки эти
Чудесного творят!
То рвут, то шьют, то моют,
То что-то мастерят.
Так толсто мажут пенки,
Так густо сыплют мак,
Так грубо трут ступеньки.
Ласкают нежно так.
Проворные, — смотрите, —
Готовы день-деньской
Они плясать в корыте,
Шнырять по кладовой.
Настанет вечер — тени
Сплетают на стене
И сказки сновиденья
Рассказывают мне.
Ко сну ночник засветят —
И тут замолкнет вдруг.
Умней их нет на свете
И нет добрее рук.
Л.Квитко
Затем учащиеся читают сочинения о своих бабушках. Вот некоторые из них:
Я хочу рассказать об очень дорогом для меня человеке – моей бабушке Вере Александровне. Моя бабушка – самая добрая и ласковая. Если у меня радость, она радуется вместе со мной, если мне грустно, она успокаивает и утешает. У моей бабушки золотые руки. Какие красивые платья шьет мне бабушка! Она и меня учит вышивать , вязать, шить одежду для кукол. Мы часто вместе играем, читаем книги. Я стараюсь помогать бабушке по хозяйству. (Катя Н.)
Мою бабушку зовут Валентина Никитична. Она работает на заводе старшим бухгалтером. По вечерам мы с бабушкой гуляем около дома. Я делюсь своими впечатлениями, открываю свои маленькие тайны. Моя бабушка радуется мои успехам в учебе, вместе с ней переживаем мои неудачи. Мне кажется, что о моей бабушке написано стихотворение “Бабушка- забота”. Я очень люблю свою бабушку и помогаю ей. (Марина Л.)
Сочинение заканчивается стихами:
Очень бабушку мою
Маму мамину, люблю
У нее морщинок много
И на лбу седая прядь.
Так и хочется потрогать,
А потом поцеловать.
И вот, наконец, настало время послушать бабушек.
- Я расскажу вам о том, как мы с внуком труд по хозяйству превращаем в игру. Например, когда надо пылесосить, мы с внуком становимся машинистами или шоферами. После работы идем в столовую (на кухню), где становимся сначала поварами, потом – посетителями столовой. Я очень люблю своего внука. Ко дню его рождения я написала стихи:
С днем рожденья, Игорек,
Мой любимый, мой внучок!
Я желаю тебе счастья
И здоровья, и удач.
Будь же весел ты почаще
И смотри поменьше плачь
Чтоб девчонки полюбили
И тебя бы оценили,
Чтоб мальчишки уважали
Никогда не обижали.
Маму с папой люби крепко,
Бабушек не забывай
И хорошие отметки
Каждый день ты получай.
Выступают несколько бабушек с рассказами об интересных случаях из жизни, о взаимоотношениях с внуками и пожеланиями учащимся.
Затем бабушки получили музыкальные подарки от внуков. Учащиеся играли на пианино любимые произведения для гостей и танцевали.